Особенности осмотра места происшествия — квартиры
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности осмотра места происшествия — квартиры». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Осмотр производится с участием понятых. Для участия в осмотре следователь может пригласить специалиста, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Если в осмотре участвуют подозреваемый, обвиняемый, то в нем вправе участвовать также их защитники и законные представители. Комиссаренко Е. С. Следственные действия в уголовном процессе России. Саратов, 2005.
Статья 176 УПК РФ. Основания производства осмотра (действующая редакция)
- Решение Верховного суда: Определение N 30-О09-11, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Что касается протокола осмотра места происшествия, то он проведен в соответствии с требованиями ст.ст.176, 177 УПК РФ. В соответствии с ч.2 ст. 176 УПК РФ осмотр места происшествия может быть проведен до возбуждения уголовно го дела…
- Решение Верховного суда: Определение N 20-О12-18СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Как следует из материалов дела, осмотр зала совещаний МВД России по району Республики произведен в соответствии с требованиями ст. 176, 177 УПК РФ с участием двух понятых, самого Пахрутдинова М.С, которые по окончании осмотра своими подписями удостоверили правильность отраженных в нем сведений…
- Решение Верховного суда: Определение N 74-АПУ16-8СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Судья, установив, что осмотр места происшествия от 11.07.2015 произведен в соответствии с требованиями статей 176, 177, 170 УПК РФ, также обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства защиты о признании его недопустимым доказательством…
Наличие понятых при проведении осмотра при отсутствии видео фиксации является обязательным условием (за исключением случаев предусмотренных в ч.3 ст. 170 УПК РФ, когда в силу труднодоступности местности и отсутствия возможности видео фиксации следователь производит осмотр без понятых и видеофиксации, о чем делает запись в протоколе).
Протокол осмотра составляется по общим правилам ст. 166 УПК РФ и ст. 167 УПК РФ с дополнительными обязательными требованиями предусмотренными частью 2 и частью 3 статьи 180 УПК РФ
В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.
ч.2 ст.180 УПК РФ
В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.
ч.3 ст. 180 УПК РФ
В протоколе осмотра излагаются только наблюдавшее следователем обстоятельства, а предположения и выводы следователя относительно механизма следов и их образования в протоколе не указываются.
Ниже приведена форма протокола осмотра места происшествия, которая ранее была обязательной, сейчас протокол осмотра составляется в свободной форме с учетом правил и требовании предъявляемым к нему УПК РФ.
Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
ч.4 ст. 177 УПК РФ
Осмотр жилого помещения допустим только с согласия проживающих в нем лиц, при этом согласие должны выразить все проживающие лица, если хотя бы один проживающий не согласен на проведение следственного действия, следователю необходимо обратиться в суд с ходатайством об проведении осмотра. Проведение осмотра без согласия проживающего лица, может привести к признанию образовавшихся в ходе такого осмотра доказательству в виде протокола недопустимым( ст.83 УПК РФ).
Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
ч.5 Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
При разрешении ходатайств о производстве осмотра в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище (пункты 4 и 5 части 2 статьи 29 УПК РФ) судам следует исходить из понятия жилища, содержащегося в пункте 10 статьи 5 УПК РФ.С учетом положений части 5 статьи 177 УПК РФ на производство осмотра жилища требуется разрешение суда, если хотя бы одно из проживающих в нем лиц возражает против осмотра.
п.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)»
Извлечение трупа из места захоронения производиться по постановлению следователя, при этом следователь обязан уведомить близких родственников и получить от них согласие на эксгумацию. Родственники в праве возражать, в этом случае решение об эксгумации принимается судом с учетом всех доказательств необходимости данного следственного действия предоставленного следователем суду.
При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.
ч.3 ст.178 УПК РФ
Расходы, которые будут в дальнейшем понесены родственниками на повторное захоронение труппа возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке ст. 131 УПК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.К. Левченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.К. Левченко утверждает, что в принадлежащем ему жилище вопреки его воле было проведено следственное действие — осмотр места происшествия, и просит признать часть пятую статьи 165 «Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия», статьи 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации не соответствующими статье 25 Конституции Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, эти нормы не обязывают следователя, производящего осмотр места происшествия в жилище без согласия и вопреки воле его собственника, обращаться в суд за разрешением на производство осмотра либо за решением по вопросу о его законности ни до, ни после проведения данного следственного действия.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 176 УПК Российской Федерации устанавливает, что осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (часть первая); осмотр места происшествия, предметов и документов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (часть вторая). Эта статья не регламентирует основания и порядок получения разрешения суда на производство следственного действия, которые определены пунктом 4 части второй статьи 29 и статьей 165 того же Кодекса.
Часть пятая статьи 177 УПК Российской Федерации прямо предусматривает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 того же Кодекса, которая допускает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение данного следственного действия и без получения судебного решения, на основании постановления следователя или дознавателя с последующим уведомлением судьи и прокурора о его производстве.
Таким образом, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Разрешение же вопроса о соблюдении порядка осмотра жилища в его деле, равно как и оценка правильности составления протокола осмотра места происшествия в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входят.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левченко Евгения Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации |
В.Д. Зорькин |
Лекция 11. Следственные действия
- Исключена.
- Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
- Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
- Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
- Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
- Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
- Для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы, может быть произведено освидетельствование подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, а также свидетеля с его согласия, за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний. В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование может быть произведено до возбуждения уголовного дела.
