Самые частые ошибки при таможенном оформлении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самые частые ошибки при таможенном оформлении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Особенности таможенного контроля товаров

Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.

Таможенному контролю подлежат:

  1. Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
  2. Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  3. Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
  4. Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
  5. Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
  6. Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

  1. Страна (регион) происхождения товара. Чаще всего под досмотр подпадают товарные партии, прибывающие из стран, в отношении товаров из которых в России применяются так называемые контрсанкции (Украина, США, страны Евросоюза). Также высокий профиль риска присваивается товарным партиям, прибывающим в нашу страну из регионов, где идет война, или регионов с высоким уровнем наркопреступности.
  2. Товарный код товаров согласно ТН ВЭД. Большинство товаров, свободно ввозятся и вывозятся из страны, но есть ряд товаров для вывоза или ввоза которых на таможне потребуется предъявить лицензию, сертификат, декларацию, разрешение. Некоторые недобросовестные участники ВЭД в нарушение таможенного законодательства присваивают декларируемым товарам иной товарный код. Аналогичный метод используется участниками ВЭД и для того, чтобы избежать выплаты пошлин. Система СУР имеет сведения о группах товаров, которые чаще всего подвергаются неверному декларированию. Часто российские таможенные органы используют контакты с коллегами из других стран. При обнаружении расхождений между объемами экспорта и импорта тех или иных товаров, тоже попадают в группу риска.
  3. Участник ВЭД, декларант. Система СУР рассматривает всех декларантов как добросовестных участников ВЭД. Однако, стоит однажды декларанту совершить ошибку (намеренно или непреднамеренно), которая привела к возбуждению административного дела (без лишения лицензии), как все последующие внешнеторговые операции этого участника ВЭД будут рассматриваться системой СУР как высокорискованные. Наименьший профиль риска имеют участники ВЭД, имеющий статус уполномоченного экономического оператора, добросовестные таможенные представители, владельцы СВХ, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли.
  4. Количество товаров. Существуют группа так называемых товаров прикрытия, которые служат прикрытием для ввоза в страну товаров риска. Подозрения вызывают большие партии картофельного крахмала, продуктов, используемых для кормления животных, лесоматериалов и других категорий товаров, которые могут быть прикрытием для ввоза высокорискованных товаров, а то и запрещенных к ввозу или вывозу, контрабанды.
  5. Товары, ввозимые по документам, достоверность которых вызывает сомнение. Высокий профиль риска может быть присвоен товарной партии, которая ввозится в сопровождении сертификатов, лицензии, декларации и других документов, достоверность которых сомнительна.
  6. Маршрут перемещения товаров. Степень риска зависит от того, насколько высок риск перегруза товаров, находящихся под таможенным контролем.

Избежать ошибок при декларировании товаров поможет квалифицированный таможенный брокер. Компания ТАЙСУ-ТБ имеет 20-ти летний опыт работы в сфере таможенного оформления. У нас есть собственный штат квалифицированных декларантов, которые знают все тонкости проведения таможенного контроля. Мы заранее готовим все необходимые документы для таможни, чтобы выпуск товара прошел без замечаний.

Наши филиалы, расположены на всех ключевых направлениях: Москва, Смоленск, Брянск, Санкт-Петербург, Выборг, Владивосток, Находка, Новороссийск и Калининград. Непосредственное присутствие на месте проведения таможенного контроля помогает оперативно решить любые возможные проблемы.

Мы оказываем следующие виды услуг:

  • помощь при сборе и оформлении товаросопроводительных документов;
  • оформление и подача таможенной декларации;
  • расчет и оплата таможенных платежей;
  • расчет таможенной стоимости;
  • защита интересов клиента в зоне таможенного контроля.

Порядок проведения таможенного контроля и что это такое

Все работающие в Российской Федерации инспекционно-досмотровые комплексы функционируют в соответствии с принятыми правительственными постановлениями. В нормативных и правовых актах, помимо понятийного аппарата, определяющего надзорных органов исполнительной власти, представлен и набор четких инструкций, в соответствии с которыми специалисты ФТС должны проводить те или иные вмешательства.

Таким образом, регламент деятельности варьируется исключительно в формате строго очерченных рамок, а при его реализации сотрудники постовых служб руководствуются ранее созданным указаниями. Технология проведения таможенного контроля – это этапы, понятия, принципы и порядок осуществления соответствующих мероприятий, очерченных правительственной документацией. К числу операций, которые, как правило, проводятся на местах, относятся:

  • устный опрос;
  • запрос бумажных и цифровых свидетельств;
  • назначение экспертизы;
  • сопровождение;
  • установление определенного маршрута;
  • учет продукции;
  • наблюдение;
  • проверка системы сертификационного регистрирования и пр.

