Европротокол: правила оформления и частые ошибки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Европротокол: правила оформления и частые ошибки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.
Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году
Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:
- В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
- Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
- В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
- В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
- В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
- В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
- В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
- В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).
Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:
- В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
- В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
- В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
- В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
- В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
- В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
- В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
- В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
- В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
- В восемнадцатом – оба водителя расписываются.
На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:
- В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
- Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
- В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
- В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
- В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
- В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
- В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
- Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
- Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.
Что делать после заполнения европротокола?
После заполнения европротокола в 2023 году извещение направляется в страховую компанию не позднее 5 суток с момента совершения ДТП. Каждый водитель предоставляет свой бланк протокола в фирму, в которой он обслуживается. Но это ещё не всё. Вы должны подтвердить, что не превысили 5-дневный срок подачи извещения. С этой целью надо забрать копию с отметкой о принятии документа. Если вдруг страховая компания решит открыть спор о несвоевременности сообщения о дорожно-транспортном происшествии, такая отметка будет как нельзя кстати.
Обратите внимание, что в 2023 году первые 15 дней с момента происшествия и оформления европротокола отправлять машину в ремонт нельзя. Это не должно вызвать каких-либо неудобств, т. к. основанием для европротокола служат незначительные дефекты типа царапин и небольших сколов. А потому вы сможете без проблем передвигаться на своём автомобиле и дальше по городу.
Штраф за неоформление извещения
В 2023 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Что нужно сделать после попадания в аварию?
Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:
- Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
- Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
- не менее 15 м от ТС — при остановке на территории населенного пункта;
- не менее 30 м от ТС — при остановке вне территории населенного пункта.
-
Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.
Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.
- Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
- Заполнить бланки извещения о ДТП
- После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».
Как выглядит бланк европротокола?
Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист). На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно. После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного — каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому — копия.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Ответы на важные вопросы:
Обязателен ли при оформлении европротокола аварийный комиссар
Опытные эксперты всегда рекомендуют хорошо думать, прежде чем ставить подпись. б дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия столкновения двух транспортных средств включая транспортные средства с прицепами к ним , гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;. Но что делать, если суммы убытка выше установленного убытка? В таком случае пострадавшему придется компенсировать часть расходов за счет собственных средств.
Оборотная сторона евро страховки заполняется водителями самостоятельно.
Окончила Академию управления МВД РФ (44.07.01 Образование и педагогические науки, 2009 год). Основное направление профессиональной деятельности – публицистика, касающаяся вопросов автомобильного права и деятельности МВД в целом.
Где взять бланк европротокола
При взыскании средств с виновника пострадавший может дополнительно взыскать компенсацию за утрату товарной стоимости транспортного средства. Если полученная сумма превышает максимальную выплату по ОСАГО, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ взыскать ущерб сверх лимита можно с виновника происшествия.
- сразу после ДТП нужно остановиться и выставить знак аварийной остановки, сохранив все следы и детали ДТП;
- совместно со вторым участником ДТП прийти к согласию касательно его виновника, обстоятельств и нанесенных повреждений, учитывая размер максимальной выплаты по европротоколу;
- совместно со вторым участником ДТП заполнить один бланк извещения о ДТП, в котором будут четко указаны персональные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, его виновник, а также нанесенные автомобилям повреждения;
- по возможности стоит собрать максимум доказательной информации о ДТП: сделать фото- или видеозапись, где будет виден общий план расположения автомобилей после ДТП, фотографии каждого из автомобилей с четко видимыми номерными знаками, следы торможения, если таковые есть, а также все поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения; кроме того, можно собрать контакты и показания свидетелей ДТП, а при наличии записи происшествия с видеорегистратора также сохранить ее в качестве доказательной базы.
Знакомое всем водителям Извещение о ДТП — это и есть бланк Европротокола. Дополнительное значение ему придает лишь сама процедура оформления. Страховые компании обязаны принимать Европротокол без документов дорожной инспекции.
Можно ли оспорить сумму выплаты?
Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).
В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.
Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.
Вопрос: Предусмотрена ли упрощенная схема оформления для бесконтактного ДТП?
Ответ: Бесконтактная авария – происшествие, при котором нет урона от столкновения авто. Но может иметь место урон, образовавшийся от маневрирования, удара от недвижимых предметов. Если нет двух участвующих в столкновении транспортных средств, то отсутствует основание для составления европротокола. В этом случае вызывать инспекторов обязательно.Вопрос: Оформляется ли европротокол при КАСКО?
Ответ: В 2023 году нет ограничений для оформления упрощенки при КАСКО, еще до 2014 года этой возможности не было.Вопрос: Как быть, если виновник не сдает свой экземпляр извещения.
Ответ: Для пострадавшей стороны не имеет значения, когда виновник сдаст свой бланк. Это не влияет на срок выплаты возмещения.
Условия оформления европротокола
Воспользоваться процедурой оформления ДТП без участия сотрудников полиции можно только при соблюдении нескольких условий:
- Место ДТП — РФ.
