НК РФ Статья 407. Налоговые льготы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 407. Налоговые льготы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
-
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
-
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
-
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
-
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
-
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Глава 3. Оценка объемов предоставления налоговых льгот и освобождений в российской практике
В данной главе рассмотрен российский опыт предоставления налоговых льгот и освобождений. В отличие от практики развитых зарубежных стран, которая стала предметом исследования в главе 2 данной работы, в России не применяется концепция налоговых расходов бюджета для целей налоговой и бюджетной политики. Это, в частности, означает, что в настоящее время в российской практике отсутствуют обоснованные подходы к определению базовой структуры налогов и соответственно налоговых льгот как отступлений от этой базовой структуры. Вместе с тем, как будет показано далее в данной главе, определенный опыт оценки и формирования информации о потерях доходов бюджета в связи с теми или иными параметрами налоговой системы (в том числе от предоставления налоговых льгот и освобождений) в России есть.
Прежде чем анализировать российскую налоговую систему в части предоставления налоговых льгот и освобождений, необходимо определить, что мы будем понимать под налоговыми льготами.
Налоговый кодекс РФ определяет налоговые льготы (льготы по налогам и сборам) как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Исходя из данного определения, любое положение налогового законодательства, предоставляющее одним видам доходов или видам деятельности налогоплательщиков преимущества перед другими, следует характеризовать как налоговые льготы. Однако, как можно заключить из проведенного выше анализа зарубежной практики, это утверждение верно не всегда. Например, доходы в виде дивидендов часто облагаются налогом по более низкой ставке, чем другие виды доходов, но такое «преимущество», по сути, преимуществом не является, так как сокращает двойное налогообложение при его частичной интеграции.
Для применения в российской практике концепции налоговых расходов бюджета целесообразно определить налоговые льготы через исключения из базовой структуры налогов. Далее в данной главе под «базовой структурой налога» мы будем понимать положения действующего налогового законодательства, технически (общее определение объекта налогообложения) или качественно (повышение нейтральности, справедливости и эффективности налоговой системы, в том числе упрощение администрирования и исполнения налогового законодательства) формирующие структуру того или иного налога. При этом под «налоговыми льготами» будут пониматься отступления от базовой структуры налога.
Кто освобожден от уплаты налогов, даже если пришло уведомление
Категории льготников по земельному налогу предусмотрены в статье 391 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:
- инвалиды I и II группы;
- инвалиды с детства;
- дети-инвалиды;
- чернобыльцы;
- пенсионеры;
- ветераны и инвалиды ВОВ;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
- полные кавалеры ордена Славы;
- многодетные родители при условии, что в семье 3 несовершеннолетних детей и больше.
Налоговая льгота предоставляется в размере 100% на земельный участок площадью не более 600 кв.м. Участок должен находиться в собственности у льготника, на правах бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Кроме того, власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут вводить дополнительные льготы для местных жителей. Например, жители Москвы, которые относятся к льготникам, имеют право дополнительно уменьшить налоговую базу по земельному налогу на 1 миллион рублей. А герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, «За службу родине в ВС СССР», Трудовой славы и Герои Социалистического Труда полностью освобождены от уплаты налога по одному земельному участку независимо от его площади.
Льготы от уплаты НДФЛ предусмотрены в отношении определенных видов получаемого дохода для конкретных категорий граждан. Они установлены главой 23 Налогового кодекса РФ. Таким образом, от уплаты НДФЛ освобождены:
- доноры в отношении суммы вознаграждения за сданную кровь, материнское молоко или иную помощь;
- пенсионеры в отношении суммы начисляемой пенсии и доплат к ней;
- физические лица, получившие единовременную выплату в связи со смертью пенсионера, которая выплачивается бывшим работодателей, в сумме не более 4 тысяч рублей в год;
- ветераны, инвалиды и труженики тыла ВОВ, а также их вдовы в отношении материальной помощи из бюджета РФ в суммы не более 10 тысяч рублей в год;
- ветераны боевых действий и участники ВОВ в отношении государственных выплат ветеранам;
- инвалиды в отношении сумм материальной помощи в размере не более 4 тысяч рублей, которые предоставляются для реабилитации;
- граждане, которые участвуют в выявлении и лечении коронавируса (медицинский персонал и волонтеры), в отношении выплат стимулирующего характера (компенсации).
Налоговые вычеты также относятся к налоговым льготам. То есть из суммы полученного дохода вычитается определенная сумма. И потом, с полученной разницы, исчисляется НДФЛ. Так, стандартные налоговые вычеты представляются:
- инвалидам с детства (500 рублей);
- инвалидам I и II группы (500 рублей);
- инвалидам ВОВ (3 000 рублей);
- чернобыльцам и лицам, участвующих в ликвидации аварии на ЧАЭС (3 000 рублей);
- Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации (500 рублей);
- родители и супруги военнослужащих, погибших результате ранения (500 рублей);
- другие, указанные в статье 218 НК РФ.