Конечно, вопрос о транспортировке товаров через границу – это чрезвычайно важный аспект, нуждающийся в самом подробном рассмотрении. Однако перед предпринимателями, обладающими статусом участников внешнеэкономической торговой деятельности, постоянно появляется огромное количество иных задач самого разного уровня сложности.

Читайте также:  МИНИМАЛЬНАЯ И СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА В США

Для автоматизации бизнес-процессов в 2021 году принято использовать специализированное программное обеспечение, например, сервис «Склад 15» от российского бренда «Клеверенс». Компания, занимающаяся разработкой профильного софта на протяжении последнего пятнадцатилетия, является надежным поставщиком решений для организаций, учреждений, транспортных зон, сетевых магазинов, фирм e-commerce и пр.

Ответственность за нарушения таможенных правил, посягающие на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Статья 254 ТК состоит из трех частей, предусматривающих ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа, утрату, нарушение сроков доставки или недоставление в место, определенное таможенным органом, товаров, транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них.

Противоправность указанных деяний прежде всего выражается в несоблюдении требований ст. 140 ТК, в соответствии с которой на перевозчика возложена обязанность доставить товары, транспортные средства и документы на них в место, определенное таможенным органом. Такая доставка производится по установленным маршрутам без какого-либо изменения упаковки перевозимых товаров или их состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме целей доставки.

Практически для всех видов товаров выработаны нормы убыли. В случае же возникновения по данному поводу разногласий между перевозчиком и таможенным органом назначается экспертиза, проводимая Центральной таможенной лабораторией либо экспертными подразделениями Ростеста, Госстандарта и других организаций.

Маршрут доставки таможенным органом, как правило, не устанавливается, а если маршрутизация используется, то в основном для контроля за транзитными товарами. Однако маршрутизация может осуществляться таможенным органом и при доставке товаров под таможенным контролем во внутренние таможни. При этом контроль за доставкой автомобильных грузов осуществляется не более чем в двух пунктах в регионе деятельности каждой таможни. Указанные пункты (чаще всего склады временного хранения, учредителями которых являются таможенные органы) работают круглосуточно и находятся вблизи автомагистралей.

При рассмотрении ч. 1 ст. 254 ТК (выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в определенное таможенным органом место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем) в первую очередь следует определить понятия выдачи и утраты. Под выдачей товаров и транспортных средств понимается их передача третьим лицам. Так, за выдачу товаров несет ответственность перевозчик, доставивший товары не в таможенный орган назначения, а получателю, адрес которого указан в товаросопроводительном документе. В отличие от выдачи утрата не связана с прямым волеизъявлением лица и, по сути, является результатом, выразившимся в выбытии вещи из владения лица.

Утрата и выдача товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть допущены не только в процессе доставки, но и впоследствии, при осуществлении хранения. Этим обусловливается привлечение к ответственности за совершение данных действий также складов временного хранения и лиц, принявших товар на ответственное хранение.

При заполнении документа контроля за доставкой товаров в графе 40 перевозчик подписывается под обязательством о доставке товара в установленные место и сроки. Однако отсутствие такого обязательства не является основанием для освобождения лица от ответственности по данной статье в силу того, что обязанность доставить товар вытекает не из графы 40 документа контроля доставки, а из ст. 140 ТК.

Документ контроля за доставкой товаров (ДКД) — документ, необходимый для таможенных целей и для таможенного контроля и заполняемый на каждую партию товаров, перевозимых от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения. В качестве ДКД используются книжка МДП или бланк грузовой таможенной декларации.

Деяние лица, выразившееся в выдаче, утрате или недоставлении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, ряд таможенных органов квалифицируют одновременно по ч. 1 ст. 254, ч. 1 ст. 279 ТК (в части недекларирования товаров и транспортных средств). Правомерность таких действий они обосновывают положениями ст. 144 ТК, согласно которой до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик. Однако так как перевозчик является только лицом, фактически перемещающим товары либо ответственным за использование транспортного средства, и не может выступать в качестве, достаточном для совершения с товарами действий по их декларированию от собственного имени, то оснований для привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 279 ТК не имеется.