- О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица.
- Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста.
- При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом.
- Фотографирование, видеозапись и киносъемка в случаях, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, проводятся с согласия освидетельствуемого лица.
- Протоколы осмотра и освидетельствования составляются с соблюдением требований настоящей статьи, статей 166 и 167 настоящего Кодекса.
- В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.
- В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.
В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, следователь вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.
1. Основанием осмотра являются сведения о том, что в результате обозрения доступного для следователя объекта можно получить имеющую значение для дела информацию. Доступность объекта сводит принуждение при осмотре к минимуму (оцепление, запрет дорожного движения в месте осмотра). Это позволяет проводить осмотр на основе любых данных, даже когда источник осведомленности неизвестен. Поэтому для производства осмотра не требуется вынесения постановления. Исключение составляет принудительный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц (см. ком. к ч. 5 ст. 177).
2. Осмотр следует отличать от сходного с ним следственного действия — обыска. Об этом см. ком. к ст. 182.
3. Часть вторая ком. статьи указывает на особенности осмотра места происшествия. Местом происшествия считается то место, где произошло интересующее следствие событие, например, оставлены какие-либо следы преступления. В этом значении (по объекту осмотра) местом происшествия может быть любая местность, жилище, иное помещение, что на практике может вызывать вопросы: например, если жилище является местом происшествия, а проживающие в нем лица возражают против осмотра, то можно ли осмотр жилища произвести до возбуждения дела как осмотр места происшествия? Представляется, что осмотр места происшествия как разновидность этого следственного действия выделяется не только и не столько по объекту осмотра, сколько по другому критерию — его неотложности. Главное для осмотра места происшествия — наличие неотложной ситуации, угрозы утраты следов преступления и т.д. (о понятии неотложной ситуации см. ком. к ст. 157, ч. 5 ст. 165). В судебном следствии также может быть проведен осмотр местности и помещения (ст. 287 УПК), которые вполне могут являться и местом совершения преступления, местом обнаружения следов и которые во время предварительного расследования могли осматриваться как место происшествия. Один и тот же объект (например, квартира убитого) во время предварительного расследования может являться местом происшествия, а во время судебного следствия перестает считаться таковым и рассматривается просто как помещение. Таким образом, в судебном следствии никогда не может быть осмотра места происшествия, потому что всегда отсутствует неотложная ситуация. К тому же место происшествия должно быть доступно (общее правило). Поэтому осмотр места происшествия не сопряжен с процессуальным принуждением.
Таким образом, осмотр места происшествия определяется необходимостью неотложного исследования доступного объекта. Из этого вытекают важные практические следствия:
1) до возбуждения уголовного дела можно проводить только осмотр места происшествия (места, где имеются следы преступления). В том числе под осмотр места происшествия подпадает осмотр местности, помещений и жилища, предметов и документов, животных, в некоторых случаях — трупа;
2) осмотр местности, жилища и иных помещений не является осмотром места происшествия, и его нельзя проводить до возбуждения дела, если с его помощью устанавливаются не следы преступления, а иные подлежащие доказыванию обстоятельства. Например, осмотр места жительства несовершеннолетнего обвиняемого для выяснения его условий жизни и воспитания; осмотр места, описанного обвиняемым, где он якобы находился в момент совершения преступления, для проверки его алиби;
3) повторного осмотра места происшествия быть не должно. После первого осмотра обычно утрачивается неотложность ситуации, поэтому последующие осмотры являются уже осмотром местности, помещения (а не осмотром места происшествия);
4) жилище, иное помещение, охраняемый участок местности, которые по объекту являются местом происшествия (в них находятся следы преступления), при возражении или сопротивлении заинтересованных лиц не могут быть осмотрены до возбуждения дела, так как осмотр места происшествия непринудителен. При возражениях проживающих лиц осмотр жилища проводится по правилам ч. 5 ст. 177 УПК. Данная правовая позиция отражена в Определении КС РФ от 16.12.2010 N 1658-О-О по жалобе гражданина Р.В. Ядрищенского. При сопротивлении владельцев иного помещения или участка местности (железные двери, охрана, мощное ограждение) может быть проведен принудительный обыск (а затем при необходимости фиксации внешней обстановки — осмотр). Чтобы обосновать применение процессуального принуждения, надо хотя бы располагать достаточными данными о наличии признаков преступления, которые и составляют основание для возбуждения дела (ч. 2 ст. 140 УПК).
1. Осмотр как следственное действие состоит в непосредственном наблюдении и обследовании связанных с расследуемым преступлением материальных объектов. В ходе этого действия следователь выявляет (обнаруживает), воспринимает, исследует (насколько это возможно на данном этапе) и фиксирует сведения о фактических данных, имеющих значение для дела.
2. Различают следующие виды осмотра: а) осмотр места происшествия; б) осмотр местности и помещения вне места происшествия; в) наружный осмотр трупа; г) осмотр предметов (в том числе следов); д) осмотр документов; е) осмотр животных.
3. Задачами осмотра являются: а) обнаружение следов преступления; б) обнаружение других объектов, которые могут быть приобщены к делу в качестве вещественных доказательств; в) выяснение обстановки происшествия; г) выявление иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Производство осмотра охватывает также: отражение (фиксирование) в протоколе всех действий следователя и всего обнаруженного в той последовательности и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра; описание и перечисление всего изъятого при осмотре; принятие мер к сохранению изъятых в процессе осмотра предметов и документов.