Также налоговый вычет на ребенка может оформить каждый родитель в сумме 1 400 рублей на 1 и 2 ребенка, 3 000 рублей – на третьего и последующих детей, 12 000 рублей – на ребенка-инвалида.
Если разведенный отец или мать уплачивают алименты, то они также имеют право на получение налогового вычета.
В зависимости от категории налогоплательщика и вида налоговой льготы они предоставляются:
- в беззаявительном порядке;
- по заявлению.
В беззаявительном порядке предоставляются льготы по налогу на имущество и по земельному налогу для пенсионеров и инвалидов I и II групп. Информация о предоставляемой льготе направляется напрямую из отделения ПФР.
Всем остальным категориям льготников необходимо писать заявление для получение налоговой льготы. Но в зависимости от льготы, заявление должно быть направлено в адрес ФНС или работодателя.
Если у человека появилась льгота пару лет назад, но он ранее не использовал ее, то можно получить перерасчет по налогам. Налоговые органы пересчитывают ранее уплаченный срок на основании заявления.
Пересчет и возврат налога возможен в периоде не более 3 лет (налоговых периодов), которые предшествуют году подачи заявления и не ранее даты возникновения права на льготу.
Пример: Налогоплательщик мог воспользоваться льготой по налогу на имущество с 2015 года. Однако ранее заявление о представлении льготы не представлял. Заявление о пересчеты сумм налога было подано 10.06.2020.
Ответ: ФНС произведет перерасчет сумм уплаченного налога на имущество за 2017, 2018 и 2019 года.
Ответ по заявлению о перерасчете ранее уплаченного налога представляется человеку в течение 10 рабочих дней. Срок для возврата налога составляет 1 месяц.
Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы.
Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков.
Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:
- не уплачивать налог или сбор;
- уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.
Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.
Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение индивидуального характера, т.е. отсутствие отдельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретно-определенных одного лица или организации (т.е. льготы устанавливаются для определенной категории лиц, для целого ряда, а не индивидуально).
Какие еще бывают виды налоговых льгот
Льготы, позволяющие снизить налоговую ставку или валовой налог, называют освобождением. Валовой налог, или окладная сумма – это цифра, получаемая при умножении количества единиц налогообложения в составе налоговой базы на ставки налога. Для выплат, размер которых устанавливается с помощью распределения единой суммы, намеченной к сбору, между разными налогоплательщиками (так называемые раскладочные налоги), валовой налог является заранее утвержденной суммой.
Освобождения — это непосредственное уменьшение налоговых взносов, взимаемых с субъекта налогообложения. Преференции в этом случае предоставляются непосредственно, в отличие от скидок, получаемых при изъятии и сокращающих валовой налог лишь косвенным путем. Освобождения позволяют учитывать имущественное положение предприятия в большей степени, чем любые другие виды налоговых льгот.
Если льготы первых двух типов предоставляют большую выгоду налогоплательщикам, прибыль которых облагается налогами с высокими ставками, то освобождение, равное в количественном измерении, позволяет сохранить внушительные средства предприятиям с низким доходом.
Например, первый налогоплательщик получает 50 тысяч рублей в год, а второй – 100. Им обоим предоставляется налоговая скидка на сумму в пять тысяч рублей. При прогрессивной системе сбора налогов такие доходы относятся к разным налоговым разрядам, соответственно, льгота становится более существенной для второго налогоплательщика. Ведь если прибыль до 50 тысяч рублей облагается десятипроцентным налогом, а свыше 50 тысяч – двадцатипроцентным, то первый налогоплательщик без скидки заплатил бы пять тысяч, а вот второму пришлось бы потратить целых 15 (50 000 х 10% + 50 000 х 20%). Если же субъекты воспользуются льготой, то первому придется заплатить всего на 500 рублей меньше – 4,5 тысячи [(50 000 – 5 000) х 10%], а второй сможет сэкономить тысячу и заплатить 14 тыс. руб. [50 000 х 10% (50 000 – 5 000) х 20%]. Таким образом, равная в количественном выражении скидка позволяет сэкономить разные суммы.
Если же субъектам предоставят освобождение от уплаты налога в том же объеме, то первый налогоплательщик вообще не понесет налоговых обязательств (50 000 х 10% — 5 000 = 0), а второй вынужден будет выплатить 10 тысяч рублей [(50 000 х 10% + 50 000 х 20%) – 5 000 = 10 000]. При таком раскладе первый субъект сэкономит 10% доходов, а второй – лишь 5%.
Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы.
- Снижение ставки налога
По закону о налоге на прибыль коммерческих фирм налоговая ставка снижается наполовину, если штат предприятия на 50% состоит из пенсионеров и инвалидов.
- Уменьшение окладной суммы (валового налога)
Валовой налог может уменьшаться частично или полностью, на конкретный срок или навсегда.
- Налоговые каникулы – полное снятие налогов на определенный срок.
Не путайте освобождение от выплаты налогов со сложением недоимки, то есть списанием безнадежных налоговых долгов, которое возможно только в таких экономических, социальных или юридических ситуациях, когда взыскание долга не представляется возможным (статья 59 части первой НК РФ).
- Отсрочка или рассрочка выплаты налогов
Такой вариант позволяет изменить сроки выплат законных сборов. Правила получения такого вида налоговых льгот прописаны в статьях 61-64 и 68 части первой НК РФ.
- Налоговый кредит
Налоговый кредит, как и вышеописанные варианты, является одним из видов изменения сроков налоговых выплат. Разница заключается в том, что отсрочка и рассрочка, согласно Налоговому кодексу РФ, предоставляются на срок не более шести месяцев, а кредит можно взять на целый год. Существует также ряд процедурных различий при получении этих видов налоговых льгот: так отсрочку и рассрочку предоставляют власти, а налоговый кредит берется по договору. Такой кредит предусматривает уплату процентов, как и в вышеописанных случаях. Если же требование о льготе подкреплено документами, подтверждающими, что предприятию или имуществу был причинен вред в результате чрезвычайной ситуации или иных форс-мажорных обстоятельств или же имела место задержка бюджетных выплат, к примеру, по госзаказу, проценты по кредитам, отсрочкам и рассрочкам не начисляются.
Правила получения кредита по выплате налогов регламентируются статьей 68 частью 1 НК РФ.
- Инвестиционный налоговый кредит
Такой вид налоговых льгот заключается в предоставлении инвесторам, вкладывающим средства в научные исследования, опытные разработки в конструкторских бюро, техническое оснащение предприятий, развитие новых технологий, а также фирмам, которые выполняют особо важные социальные и экономические подряды, права временного уменьшения своих налоговых сборов. В дальнейшем их необходимо будет выплатить с учетом процентов.
Если налоговый кредит можно взять не более чем на год, то срок действия инвестиционного налогового кредита – от года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите прописывается вид налога, требующего рассрочки, его сумма, срок выплат, объем процентов, иные сведения о порядке погашения кредита, гарантии исполнения договора (залог, поручительство), а также иная ответственность сторон.
- Целевой налоговый кредит
Целевой налоговый кредит – это возможность выплатить налог или его часть в натуральном выражении. Вместо того чтобы вносить в бюджет определенные средства, налогоплательщик может поставить в бюджетные учреждения свою продукцию, оказать им услуги или провести работы на эквивалентную сумму.
Такой вид налоговых льгот был предусмотрен в Законе РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст. 11-14). Согласно документу, налогоплательщик получал скидку от местных органов власти, которая не превышала суммы налога, начисляемой на счет местного бюджета. На такую льготу мог рассчитывать только исполнитель особо важного муниципального заказа, касающегося социального или экономического развития территории, а также предоставления особенно значимых услуг жителям региона.
Чтобы получить такую скидку, налогоплательщик должен был заключить налоговое соглашение с местными органами власти. В дальнейшем это соглашение должны были утвердить при рассмотрении годового бюджета поселения или района.
Если бизнесмен нарушал условия соглашения, с него взыскивалась вся сумма, которую он был должен бюджету до заключения договора, а также 25% от этой суммы в качестве штрафа. Средства поступали в местный бюджет, решение принимала администрация, подписавшая соглашение. Такое решение можно было обжаловать в суде.
Натуральное налогообложение обычно применяется во время кризиса экономики, который характеризуется снижением платежеспособности бизнесменов, а также увеличением взаимной задолженности участников рынка и государства и др.
В новом Налоговом кодексе Российской Федерации закреплено, что налоги можно выплачивать только в денежной форме — наличными средствами или безналичным расчетом (статья 58 части первой НК РФ). Предоставление целевого налогового кредита по НК РФ невозможно.
- Возврат ранее уплаченного налога (части налога)
Этот вид освобождения также называют налоговой амнистией (этот термин используется и для обозначения того факта, что субъект освобожден от финансовых санкций).