Применение ч. 1 ст. 279 ТК возможно лишь, когда перевозчик выступает одновременно в качестве получателя товара. В этом случае он привлекается к ответственности по двум статьям в силу того, что на нем лежат две обязанности: обязанность доставить товар и обязанность его оформить.

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 254 ТК, влечет наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с применением альтернативного дополнительного взыскания в виде конфискации либо взыскания стоимости этих товаров и транспортных средств либо отзыва лицензии или квалификационного аттестата.

Некоторые перевозчики предпринимают попытки признать недействительным постановление таможенного органа о наложении взыскания в судебном порядке.

Перевозчики часто апеллируют к тому, что они доставили товар в таможню назначения, где люди в форменной одежде поставили на документах штамп о доставке товара, скрепленный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Однако в процессе производства по делу установлено, что указанные штампы и оттиски, сделанные личной номерной печатью, не соответствуют представленным образцам, а из таможни назначения получен ответ о том, что товар не доставлялся. При привлечении перевозчиков к ответственности таможенные органы исходят из того, что юридические лица не несут ответственность только в случае действия непреодолимой силы. Ряд же судебных органов полагает, что факт подделки штампов служит основанием для проведения служебной проверки, но не для привлечения лица к ответственности.

Один перевозчик в исковом заявлении указал, что он неправомерно привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 254 ТК, так как в соответствии с действующим законодательством должен нести ответственность только за уплату причитающихся таможенных платежей. В качестве обоснования заявленного была использована следующая логическая конструкция. Действительно, товар был помещен под процедуру внутреннего таможенного транзита . Транзит товаров регулируется главой 6 Таможенного кодекса РФ. В соответствии со ст. 40 этой главы при выдаче без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта.

Процедура, аналогичная применяемой в настоящее время процедуре доставки товаров под таможенным контролем. Регулировалась Приказом ГТК России от 16 апреля 1993 года N 136, утратившим силу 31 июля 1997 года.

В данном случае претензии перевозчика необоснованны. Во-первых, налицо подмена понятий внутреннего таможенного транзита, являющегося процедурой доставки товаров между пограничным и внутренним таможенным органом, предваряющей помещение товаров под определенный таможенный режим, и транзита — таможенного режима . Во-вторых, вне зависимости от того, произошли ли выдача, утрата или недоставление при доставке товара во внутреннюю таможню или при использовании таможенного режима транзита, когда доставка осуществляется в иной пограничный таможенный орган, перевозчик несет ответственность по ч. 1 ст. 254 ТК. Санкция в виде неуплаты таможенных платежей относится к группе финансово — правовых санкций и применяется к перевозчику вне зависимости от привлечения его к ответственности за нарушение таможенных правил.

Под таможенным режимом транзита товаров понимается режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами РФ, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 35 ТК).

Частью 2 ст. 254 ТК предусмотрена ответственность за утрату или недоставление принятых для вручения таможенному органу таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем. Для вручения таможенному органу могут передаваться документ контроля доставки товаров, краткая декларация, грузовая таможенная декларация, транспортные, товаросопроводительные и другие документы. Ответственность по ч. 2 ст. 254 ТК наступает только в случае, если документы были приняты для вручения.

Практика идет по пути того, что в случае недоставления в таможню назначения и товаров и документов на них ответственность наступает только по ч. 1 ст. 254 ТК. Однако с учетом того, что совершается два отдельных правонарушения, применение обеих частей также обосновано.

Совершение деяния, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 254 ТК, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере от трех до пятидесяти процентов стоимости товаров и транспортных средств, на которые были утрачены или не были доставлены документы.

Действия, выразившиеся в несоблюдении установленного таможенным органом срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них, квалифицируются по ч. 3 ст. 254 ТК.

Читайте также:  Новый закон об аренде: как выйти из сделки без согласия собственника

Указанная часть применяется в случае, если доставка в таможенный орган назначения произошла, но с нарушением сроков.

Сроки доставки устанавливаются таможенным органом самостоятельно, исходя из возможностей транспортного средства, маршрута доставки и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц (ч. 2 ст. 140 ТК).

В практике таможенных органов возникал вопрос, будет ли являться нарушением таможенных правил доставка товаров, транспортных средств и документов на них с нарушением срока, установленного таможенным органом, но в пределах срока, исчисленного из расчета две тысячи километров за один месяц. Анализ ч. 2 ст. 140 ТК позволяет говорить о том, что предельный срок в две тысячи километров предназначен для таможенного органа, который не может его превысить при определении срока доставки, но не как предельный срок самой доставки товаров перевозчиком. Для последнего обязательным является срок, установленный таможенным органом.