- В ДТП участвовали только два ТС (в том числе с прицепами) и повреждены только они.
- Ничья жизнь и здоровье в ДТП не пострадали.
- У обоих водителей ТС, участвовавших в ДТП, оформлены полисы ОСАГО. Убедиться в том, что полис действителен, а указанные в нем данные водителя и реквизиты ТС верны, можно на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).
- Если одно из ТС, участвовавших в ДТП, зарегистрировано на территории другого государства, но у владельца такого ТС имеется международный страховой полис «Зеленая карта». Для ознакомления с порядком назначения возмещения по «Зеленой карте» потребуется связаться с представителем РСА.
- Если кто-то из участников ДТП признает себя виновником аварии.
- Если потерпевший согласен с суммой возмещения, предусмотренной европротоколом.
Выплаты по европротоколу
В течение 20 дней после подачи документов страховая компания определит размер возмещения. Оно составит:
До 400 000 руб., если:
Между водителями ТС, ставшими участниками ДТП, нет разногласий, и проведена фото- или видеофиксация места ДТП и его последствий.
До 100 000 руб., если:
1. При наличии фото- или видеофиксации места ДТП и его последствий между водителями ТС, ставших участниками ДТП, есть разногласия.
2. Между водителями ТС, ставших участниками ДТП, нет разногласий, но отсутствует фото- или видеофиксация места ДТП и его последствий.
В соответствии с законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выплачивать возмещение по ДТП, оформленным по правилам европротокола, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО.
Если ущерб окажется больше, чем максимальная сумма возмещения по европротоколу, можно действовать несколькими способами:
- Доплатить за ремонт на СТО страховщика.
- Получить деньги от страховой компании на свой счет и найти другую СТО.
- Обратиться в суд, чтобы потребовать от виновника ДТП покрыть ваши расходы на ремонт.
Использование всероссийских баз страховых агентов
Следующее, о чем я бы хотел вам рассказать, что при продаже вам полиса ОСАГО, законодатель обязал страховщиков использовать всероссийские базы российских страховых агентств.
В которых указана информация о том, пройден или не пройден технический осмотр тем автомобилем, на который вы делаете полис ОСАГО, а также, так называемый, КБМ.
Ну, проще говоря, это Коэффициент Безопасного Вождения. Если вы из года в год, заключая полис ОСАГО на один и тот же автомобиль, не допускали дорожно-транспортных происшествий.
Другими словами, если страховая компания вам ни разу не делала выплат по страховым случаям, то в этом случае вам, как страхователю, начисляется определенный бонус, который выражается в том, что при заключении нового полиса ОСАГО, вы будете получать скидку в денежном эквиваленте.
И вам каждый ваш следующий полис ОСАГО будет обходиться дешевле и дешевле. Так вот, теперь законодатель обязал страховые компании, чтобы в новом полисе ОСАГО все эти данные находили отражение.
Что такое европротокол?
Следующий момент, на котором я бы хотел заострить ваше внимание, это, так называемый, европротокол. Что такое европротокол?
Это возможность участникам дорожно-транспортного происшествия оформить дорожно-транспортное происшествие, не дожидаясь сотрудников ГИБДД. Безусловно, это возможно при наличии некоторых оснований, которые дадут легитимность этому способу.
Ну, во-первых, это самое главное, у участников дорожно-транспортного происшествия не должно быть споров о том, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия. И, далее, это должна быть примерная сумма до 50.000 рублей.
Все мы понимаем, что, попадая в ДТП, сотрудников ГИБДД приходится ждать по многу часов, потому что аварий происходит немало, а сотрудников ГИБДД на оформление всех происшествий просто не хватает.
Поэтому, приходится тратить очень много своего времени. Именно поэтому страховыми компаниями был введен такой способ, как европротокол.
Единственный нюанс, что до вступления в силу изменений, внесенных этим законом, суммы максимальные, которые подлежали выплатам в качестве компенсации за причиненный ущерб, не превышали 25.000 рублей.
Со 2 августа 2014 года эта сумма была поднята в 2 раза и сумма по европротоколам, которыми оформлено дорожно-транспортное происшествие без сотрудников ГИБДД, составляла до 50.000 рублей.
Однако, хочу заметить, что в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, при обязательном предоставлении к европротоколу материалов фото- и видеосъемки ДТП, а также предоставлении информации из спутниковых систем ГЛОНАС, сумма компенсации, которая будет подлежать выплате, составит до 400.000 рублей.
То есть, это уже действовало только в Москве и Санкт-Петербурге, а с 2019 года и по сей день, согласно этого закона, эту сумму подняли до 400.000 рублей. Обязательное условие — при оформлении европротокола ДТП и при обязательном предоставлении материалов фото-видеосъемки и спутниковых систем ГЛОНАС, по всей России сумма поднята до 400.000 рублей.