- Зачет ранее уплаченного налога
Такой вид освобождения часто используется, чтобы избежать двойного налогообложения (речь идет о кредите на иностранные налоги). Размер налога на прибыль, которую российский контрагент уплатил за рубежом по закону другой страны, принимается и при подсчете российских налогов. Стоит отметить, что объем иностранного налога не может быть выше, чем размер налога на прибыль, подлежащего выплате в России от прибыли, извлеченной за рубежом.
Иногда в счет одного налога может идти другой.
Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.
На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.
Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.
Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).
Льготы разрабатываются на нескольких уровнях.
Таблица 1. Трехступенчатая система, позволяющая учесть интересы всех категорий налогоплательщиков
Уровень | Документ |
---|---|
Федеральный | НК |
Региональный | НК и региональные законодательные акты |
Местный | НК и постановления органов местного самоуправления |
Налоговые льготы и преференции, предусмотренные НК РФ к объектам налогообложения
Налоговые |
Транспортный налог |
Налог на имущество |
Налоговые |
Не предусмотрены |
Статья 381 НК РФ (например, |
Налоговые |
Пункт 2 ст. 358 НК РФ |
Пункт 4 ст. 374 НК РФ |
Налоговая база. Законодательство о налогах и сборах предусматривает различные способы уменьшения налоговой базы: налоговые вычеты (по налогу на доходы физических лиц), налоговые скидки (например, по налогу на прибыль в части расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки согласно специальному перечню).
По региональным налогам не предусмотрено каких-либо налоговых льгот и преференций, которые применяются на этапе расчета налоговой базы, за исключением преференции, предусмотренной п. 6 ст. 376 НК РФ.
Комментарий к Статье 56 НК РФ
Настоящей статьей дано определение льгот по налогам и сборам.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков (организаций и физических лиц) и плательщиков сборов (организаций и физических лиц) предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, преимущества отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов могут выражаться:
— в более низкой налоговой ставке;
— в переносе сроков уплаты налогов и сборов;
— в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);
— в праве осуществлять различные налоговые вычеты (уменьшающие налогооблагаемую базу);
— в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению налогооблагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров(работ, услуг), затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;
— в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов).
Льготы по налогам и сборам могут быть предоставлены лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Льготы по налогам и сборам предоставляются отдельным категориям плательщиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы по налогам и сборам не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории налогоплательщиков льготы по налогам и сборам), порядок (процедура предоставления налогоплательщику льгот по налогам и сборам, оформление и т.п.) и условия применения льгот по налогам и сборам (т.е. обязательность соблюдения налогоплательщиком, которому предоставлены льготы по налогам и сборам, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для реального использования льгот), не могут носить индивидуального характера.
Налогоплательщик вправе:
— отказаться от использования любых льгот по налогам и сборам, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
— приостановить использование любой льготы по налогам и сборам на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (т.е. по окончании налогового периода (в течение которого льгота не применялась) плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего периода)).
Если налогоплательщик решил отказаться от использования льготы по налогам и сборам либо приостановить ее использование, он обязан письменно уведомлять налоговый орган об отказе (приостановлении) использовать льготу.
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Коммерческие налоговые льготы
Если говорить о том, что широко распространено, то здесь можно выделить два важных направления:
- Упрощенные системы налогообложения. В данном случае подразумеваются индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, у которых величина оборота за год не превышает определённую сумму. С их доходов при этом снимается более низкая налоговая ставка (довольно распространенное явление, когда они вообще платят только что-то вроде единого взноса).
- Работа в различных технологических парках и прочих подобных организационных структурах. В данном случае предусматривается льготный налоговый режим, когда размер ставок (пускай и не всегда существенно) понижается, а также определённые бюрократические облегчения.
Как законно освободиться от уплаты транспортного налога?
На основании российского законодательства, каждый гражданин государства или предприятие обязаны уплачивать транспортный сбор, при условии, что принадлежащее им транспортное средство прошло официальную регистрацию в отделении ГИБДД.
Каждый обязательный платеж имеет исключение. Это правило распространяется и на владельцев автомобиля.
Если для физических лиц, относящихся к определенной категории граждан, предусмотрено льготное налогообложение, то юридические лица обязаны уплачивать налог на транспорт в полном объеме в соответствие с региональным законодательством.
Категории граждан на легитимных условиях, освобожденных от перечисления транспортного сбора можно посмотреть в НК РФ ст. 356-363, а так же региональных постановлениях. Например, в Москве, начиная с 2008 года, действует льготный №33 закон, в котором собственный взгляд на тарифы.
Если не заполнить бланк специального заявления и не предоставить его в ФСН по месту жительства льгота по неуплате налога на владельцев авто действовать не будет. Форму документа можно скачать с официального сайта налоговой инспекции.
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.