Очевидно, что ответственность по ч. 3 ст. 254 ТК наступает только в случае, когда срок доставки таможенным органом был установлен.

Ответственность за данное правонарушение наступает в виде предупреждения либо наложения штрафа в размере от двухкратного до десятикратного минимального месячного размера оплаты труда.

Статья 252 ТК. Если вследствие аварии или действия непреодолимой силы перевозчиком не могут быть выполнены обязанности, предусмотренные ст. 140 ТК, Таможенный кодекс РФ предписывает ему совершить следующие действия: принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров и транспортных средств, а также незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров и транспортных средств (ст. 141). Эти положения применяются также, когда морские, речные и воздушные суда делают вынужденную остановку или посадку на территории РФ.

Статьей 252 ТК предусмотрена ответственность за несоблюдение изложенных выше требований. Кроме того, ответственность по данной статье наступает за необеспечение перевозки названных товаров и транспортных средств в ближайший таможенный орган или доставки должностных лиц этого органа к месту нахождения товаров и транспортных средств.

Непреодолимая сила является институтом гражданского права и ее понятие содержится в ст. 401 и 202 Гражданского кодекса РФ, согласно которым под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Общепринятого определения аварии не существует.

Так, в Кодексе торгового мореплавания СССР 1968 года общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 232). В Правилах дорожного движения Российской Федерации 1993 года термин авария употребляется наряду с дорожно — транспортным происшествием — событием, возникающим в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз или сооружение.

Правоприменительная практика таможенных органов исходит из того, что авария — это такая поломка транспортного средства, которая препятствует дальнейшему движению и не дает возможности завершить процедуру доставки товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место без:

  • изменения, уничтожения, повреждения либо утраты средств идентификации, примененных таможенным органом;
  • погрузки, выгрузки, перегрузки этих товаров и транспортных средств;
  • исправления повреждений их упаковки, а также осуществления упаковки и переупаковки.

Приведем пример. При доставке в приграничный таможенный орган произошла поломка транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем. Водитель автотранспортной организации, выполнявшей перевозку, поставил транспортное средство с товаром на платную стоянку при автозаправочной станции и направился за деньгами на ремонт транспортного средства в расположенный рядом город. По истечении нескольких дней он вернулся и после ремонта с нарушением установленных сроков доставил транспортное средство в место, определенное таможенным органом. В связи с тем, что транспортное средство находилось на стоянке без контроля со стороны таможенных органов и перевозчика в течение нескольких дней, автотранспортная организация была привлечена к ответственности по ст. 252 ТК.

За совершение деяния, предусмотренного рассматриваемой статьей, установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух до десяти процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.

Статья 253 ТК предусматривает ответственность за непредставление в месте доставки товаров и транспортных средств и невручение документов на них таможенному органу.

Статья 142 ТК содержит положение, в соответствии с которым в месте доставки товары и транспортные средства должны быть представлены, а документы на них вручены таможенному органу. Представление выражается в уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств. Такое уведомление подается не позднее 30 минут со времени прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 минут со времени наступления начала работы этого таможенного органа.

Ответственность за непредставление товаров и транспортных средств, а также за невручение документов на них несет, как правило, перевозчик.

Однако обязанность представления товаров и транспортных средств и вручения документов на них может лежать и на разных лицах. Так, согласно Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС России и ГТК России 20 апреля 1995 года, железные дороги обязаны доставить грузы и документы на них на станцию назначения и уведомить о доставке груза таможенный орган (представить товары и транспортные средства), а работники этой станции обязаны передать таможенному органу четвертый лист ГТД, два экземпляра натурного листа, а также перевозочные и товаросопроводительные документы на вывозимый груз (вручить документы). Таким образом, в случае доставки товаров железнодорожным транспортом ответственность по ст. 253 ТК распределяется следующим образом: субъектом ответственности за непредставление в месте доставки товаров является железная дорога, а за невручение документов на них — станция назначения.

Иначе обстоит дело с транспортными средствами. Согласно телеграмме ГТК России и МПС России от 4 декабря 1993 года порожние вагоны, контейнеры, перевозочные приспособления (за исключением случаев, когда они являются товарами) при перемещении между железными дорогами СНГ и Балтии пропускаются пограничными таможенными органами без таможенного оформления на станции отправления по натурному листу, представленному железной дорогой, с указанием в нем цели перемещения. В данном случае обязанность как представить транспортные средства, так и вручить на них документы таможенному органу РФ лежит на перевозчике.