4. Своевременное и качественное проведение осмотра дает возможность выявить следы и предметы, указывающие на личность преступника, а иногда и на мотивы его действий, позволяет уяснить обстановку и событие преступления, характер и механизм содеянного. Данные осмотра способствуют построению версий и разработке средств их проверки.
5. В принципе осмотр может проводиться неоднократно. Однако ошибки, допущенные при первом осмотре (места происшествия, объектов, подверженных изменению), часто оказываются непоправимыми, а пробелы невосполнимыми.
6. Осмотр при производстве по делам о многих преступлениях относится к числу неотложных следственных действий. Не случайно проведение осмотра места происшествия разрешается даже до возбуждения уголовного дела (ч. 2 комментируемой статьи).
7. Осмотр может быть проведен как самостоятельное следственное действие либо быть составной частью другого следственного действия (например, осмотр предмета или документа во время обыска или выемки; осмотр предмета, документа или трупа во время осмотра места происшествия).
8. Осмотр документов и предметов при предварительном расследовании производит следователь, дознаватель или прокурор. В необходимых случаях для участия в осмотре приглашается специалист.
9. При наличии фактических данных, указывающих на необходимость проведения осмотра, следователь принимает решение о его проведении, нигде его, как правило, специально не фиксируя.
Из этого общего правила, однако, имеются исключения. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 29, п. 5 ч. 2 ст. 37 и ст. 165 УПК следователь (дознаватель) могут проводить осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц по решению суда, вынесенного на основании постановления о возбуждении ходатайства об этом, согласованного с прокурором (см. также приложения 82 — 84 к ст. 476). Аналогичный порядок соблюдается при проведении осмотра корреспонденции (см. п. 8 ч. 2 ст. 29, а также приложение 87 к ст. 476).
Признавая правомерным возбуждение следователем с согласия прокурора ходатайства о получении разрешения судьи на осмотр жилища, вышестоящие суды вместе с тем считают неправомочным постановление судьи, удовлетворившего подобное ходатайство неправомочного лица (БВС РФ. 2006. N 1. С. 31 — 32).
10. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть произведен на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала следственного действия уведомляет в установленном порядке судью и прокурора о производстве осмотра (см. ч. 5 ст. 165, а также приложение 85 к ст. 476).
11. Если судья признает произведенный осмотр жилища незаконным, доказательства, полученные при осмотре, признаются недопустимыми (ст. 75, 165).
12. Осмотр, проводимый экспертом, не является самостоятельным следственным действием, это — лишь составная часть экспертного исследования.
13. В ходе осмотра следователь нередко получает фактические данные, которые невозможно получить из других источников. Поэтому желательно, чтобы по делам, по которым предварительное следствие обязательно, осмотр проводил сам следователь.
14. Проведение осмотра нередко позволяет получить исходные данные для проведения других следственных действий (осмотра предметов и документов, производства экспертизы, предъявления предметов для опознания, проведения допросов и т.п.).
15. Данные осмотра в ряде случаев обусловливают принятие мер по предупреждению преступлений, даче поручения органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
16. Прокурор и начальник следственного отдела вправе дать в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении осмотра. Несогласие следователя с полученным указанием не приостанавливает его исполнения.
17. Непроведение осмотра места происшествия может повлечь существенную неполноту расследования (Сб. по вопросам уголовного процесса. С. 176).
Порядок осмотра жилища граждан в ходе уголовного судопроизводства регламентирован ч. 5 ст. 1 77 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Указанной нормой закреплена правовая гарантия того, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.
Жилище может быть местом происшествия, в результате чего в нем остаются различные следы, подлежащие фиксации и изъятию. В связи с процессуальной важностью подобных осмотров необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения из общего правила, регламентированные уголовно-процессуальным законом.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе и жилища, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данный осмотр может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия проживающих в нем лиц. В этом случае дознаватель или следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о его проведении.
Перед проведением следственного действия следователь выясняет мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц.
Под лицами, проживающими в жилище, подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище. В ситуации, когда жилище сдано в аренду, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, достаточно истребовать согласие арендатора. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, на проведение осмотра требуется согласие их законных представителей. Согласие не испрашивается у несовершеннолетнего ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.
Чаще всего признают следственные действия недействительными при освидетельствовании. В спешке следователи достаточно часто забывают о конституционных правах граждан и допускают ряд ошибок. Самым банальным случаем является освидетельствование человека следователем противоположного пола. Подобное действие нарушает право на честь и достоинство граждан. И такой осмотр без особых усилий адвоката любой судья признает незаконным.
Вторым по частоте нарушением выступает разъяснение прав участникам осмотра. Перед тем как начать мероприятие, следователь обязан разъяснить участникам процедуры их права, если он этого не сделает, а сразу начнет осмотр, то доводить до конца его уже в принципе нет смысла, так как порядок процедуры нарушен изначально.
Как и любая процессуальная процедура, осмотр может быть оспорен в судебном порядке и признан недействительным. Все улики, указывающие на вину подозреваемого человека, или реабилитирующие его, будут признаны недопустимыми доказательствами.
Итак, поводом для оспаривания процедуры могут стать:
- изъятие объектов с нарушением порядка, утвержденного УПК РФ;
- неправильное процессуальное оформление протокола;
- отсутствие понятых, помимо исключительных случаев;
- отсутствие протокола;
- отсутствие постановления на проведение следственного мероприятия.
Наличие хотя бы одного указанного основания влечет за собой неблагоприятные последствия как для следователя, проводящего осмотр, так и для следствия в целом.
В процессе осмотра должны быть полностью соблюдены права владельцев объектов и проживающих в месте осмотра граждан. Следователь должен проводить исследование бережно, чтобы не повредить частную собственность, а также не изымать вещи, не имеющие значения для следствия. Производить действия, порочащие честь и достоинство владельцев объекта, также категорически запрещено. Обыск могут проводить только в период с 7 утра до 21 вечера, в ночное время обыск не проводят. Исключениям являются случаи, описанные в статье 170.
Что понимается под следственными мероприятиями
Уголовно-процессуальный Кодекс РФ не содержит определения понятия «следственные действия». Однако на практике потребовалось разграничить этот термин с другим – «иные процессуальные действия». Необходимость была вызвана большими отличиями в регулировании тех и других. Доктрина определила «следственные действия» следующим образом:
Это мероприятия, проводимые ограниченным кругом лиц, направленные на собирание доказательств по уголовному делу. Порядок их осуществления закреплен в УПК.
Внимание! Не все действия на «проверочной» стадии являются следственными. Одно из таких исключений – получение объяснений. В отличие от следственного мероприятия (допроса) свидетели, иные лица вправе отказаться от объяснений без каких-либо негативных последствий.
Осмотр предметов, документов
Осмотр предметов и документов должен быть произведен на месте производства следственного действия. В этом случае индивидуальные особенности предмета (документа) отражаются в протоколе соответствующего следственного действия (осмотр, обыск, выемка). Однако если для производства осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. В этом случае осмотр предметов и документов производится по месту производства предварительного следствия с составлением самостоятельного протокола осмотра предметов (документов).
В случаях необходимости признания предмета вещественным доказательством (ст. 81 УПК РФ) предмет должен быть осмотрен путем производства самостоятельного следственного действия — осмотра предмета (документа) с составлением соответствующего протокола. После этого предмет может быть признан вещественным доказательством и приобщен к материалам уголовного дела (ч. 2 ст. 81 УПК РФ).
Осмотр документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).
Рекомендации о минимизации риска нарушения прав собственников
Возможно утвердить на общем собрании собственников помещений, членов ТСЖ единое письменное соглашение, устанавливающее основания (случаи) и условия доступа представителей собственников, ТСЖ в жилое помещение в целях обеспечения нормального функционирования систем жизнеобеспечения многоквартирного дома, устранения технических неисправностей, предотвращения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций.
При заключении такого соглашения с каждым собственником представителям ТСЖ не потребуется получать их согласие на вход в жилище в случаях, предусмотренных этим соглашением. При этом рекомендуем в приложении к соглашению указать перечень представителей собственников, членов ТСЖ, уполномоченных на вход в жилище. Это позволит минимизировать риск предъявления претензий со стороны собственника о том, что в его жилище проникло лицо без надлежащих полномочий.
В отношении собственника, не заключившего такое соглашение, при возникновении аварийной ситуации, иных обстоятельствах чрезвычайного характера, в целях соблюдения конституционного права на неприкосновенность жилища, представитель ТСЖ, как и любое другое лицо, может войти в жилое помещение такого собственника без его согласия исключительно в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности.
В любом случае при возникновении названных обстоятельств настоятельно рекомендуем обеспечить присутствие сотрудника органа внутренних дел (ОВД). Проникновение в жилище осуществлять строго в соответствии с названными положениями законодательства, с разрешения и в присутствии сотрудника ОВД, что должно быть зафиксировано в протоколе осмотра помещения.
Осмотр трупа и его особенности
Основная особенность осмотра трупа заключается в обязательном привлечении к участию в этом следственном действии специалиста судебно-медицинского эксперта (в некоторых случаях его может заменить врач). Для того, чтобы избежать смешения процессуальной категории «эксперта» и специалиста — «судебно-медицинского эксперта», которые рассматривает статья 178 УПК РФ, следует указать на потребность в привлечении к осмотру трупа не судмедэксперта (СМЭ), а специалиста — судебного медика.
После того, как следователь прибывает на место происшествия, он, в первую очередь, должен удостоверить смерть лица, в чем принимают участие работники медицины.
Д. П. Рассейкин предложил определенную последовательность осмотра трупа: начать нужно с места обнаружения, переходя затем к осмотру самого трупа. Важно обратить внимание на общий вид трупа, его позу и положение, осмотреть предметы, которые находятся на нем, в его руках и вблизи. Затем специалист должен осуществить осмотр одежды и имеющихся в ней предметов, вещей под трупом, повреждений на нем и трупных явлений.
Предметы, находящиеся под трупом, на этапе статического осмотра можно описать, только если они явно видны и возможен их первоначальный осмотр без изменения положения человека и объектов, которые находятся вокруг него. Подробное описание этих предметов возможно только впоследствии, для чего используется динамический метод осмотра.
