Категории водительских прав в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории водительских прав в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Водительские права и категории транспортных средств в 2022 году довольно сильно изменились. Начать с того, что в удостоверение были добавлены новые категории, потому не удивительно, что водители интересуются, как получить категорию, что им нужна, но которой они на данный момент не обладают.
Перечень прав на 2022 год
Категории прав – не просто символическая заметка, что украшает удостоверение водительского назначения. Это официальное право сидеть за рулем того транспортногосредства, что вам нужно. На обороте водительский бланк содержит отметку, на каком транспорте можно ездить при наличии рассматриваемых прав. Если игнорировать рассматриваемую отметку, водителя будет ждать наказание в виде штрафа. Размер наказания 5 -15 тыс. рублей.
Несколько лет назад были добавлены обновленные форматы и изменен перечень основных подкатегорий, что привело к небольшой путанице. Многие владельцы автотранспорта просто запутались в предлагаемых категориях, прежде чем пришли к тому, чтобы правильно их классифицировать. Для новичков все ещё довольно сложно разобраться в большом разнообразии пунктов и подпунктов. Чтобы систематизировать перечень, что может содержать водительский документ, рассмотрим таблицу и начнем изучать каждый её пункт отдельно.
Категория или подкатегория | Тип транспортного средства |
А | Мотоциклы |
А1 | Легкие мотоциклы |
В | Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) |
ВE | Легковые автомобили с прицепом |
В1 | Трициклы |
С | Грузовые автомобили (от 3,5 тонн) |
СE | Грузовые автомобили с прицепом |
С1 | Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн) |
С1E | Средние грузовики с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Автобусы с прицепом |
D1 | Небольшие автобусы |
D1E | Небольшие автобусы с прицепом |
М | Мопеды |
Tm | Трамваи |
Tb | Троллейбусы |
Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году
Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.
Категорий/ подкатегория |
Допустимый транспорт | Возраст | Требования для оформления |
---|---|---|---|
AI | мототранспорт | с 16 лет | Медицинская справка;
Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется) |
AII | автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) | с 19 лет | Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года |
AIII | автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн | с 19 лет | Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года |
AIV | автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 | с 22 лет | Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года |
B | гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт | с 17 лет | Мед.справка;
Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется) |
C | колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт | с 17 лет | Медицинская справка;
Прохождение обучения |
D | колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт | с 18 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
E | гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт | с 17 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
F | самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения | с 17 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».
К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.). Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.
Возрастные ограничения для получения прав
Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.
Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.
Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.
Неисправности, запрещающие эксплуатацию маломерок
Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2022 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей:
- сквозные пробоины корпуса;
- разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;
- повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля;
- отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива;
- повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора;
- отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней;
- несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.
Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т. е. на судоводителя и владельца плавательного средства.
Бортовой номер маломерного судна
Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.
Бортовой номер судну назначают при регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов: 2 буквы; 4 цифры; цифровое обозначение региона России; буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.
При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.
Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5–2 см.
В случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти при нанесении бортового номера вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом. Причем эта особенность отмечается в реестре ГИМС и в судовом билете водного транспорта.
Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?
Несмотря на то, что для мопедов была введена специальная водительская категория (М), ездить на них без прав все же можно. Правда касается это лишь особого типа мототранспорта, который был специально для этого разработан.
Называются такие мопеды мофами (от нем. Mofa – Motor-Fahrrad) и у них конструктивные параметры скорости и мощности двигателя специально подогнаны под возможность езды без прав. Хотя по остальным характеристикам это чаще всего мопеды, мотовелосипеды или электроскутеры, а не велотранспорт.
Делают их в Китае, но в основном не для России и СНГ, а для ЕС, где после введения категории «М», аналогичной российской, появился огромный спрос на подобные ТС. Но все же мофы постепенно появляются и на отечественном моторынке.
Также здесь следует упомянуть и особый вид транспорта – квадрициклы (не путать с квадроциклами). У нас их пока причислили к мопедам, хотя конструктивно многие квадрициклы представляют из себя полноценный маломощный автомобиль («инвалидка» – пример советского квадрицикла). Сегодня же выпускаются модели квадрициклов на электрической тяге с конструктивными параметрами скорости и мощности, подогнанными под возможность езды без прав.
Нестандартные виды электротранспорта
К нестандартным видам электротранспорта можно отнести всевозможные гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, инвалидные электроколяски и т. п. Изначально это были конструктивно тихоходные ТС, но сейчас имеются модели, которые могут развивать скорость значительно превышающую 25 км/ч. То же касается и мощности данного транспорта.
По логике вещей на мощный одноосный и иной электротранспорт нужны водительские права, но по факту работники ДПС пока не обращают внимание на подобные ТС т. к. тут явно нужны законодательные уточнения. То есть пока что на данном транспорте условно разрешено передвигаться без прав, хотя если произойдет ДТП по вине такого водителя, то могут провести техническую экспертизу и ужесточить наказание в отдельно взятых случаях.
Что обязывает ездить только с правами?
Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:
- Конституция России даёт гражданам право на свободное передвижение,
- но Федеральный закон О безопасности дорожного движения предписывает, что участники дорожного движения могут свободно передвигаться на основании установленных правил, а реализация своих прав граждан не должна ущемлять права других людей,
- а вот пункт 2.1.1 ПДД РФ говорит о том, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотруднику ГИБДД водительские права в числе прочих документов при управлении транспортными средствами.
Чем грозит езда без прав при их потере и что делать?
Водительские права – это важный документ, но их потеря не грозит владельцу разными мерами наказания. Другое дело, что рассматриваемые обстоятельства создают определенный уровень неудобства, поскольку водитель не сможет сесть за руль до тех пор, пока не разыщет пропажу или не восстановит документы.
- После обнаружения пропажи необходимо пойти в местный РЭО (регистрационно-экзаменационный отдел), чтобы подать заявление на восстановление документа. Регистрационно-экзаменационный отдел есть практически в каждом городе, потому затягивать с обращением не нужно.
- В случае, когда идет речь о краже, прежде чем обращаться в РЭО, следует пойти в полицию. Получив заявление, специалисты отдела должны запросить информацию о водителе. Это не самая быстрая процедура, занимающая приблизительно месяц. Когда проверка пройдена удачно, вы получите новые права.
На какой вид транспортных средств не нужны водительские права в 2023 году?
Права нужны не на все транспортные средства. В 2021 году их можно не получать, если выполняется езда на:
- Роликах или самокатах. Приспособления для передвижения не являются транспортными средствами. Ролики, скейтборды, самокаты, детские коляски не делают лицо, управляющее ими, водителем. Гражданин всё ещё имеет статус пешехода (пункт 1.2 ПДД РФ).
- Велосипеды. Попытки внедрить водительское удостоверение для велосипедистов предпринимались неоднократно. Поступали предложения даже начать выдавать гос номера и регистрировать велосипеды в ГИБДД. Попытка не увенчалась успехом и в 2021 году на этот транспорт не нужны водительские права.
- Моно-колесо, сигвей, гироскутер. Устройства имеют встроенный двигатель. Однако они не нуждаются в регистрации. В законодательстве отсутствует положение, обязывающее владельцев приспособлений передвигаться только по проезжей части. Потребность в водительском удостоверении на транспорт также отсутствует.
- Питбайк. Разновидность мотоциклов также не предназначена для езды по дорогам общего пользования. Устройство признается спортивным инвентарем. Поэтому права на него не требуются.
Старые водительские продолжат действовать
Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.
Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.
На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.
Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.
Нестандартные виды электротранспорта
К нестандартным видам электротранспорта можно отнести всевозможные гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, инвалидные электроколяски и т. п. Изначально это были конструктивно тихоходные ТС, но сейчас имеются модели, которые могут развивать скорость значительно превышающую 25 км/ч. То же касается и мощности данного транспорта.
По логике вещей на мощный одноосный и иной электротранспорт нужны водительские права, но по факту работники ДПС пока не обращают внимание на подобные ТС т. к. тут явно нужны законодательные уточнения. То есть пока что на данном транспорте условно разрешено передвигаться без прав, хотя если произойдет ДТП по вине такого водителя, то могут провести техническую экспертизу и ужесточить наказание в отдельно взятых случаях.
В развитых странах уже внедряют правила для нестандартного электротранспорта. Например, в Швеции, Германии и Финляндии очень популярны сигвеи и на них можно ездить без прав, но только по велодорожкам. Если же на сигвее планируется выезжать на автостраду, то его нужно оснастить светосигнальной системой, регистрационными документами и полисом ОСАГО. При этом водительского удостоверения не требуется.
Какие права нужны на багги
Багги – это компактный автомобиль, предназначенный для езды по умеренному бездорожью. Цели применения авто, относящихся к классу багги, могут быть различны. В зависимости от этого определяется нужны ли права на управление данным ТС.
Если багги используется исключительно в спортивных соревнованиях, то такие машины считаются спортинвентарем и не требуют получения водительских прав. Но и допуска к передвижению по ДОП они не имеют. Как пример можно привести автокроссные багги – в России они делятся на 5 классов, но все относятся к категории спортинвентаря.
Есть багги и для иных соревнований: по краулер-триалу (преодоление скалистых препятствий), трофи-рейду (преодоление максимально сложного бездорожья). Эти машины могут быть как в категории спортинвентаря, так и с допуском к передвижению по ДОП.
Еще есть ралли-багги, а также пляжные и военные багги. Эти как правило в обязательном порядке оснащаются светосигнальной системой и регистрационной документацией для передвижения по ДОП.
Если багги допущен к передвижению по ДОП и ездит по ним, то права требуются обязательно. При этом, несмотря на схожесть багги с легковым транспортом, получать права нужно не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.
Согласно ПП РФ «Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами» от 12.07.1999 № 796 для управления этими ТС, понадобится удостоверение тракториста-машиниста категории А или А1 (в зависимости от особенностей конструкции).