Обязательным условием для наступления ответственности по данной статье является доставка товаров и транспортных средств в место, определенное таможенным органом.

За невручение документов на товары и транспортные средства лицо будет нести ответственность только в том случае, если установлено, что документы имелись в наличии, однако по каким-либо причинам не были представлены таможенному органу. В противном случае действия лица образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 254 ТК (утрата или недоставление принятых для вручения таможенному органу документов).

Действия, определенные в диспозиции ст. 253 ТК, влекут наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до пятикратного минимального месячного размера оплаты труда.

Статья 258 ТК предусматривает ответственность за нарушение порядка таможенного оформления.

Диспозиция ст. 258 ТК содержит две группы деяний, образующих объективную сторону правонарушения:

  • несоблюдение установленных требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения;
  • предъявление неправомерных требований на применение упрощенного порядка таможенного оформления, а равно несоблюдение условий его применения.

В настоящее время существуют две противоположные позиции касательно начала таможенного оформления. Приверженцы первой из них утверждают, что таможенное оформление начинается с момента начала предварительных операций, а именно с момента уведомления таможенного органа о пересечении таможенной границы РФ либо о намерении пересечь таковую. Свою позицию они мотивируют тем, что, во-первых, предварительные операции открывают (после общих положений) раздел «Таможенное оформление» Таможенного кодекса РФ, а во-вторых, в соответствии со ст. 137 ТК под предварительными операциями понимаются все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Таким образом, таможенное оформление как процедура делится на две части — предварительное таможенное оформление и основное.

Вторая позиция состоит в том, что предварительные операции являются лишь своеобразным «приготовлением» к таможенному оформлению, вспомогательным процессом. Сторонники данной точки зрения ссылаются в первую очередь на ст. 18 ТК, содержащую основные понятия, используемые в Таможенном кодексе РФ. Пункт 15 данной статьи дает определение таможенного оформления как процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ. Первые же действия по заявлению таможенного режима лицо осуществляет, производя декларирование, уже после завершения всех предварительных операций.

Это мнение подтверждается также ст. 132 ТК, согласно которой таможенное оформление начинается не позднее 30 минут с момента заявления должностным лицом таможенного органа о своей готовности к производству таможенного оформления в отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка совершения предварительных операций, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Читайте также:  Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.

Таблица 3. Санкции для ИП за нарушения, обнаруженные в ходе таможенной проверки

 N 
п/п
 Нарушение 
 Статья 
КоАП РФ
 Возможное наказание для ИП 
 1 
Незаконное перемещение 
товаров через таможенную
границу
ст. 16.1
штраф в размере от 1/2 
до 3-кратного размера стоимости
товаров с возможной
конфискацией;
конфискация товаров
 2 
Недекларирование 
по установленной форме
(устной, письменной,
электронной) товаров,
подлежащих декларированию
п. 1
ст. 16.2
штраф в размере от 1/2 
до 2-кратного размера стоимости
товаров с возможной
конфискацией;
конфискация товаров
 3 
Заявление недостоверных 
сведений о товарах при их
декларировании, если
сведения служат основанием
для освобождения от
таможенных пошлин, налогов
или для занижения их
размера
п. 2
ст. 16.2
штраф в размере от 1/2 
до 2-кратной суммы неуплаченных
таможенных пошлин, налогов
с возможной конфискацией;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения
 4 
Нарушение режима зоны 
таможенного контроля
ст. 16.5
предупреждение; 
штраф от 5 до 10 тыс. руб.
 5 
Представление 
недействительных
документов при таможенном
оформлении
ст. 16.7
штраф от 100 до 300 тыс. руб. с
возможной конфискацией товаров;
конфискация товаров, ставших
предметом нарушения
 6 
Уничтожение, повреждение, 
удаление, изменение либо
замена средств
идентификации
ст. 16.11
штраф от 5 до 20 тыс. руб. 
 7 
Непредставление 
в таможенный орган
отчетности
ст. 16.15
предупреждение; 
штраф от 20 до 50 тыс. руб.
 8 
Нарушение сроков уплаты 
таможенных платежей
ст. 16.22
штраф от 50 до 300 тыс. руб. 

  • лицо подлежит административной ответственности за режима зоны таможенного контроля только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.

Что делать при задержании груза?

Зачастую с задержкой груза сталкиваются физические лица, которые заказывают себе товары для личного пользования из разных стран, включая Китай. Перевозкой их занимаются различные службы и организации.