По мнению Л. А. Иванова, следы и объекты, которые зафиксированы около трупа, подлежат первоочередному осмотру. При этом до того, как определять повреждения на теле, важно произвести описание трупных явлений.
Защита права на неприкосновенность жилища лицом, у которого производится обыск
Настоящая публикация посвящена не всем аспектам уголовно-процессуального института неприкосновенности жилища. Они закреплены в ряде других статей УПК РФ, а также в иных нормативно-правовых актах (ст. 25 Конституции РФ; ст. 17 Международного пакта от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»; ст. 9 Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека; ст. 11 Декларации прав и свобод человека и гражданина; ст. 139 УК РФ; ч. 7 ст. 7, ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22, ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» ; ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и др.).
Причем основания и общий порядок обыска, выемки, а также осмотра помещения закреплены в ст. ст. 176 — 177, 182 — 184 УПК РФ. Помимо указанных статей правовая основа названных уголовно-процессуальных действий закреплена в ст. 450 УПК РФ, а также в ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст. 12 Федерального закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
ОБЫСК И ЛИЧНЫЙ ОБЫСК В СЛУЧАЕ, НЕ ТЕРПЯЩЕМ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, следователь может произвести обыск в жилище, личный обыск без получения разрешения суда.
В соответствии с ч.2 ст.184 УПК РФ обыск в отношении лица, находящегося в обыскиваемом помещении следователь может произвести при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Производя обыск в помещении, следователь (дознаватель) может вынести постановление о производстве обыска лица, не имеющего процессуального статуса в уголовном деле, или, например, свидетеля без получения разрешение суда. Если следователь не получил разрешение на обыск и личный обыск произведен в ходе обыска служебного помещения (а не жилища), то он должен уведомить суд о производстве личного обыска в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 165 УПК РФ, хотя из анализа ст.ст. 182, 184, 165 УПК РФ такой обязанности у следователя нет.
Гарантом отсутствия нарушений со стороны следователя при проведении осмотра (подкидывания вещественных доказательств или утаивания каких-либо важных элементов) является привлечение понятых.
Последняя редакция статьи 170 УПК РФ (действующая на сегодняшний день) была введена в действие в 2013 году. Так, был внесён новый пункт 1.1 в указанную статью. Теперь участие этих лиц при осмотре может быть заменено использованием средств видео и аудиофиксации. Решение о привлечении понятых принимает следователь. Несмотря на обязательность применения технических средств, оперативный сотрудник имеет право отказаться от их использования, но при условии недопустимости этого метода. Протокол в таком случае должен содержать отметку об этом.
В частности, сказано, что, например, на стройке может присутствовать определённая угроза для жизни и здоровья сторонних лиц. Исходя из этих побуждений, и принимается решение о недопустимости привлечения понятых к следственному мероприятию.
Существуют также случаи, когда лица, которых планируется привлечь к участию в осмотре, отказываются это делать без объяснения причин. Каких-либо санкций к ним не применяется.
Так, если присутствуют два человека, которые следят за ходом осмотра, то следователю необходимо соблюсти следующие процессуальные предписания:
- назвать место, время и причину осмотра;
- озаглавить цель;
- провести разъяснения прав и обязанностей присутствующих лиц;
- назвать свои данные, вплоть до должности и структурного подразделения;
- отвечать на все вопросы и уточнения;
- дать ознакомиться с протоколом и зафиксировать мнение понятого, если таковое имеется.
Обязательно должна быть произведена проверка личности на предмет наличия дееспособности, причастности к работе в правоохранительных или судоисполнительных органах, родственных отношений с преступником, жертвой или иным участником уголовного дела.
Должно быть сказано о необходимости являться по повестке к следователю, а также не разглашать информацию о предварительном следствии или обнаруженных предметах в момент осмотра. Если эти обязанности не будут выполнены, то возможно применение ответственности к самому понятому.
Новый УПК РФ и тактика осмотра места происшествия (этапы и задачи каждого из них, методы)
Прокурор – присутствующее лицо. Если указания прокурора значимы, то следователю нужно их выполнять. Если прокурор не прав, то следователь может не выполнять все указания прокурора.
какой метод осмотра применять: а) сплошной, б) выборочный ( изучение ведется только на участках, где, по мнению следователю, основанному на личном практическом опыте, с учетом закономерностей механизма следообразования можно обнаружить фактические данные о происшедшем событии ); следователь применяет сплошной метод тогда, когда не может применить выборочный или результаты последнего не очень хорошие;
в каком направлении вести осмотр : от центра к периферии или от периферии к центру ( не от центра, если двигаясь от центра можно повредить следы; только от периферии осматривается ДТП; труп не является центром );1) где проходят границы осмотра места происшествия: а) нельзя сужать границы осмотра; б) должны быть включены все следы и объекты;5) какой из тактических методов осмотра применять : а) статический, б) динамический; а) следователь осматривает и фиксирует, ничего не изменяя; б) осматривает измененную обстановку. Предписывается чередование а) и б).
Осмотр места происшествия в квартире
До возбуждения уголовного дела осмотр места происшествия должен проводиться при наличии сообщения о преступлении, в жилище являющимся местом происшествия и при необходимости неотложности исследования жилища.
Перед проведением осмотра места происшествия попросите предъявить служебное удостоверение сотрудника правоохранительного органа, который планирует провести осмотр. Выясните, по какому материалу проверки или уголовному делу проводится осмотр места происшествия в жилище. При наличии возможности позвоните в дежурную часть правоохранительного органа сотрудника, который проводит осмотр места происшествия, и выясните, действительно ли существует материал проверки или уголовное дело, по которому проводится осмотр места происшествия в жилище.
Осмотр места происшествия производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и может быть произведен до возбуждения уголовного дела.
В том случае, если осмотр места происшествия проводится в жилище, то необходимо согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра места происшествия, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра.3. Имеете право заявить ходатайство о вызове на осмотр жилища своего представителя или адвоката, заявленное ходатайство должно быть отражено в протоколе дословно и указано кем, ходатайство заявлено;6. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе осмотра обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен осмотр, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;
B 2010 гoдy в Кoнcтитyциoнный Cyд PФ пocтyпилa жaлoбa гpaждaнинa Н.A. Киятoвa нa нapyшeниe eгo кoнcтитyциoнныx пpaв пoлoжeниями cтaтьи 194 УПК PФ. Пo мнeнию зaявитeля, пoлoжeния paccмaтpивaeмoй нopмы пpoтивopeчaт cт. 25 Кoнcтитyции PФ в тoй мepe, в кaкoй oни пoзвoляют пpoвoдить в жилищe пpoвepкy пoкaзaний нa мecтe бeз coглacия пpoживaющиx тaм лиц или бeз cyдeбнoгo peшeния. B xoдe пpoизвoдcтвa пpeдвapитeльнoгo cлeдcтвия пo oбвинeнию гpaждaнинa Н.A. Киятoвa в coвepшeнии пpecтyплeния, пpeдycмoтpeннoгo п. «ж» ч. 2 cт. 105 УК PФ, cлeдoвaтeль Пpимopcкoй мeжpaйoннoй пpoкypaтypы Apxaнгeльcкoй oблacти пpoизвeл в eгo жилищe в cooтвeтcтвии co cт. 194 «Пpoвepкa пoкaзaний нa мecтe» УПК PФ пpoвepкy пoкaзaний дpyгoгo oбвиняeмoгo пo тoмy жe дeлy. Coглacия Н.A. Киятoвa нa пpoникнoвeниe в пpинaдлeжaщee eмy жилищe либo cyдeбнoe peшeниe нa пpoизвoдcтвo yкaзaннoгo cлeдcтвeннoгo дeйcтвия, coпpяжeннoгo c пpoникнoвeниeм в жилищe, пoлyчeнo нe былo.
Дoвoды гpaждaнинa Н.A. Киятoвa, излoжeнныe в жaлoбe, пoдкpeплялиcь cocтoявшимиcя cyдeбными peшeниями. Пpимopcкий paйoнный cyд Apxaнгeльcкoй oблacти oткaзaл в yдoвлeтвopeнии eгo xoдaтaйcтвa o пpизнaнии пo этим ocнoвaниям пpoтoкoлa пpoвepки пoкaзaний нa мecтe нeдoпycтимым дoкaзaтeльcтвoм, a eгo жaлoбы, cвязaнныe c пpoвeдeниeм yкaзaннoгo cлeдcтвeннoгo дeйcтвия пpoтив eгo вoли и бeз paзpeшeния cyдa, ocтaвлeны бeз yдoвлeтвopeния (пocтaнoвлeниe o нaзнaчeнии cyдeбнoгo зaceдaния oт 07.12.2006, oтвeт из пpoкypaтypы oт 12.03.2008, пocтaнoвлeниe cyдьи oт 02.04.2009, oтвeт зaмecтитeля Пpeдceдaтeля Bepxoвнoгo Cyдa PФ oт 18.03.2008, пиcьмo пpeдceдaтeля Apxaнгeльcкoгo oблacтнoгo cyдa oт 24.12.2009).
Итoгoм пpeдвapитeльнoгo изyчeния жaлoбы Н.A. Киятoвa cтaлo вынeceниe Oпpeдeлeния oт 06.07.2010 № 911-O-O1, в кoтopoм КC PФ нe выявил в пoлoжeнияx cт. 194 УПК PФ кaкoй-либo нeoпpeдeлeннocти и дoзвoлeния пpoникaть в жилищe пpoтив вoли пpoживaющиx в нeм лиц пpи пpoвepкe пoкaзaний нa мecтe. Mнeниe КC PФ впoлнe пoнятнo, a c yчeтoм aнaлизa paнee пpинятыx peшeний, cxoдныx пo cвoeмy пpeдмeтy, oчeвиднo. B cвoю oчepeдь, oтcyтcтвиe в yгoлoвнo-пpoцeccyaльнoм зaкoнe cпeциaльныx yкaзaний нa пopядoк пpoвeдeния пpoвepки пoкaзaний нa мecтe в иccлeдyeмoй cитyaции cтaвит пpaвoпpимeнитeля в зaтpyднитeльнoe пoлoжeниe.
Фaктичecки пoзиция КC PФ, выpaжeннaя в Oпpeдeлeнии № 911-O-O, opиeнтиpyeт cyды oбщeй юpиcдикции нa пpямoe пpимeнeниe Кoнcтитyции PФ в чacти вынeceния пocтaнoвлeния o paзpeшeнии пpoвeдeния в жилищe пpoвepки пoкaзaний нa мecтe пpи oтcyтcтвии coглacия пpoживaющиx в нeм лиц. Пpямoe пpимeнeниe Кoнcтитyции PФ oбycлoвлeнo oтcyтcтвиeм в cт. 12, 29, 164, 165, 194 УПК PФ cooтвeтcтвyющиx пoлнoмoчий cyдa в xoдe дocyдeбнoгo пpoизвoдcтвa. Пpи этoм aнaлиз Пocтaнoвлeния Плeнyмa Bepxoвнoгo Cyдa PФ oт 31.10.1995 № 8 «O нeкoтopыx вoпpocax пpимeнeния cyдaми Кoнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции пpи ocyщecтвлeнии пpaвocyдия» (п. 2, 16) пoзвoляeт пpeдпoлoжить вoзмoжнocть нeпocpeдcтвeннoгo пpимeнeния cyдaми Кoнcтитyции PФ в дaннoм cлyчae.
Н. Власенко, прокурор управления прокуратуры Саратовской области, кандидат юридических наук.
А. Иванов, доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной академии права.
Следственный осмотр — одно из наиболее эффективных действий, с помощью которых обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации.
Для отечественного судопроизводства ч. 5 ст. 177 УПК РФ, устанавливающая порядок производства осмотра жилища, принципиально новая. Остановимся на некоторых проблемах ее трактовки.
До сих пор не ясен ряд вопросов: может ли жилище быть осмотрено до возбуждения уголовного дела в рамках осмотра места происшествия; кого понимать под проживающими в жилище лицами; как должно оформляться согласие проживающих в жилище лиц на его осмотр; нужно ли получать согласие у всех жильцов; что делать, если, несмотря на наличие судебного решения об осмотре жилища, проживающие в нем лица отказываются впустить участников осмотра?
Под местом происшествия, как правило, подразумевают участок местности или помещение, где были обнаружены следы события, требующего расследования. В жилых помещениях нередко совершаются убийства, изнасилования, кражи и иные преступления, в результате которых на месте их совершения остаются различные следы. Поэтому в широком смысле понятие «место происшествия» охватывало собой и участки местности, и помещения (в том числе жилые). В связи с этим ранее результаты осмотра жилого помещения, в котором предположительно имелись следы преступного события, оформлялись протоколом осмотра места происшествия.
Анализ уголовных дел, следствие по которым проводилось после вступления в законную силу УПК РФ, позволяет сделать вывод о том, что на практике еще не выработано единообразного подхода к осмотру жилища и порядку оформления связанных с этим действием процессуальных документов.
В одних случаях следователи возбуждали перед прокурором ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища, мотивируя это тем, что проживающее в нем лицо совершило преступление и возражает против производства осмотра в жилище. Однако письменно такое возражение никак не оформлялось и не выяснялось согласие других проживающих в этом жилище лиц.
В другой ситуации следователь проводил осмотр жилища в присутствии и с согласия матери проживающего там лица, совершившего преступление, но опять же в отсутствие этого лица.
В третьем случае при обнаружении в жилом доме трупа мужчины, который проживал один, осмотр жилища проводился вообще без согласия и присутствия каких-либо лиц.
В четвертой ситуации следователь составил протокол осмотра места происшествия вместо протокола осмотра жилища.
Во всех случаях протоколы осмотра жилища или места происшествия недопустимыми доказательствами не признавались и были положены в основу приговора. Однако такое положение дел можно связать с недостаточной активностью стороны защиты.
С принятием УПК РФ осмотр следов преступления в жилище, как уже говорилось, должен проводиться в соответствии с ч. 5 ст. 177 и оформляться протоколом осмотра жилища. Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного дела, даже если на то есть согласие проживающих в нем лиц? Уголовно-процессуальный кодекс не дает четкого ответа.
В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В определенных ситуациях жилище может быть местом происшествия. Поэтому полагаем, что в таких случаях осмотр жилища может быть проведен и до возбуждения уголовного дела. Этот вывод основывается на формулировке ч. 5 ст. 165 УПК, устанавливающей, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения.
Необходимость проведения в исключительных случаях осмотра жилища до возбуждения уголовного дела объясняется и тем, что не всегда на момент проведения осмотра жилища могут быть основания для возбуждения уголовного дела. Например, выезжая на место происшествия — в квартиру, где обнаружен труп без внешних признаков насильственной смерти, следователь может и не знать, совершено в квартире убийство или человек умер естественной смертью. Разобраться в причине смерти он сможет только в ходе осмотра трупа и места происшествия, которым является квартира, или только после результатов судебно-медицинского исследования трупа. В данной ситуации, если труп «некриминальный», то в возбуждении уголовного дела будет отказано. В противном случае, если следовать правилу о проведении осмотра после возбуждения дела, будет множество необоснованно возбужденных уголовных дел.
Под проживающими в жилище в контексте ч.
СУТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ОТЛИЧИЯ ОТ ОБЫСКА
Различающиеся по правовой природе ОРМ и следственные действия имеют совпадающие цели и схожие наименования. Обследованию жилища соответствует обыск жилища.
Обыск проводится, если у следствия есть данные о том, что в конкретном месте могут находиться наркотики, иные предметы, которые имеют значение для дела, но неизвестно, где именно они лежат. То есть цель обыска — поиск объектов, подлежащих изъятию.
Обследование жилых помещений определяется как их оперативный (непроцессуальный) осмотр. Проводится он, в отличие от следственного осмотра, либо втайне от владельцев помещений и заинтересованных лиц, либо с сокрытием от них его истинных целей. А основная цель этого ОРМ — обнаружить следы преступной деятельности и установить лицо, подозреваемое в совершении преступления.
В оперативно-розыскной деятельности правоотношения между государственными органами и гражданами не получили той степени развития, которая присуща уголовному судопроизводству2. Даже в случае проведения его гласно участники юридически не наделяются комплексом прав, позволяющим активно отстаивать свои интересы.
Предполагает ли гласное обследование жилища поисковые мероприятия в нем? Некоторые авторы полагают, что в действующей законодательной формулировке это ОРМ может включать в себя только осмотр3. Думается, независимо от гласности проведения этого ОРМ, оно, по смыслу положений Закона об ОРД, не может быть направлено на обнаружение доказательств.
Результаты негласного обследования жилых помещений оформляют справкой оперативного работника. В ней отмечается, что удалось обнаружить при обследовании — зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки или явные следы преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для раскрытия преступления. Это могут быть также предметы и документы, изъятые при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД. Саму справку нельзя использовать в уголовно-процессуальном доказывании как иной документ в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК РФ. Возможность использования результатов обследования жилища в доказывании появляется только в случае изъятия предметов или документов.
Оперативные сотрудники не нарушают неприкосновенность жилища, если входят туда при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»4 (далее — Закон о полиции), ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»5). Но если они проникают в жилище против воли проживающих в нем лиц, то должны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.
Если во время негласного проведения ОРМ оперативные сотрудники обнаружили предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, они принимают меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости они могут изымать образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ.
Определенные возможности для проведения обследования предоставляет Закон о полиции. В соответствии со ст. 15 этого закона сотрудники полиции могут проникать в жилое помещение в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и для пресечения преступления. При необходимости они могут взламывать (разрушать) запирающие устройства, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в жилые помещения.
КС РФ: НЕДОПУСТИМО ПРОВОДИТЬ ОБЫСК ПОД ВИДОМ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Конституционный Суд РФ в определении от 01.12.1999 № 211-О6 отметил: проведение ОРМ, сопровождающих производство предварительного расследования по уголовному делу, не может подменять процессуальные действия, предусмотренные УПК.
В определении от 04.02.1999 № 18-О7 Суд констатировал, что ОРД и проводимые в ходе ее осуществления соответствующие оперативно-розыскные мероприятия не подменяют процессуальные действия, осуществляемые при проведении дознания и предварительного следствия. Результаты ОРМ — не доказательства, а лишь сведения об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.
Правовую позицию по вопросам обследования жилого помещения в рамках ОРД Конституционный Суд высказал в определении от 19.02.2009 № 114-О-О8. В нем КС РФ анализирует следующую ситуацию: сотрудник управления ФСБ России, имея судебное решение на право проведения ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» по месту проживания Мальцева, вошел в его квартиру. Находясь в жилище заявителя, он в присутствии понятых вначале произвел досмотр Ткачева, у которого были изъяты деньги, помеченные подписью «взятка». Затем он осуществил осмотр квартиры Мальцева, в результате которого также были изъяты деньги с надписью «взятка», два мобильных телефона и некоторые другие предметы.
Действия оперуполномоченного ФСБ по осмотру квартиры, изъятию денежных средств и телефонов были обжалованы в суд. Судья Южно-Сахалинского городского суда оставил жалобу без удовлетворения, указав, что оценка действий оперуполномоченного может предрешить выводы суда при рассмотрении дела по существу (постановление от 02.07.2008). Сахалинский областной суд это постановление отменил и производство по жалобе прекратил, поскольку действия оперативных сотрудников не подлежат обжалованию в порядке ст. 125 УПК РФ (кассационное определение от 30.07.2008).
Конституционный Суд указал, что ст. 8 Закона об ОРД определяет лишь условия проведения ОРМ и не затрагивает вопросы изъятия личного имущества граждан. Эти вопросы регулируются другими законодательными актами. Таким образом, гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным обыском либо административным досмотром. Они имеют свои основания, процедуру и порядок фиксации.
В определении от 20.11.2014 № 2557-О9 КС РФ вновь констатировал, что Закон об ОРД не регламентирует уголовно-процессуальные правоотношения, а потому и отношения, связанные с получением, проверкой и оценкой доказательств. Сами по себе материалы ОРД не являются процессуальным источником доказательств. Они выступают лишь материальными носителями информации об обстоятельствах преступления и лицах его совершивших.
А. В. Смирнов в качестве законных способов доказывания называет лишь следственные и иные процессуальные действия. Коль скоро сведения должны быть получены именно из уголовно-процессуальных источников, нельзя признавать таковыми сведения, добытые в результате оперативно-розыскных мероприятий. После проведения ОРМ орган дознания, помимо составления актов ОРМ, обязан немедленно возбудить уголовное дело. Затем, вместо составления и представления в качестве доказательств актов обследования помещений или оперативного сбора образцов для сравнительного исследования, орган дознания должен провести неотложные следственные действия: обыск либо осмотр места происшествия, а также получить образцы для сравнительного исследования 10 .