Самой известной является ЕMS. Она отличается от обычной почты тем, что с прибытием посылки на почтовое отделение по адресу отправления заказчику приходит уведомительное письмо или смс на мобильный телефон о том, что посылка доставлена, и заказчик может ее забрать.

Если посылка отправлялась по этому каналу доставки, то ситуация несколько упрощается. Заказчику придет письмо о задержке. Если же посылка отправлялась обычной почтой, то заказчику самому придется выяснять, куда она делась. Это занимает много времени, ведь изначально нужно посетить почту, затем связаться с отправителем, подать заявку в таможню для выяснения задержки груза.

Оспаривание профиля риска

Обжаловать решение таможни можно двумя способами: через вышестоящий орган или арбитражный суд. Выбор зависит от конкретной ситуации, но вышестоящие органы, как правило, встают на сторону таможни, и именно в суде декларанты чаще всего добиваются признания своих прав.

Надо быть готовым к тому, что вряд ли дело ограничится судом первой инстанции. Классификация товаров – сложный и неоднозначный процесс.

Что нужно подготовить для обращения в судебные инстанции:

  • пакет документов с максимально исчерпывающей информацией;
  • анализ судебной практики по аналогичным делам;
  • мотивированное заявление в суд с приложением таможенного экспертного заключения.

Не все претензии стоит отстаивать в суде, но, например, в случае недостоверного декларирования это целесообразно, так как здесь речь идет о финансовой и собственной безопасности.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

  • Проверка соблюдения законности;

  • Реализация действующего законодательства;

  • Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

  • Проведение опроса в устной форме;

  • Документальная проверка;

  • Таможенная проверка;

  • Наблюдение в границах таможенной территории;

  • Получение объяснений;

  • Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

  • Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

  • Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

  • Осмотр складов, помещений, территорий;

  • Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Последние новости из мира туризма

  • казахстанский перевозчик «Air Astana» не допустил транзитного пассажира из России на рейс в Сербию с пересадкой во Франкфурте. Россиянин летел из Астаны, шенгенской визы у него не было. Выход из аэропорта не предполагался, но тем не менее авиакомпания не зарегистрировала россиянина на рейс, сославшись на решение миграционной службы Германии. При этом транзит через европейскую страну не запрещен для российских граждан. «Air Astana» пообещала предоставить туристу билет в Сербию через Турцию;
  • Италия ужесточила правила выдачи виз гражданам России. Теперь каждый заявитель должен предоставить финансовые гарантии. Таким образом, членам одной семьи необходимо предоставлять отдельные справки из банков. Допускается спонсорство несовершеннолетних детей родителями;
  • Финляндия стала отказывать во въезде россиянам с шенгенскими визами даже при наличии уважительных причин для посещения страны. Одна из соотечественниц рассказала, что ехала к гражданскому мужу, имея на руках приглашение от него, договор аренды, обратный билет. Однако на границе ее не пропустили. Известны случаи аннулирования шенгена матери, направлявшейся к сыну по приглашению, и женщине, заключившей контракт на работу с финской компанией;
  • Чехия ввела специальные визы для транзита через аэропорты страны. Новые требования касаются граждан России, Армении, Турции, Египта, Ирана, Индии, Кубы и ряда других стран. Обладателям шенгенских виз, вида на жительство в странах ЕС, членам семей европейских граждан, дипломатам оформлять дополнительные документы не нужно;
  • Индия сняла все ковидные ограничения на въезд туристов. Это касается и россиян. Больше не требуется предъявлять сертификат о вакцинации, результаты ПЦР-теста, заполнять онлайн-анкету. Но при появлении симптомов COVID-19 туристам следует информировать об этом ближайшее медицинское учреждение и уйти на изоляцию.

Чем я в итоге рискую?

Во-первых, любая ошибка таможенного оформления – это потеря времени. Если речь идет, например, о скоропортящихся товарах, где дорог каждый час, задержка на таможне может оказаться фатальной.

Во-вторых, нарушение влечёт за собой штраф. Для юридических лиц минимальный штраф составляет 5 000 рублей, а максимальный может достигать нескольких стоимостей всей партии товара.

В-третьих, неправильное оформление дорогостоящего груза может привести к уголовному преследованию, если в этом случае объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей.

Административная ответственность регулируется главой 16 КоАП РФ, уголовная – статьей 196 УК РФ.

Помните, что таможенный контроль возможен в течение трёх лет с момента выпуска товара с терминала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *