Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все водители логистических компаний обязаны проходить медицинские осмотры перед каждым выходом в рейс. Это необходимо для того, чтобы их физическое состояние не стало причиной аварии. Сама процедура освидетельствования состоит из нескольких этапов, которые позволяют медику убедиться в том, что шофер сможет управлять транспортным средством должным образом.

Об особенностях оформления трудовых отношений с медработником, проводящим предрейсовый осмотр

В 2014 – 2016 г.г. в нашей организации по договору ГПХ работал медицинский работник (проводила предрейсовый и послерейсовый осмотр). При проверке ФСС настаивает, что этот договор можно приравнять к трудовому, т.к. она работала ежедневно (за месяц по 30-31 час) и длительное время.

Вопрос

Можно ли сослаться на то, что у нас нет лицензии на медицинскую деятельность и только по этой причине медработник не состоит в штате организации?

Ответ юриста.

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотров можно организовать одним из следующих способов.

1. Работодатель принимает на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. Данный вывод основан на ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

В этом случае необходимо учитывать следующее:

— работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров);

— работодатель обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Отметим, что организации, входящей в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково», такая лицензия не потребуется. Данные выводы следуют из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ (далее — Положение о лицензировании), Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Отметим, что долгое время позиция официальных органов и судов по вопросу о необходимости получения работодателем лицензии в приведенной ситуации оставалась неоднозначной. Однако в п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, вступившего в силу с 01.05.2015, прямо установлено требование о наличии такой лицензии у работодателя, в штате которого состоит работник, проводящий предрейсовые и послерейсовые медосмотры.

2. Работодатель заключает с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Это следует из п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Необходимо учесть, что у такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Данный вывод следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилей

Работник может выполнять работу по гражданско-правовому или трудовому договору в зависимости от того, возникают ли у него трудовые отношения с заказчиком (работодателем). Так, трудовые отношения возникают между работником и работодателем только на основании трудового договора. При этом не допускается заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения (ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16 ТК РФ).

Ситуация: В чем отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору? («Электронный журнал «Азбука права», 2017)

Заключение гражданско-правового договора неправомерно, если с работодателем у работника фактически возникают трудовые отношения: выполнение работы по определенной должности или профессии в соответствии со штатным расписанием, соблюдение режим рабочего времени, выполнение распоряжения работодателя в отношении работы, нахождение на оборудованном рабочем месте и др. (ст. 15 ТК РФ).

Заключить гражданско-правовой договор вместо трудового работодатель вправе, только если деятельность работника будет направлена на выполнение конкретного задания или конкретных действий, на достижение определенного результата. Например, договор на ремонт крыши, доставку груза в определенное место. При этом работник не обязаны находиться в месте расположения работодателя в установленное его трудовым распорядком время, подчиняться распоряжениям работодателя относительно процесса выполнения работы или услуги. Работу по гражданско-правовому договору работник организует самостоятельно, своими силами и средствами (ст. 704, п. 1 ст. 715, ст. 783 ГК РФ).

Читайте также:  Как зарегистрировать ТОО в Казахстане и какие документы потребуются.

Если работник был вынужден заключить гражданско-правовой договор, можно обратиться в суд с иском к работодателю о признании отношений трудовыми. Подтверждением именно трудовых отношений могут быть следующие факты:

— в гражданско-правовом договоре нет указания на индивидуально определенную работу, конкретный и конечный результат вашего труда;

— в гражданско-правовом договоре присутствуют термины «должность», «специальность», «заработная плата», «увольнение», «режим работы»; условия о соблюдении определенного режима работы, правил внутреннего трудового распорядка, о подчинении приказам (распоряжениям) работодателя, о выполнении требований охраны труда и техники безопасности, об обязанности работодателя обеспечить вас оборудованием, материалами и инструментом, необходимыми для выполнения работ (Письмо ФСС РФ от 20.05.1997 N 051/160-97; Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2014 N 18-КГ13-145);

— гражданско-правовой договор перезаключается в течение длительного времени;

— работодатель издает в отношении работника приказы и дает распоряжения по работе;

— работник соблюдает установленный работодателем режим работы, проходит медицинские комиссии по направлению работодателя, инструктаж по технике безопасности и охране труда;

— работник получает оплату труда в одно и то же время независимо от объема и характера работы, работодатель выдает расчетные листки с указанием в них табельного номера и заработной платы.

Ситуация: Правомерно ли заключение гражданско-правового договора вместо трудового? («Электронный журнал «Азбука права», 2017)

Исходя из изложенного, в данной ситуации, гражданско-правовой договор с медицинским работником может быть признан трудовым в силу указанных выше обстоятельств (работа длительное время, ежедневный характер работы и т.д.). Отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельность у организации при переквалификации гражданско-правового договора в трудовой договор значения не имеет. Таким образом, сослаться на то, что у организации нет лицензии на медицинскую деятельность и только по этой причине медработник не состоит в штате организации будет неправомерно.

Подборка документов:

Типовая ситуация: Кого можно принять на работу по гражданско-правовому договору (подряда, оказания услуг)? (Издательство «Главная книга», 2017)

Типовая ситуация: Чем трудовой договор отличается от гражданско-правового? (Издательство «Главная книга», 2017)

Ситуация: В чем отличие работы по гражданско-правовому договору от работы по трудовому договору? («Электронный журнал «Азбука права», 2017)

Статья: Риски признания гражданско-правовых договоров трудовыми договорами (Гулько Е.) («Трудовое право», 2016, N 10)

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, август 2017 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Особенности проведения осмотра

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:

  • в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
  • в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.

Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).

Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:

  • от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
  • до 20000 рублей за 45-50 человек.

Кому не требуется медосмотр

Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Читайте также:  Диспансеризация 2023: что следует знать

Права и обязанности сторон

Оформление договора на предрейсовый медосмотр водителей требует четкого разграничения обязанностей и прав сторон, подписывающих соглашение. На исполнителе договора лежит наибольшая ответственность, нежели на заказчике.

Обязанности заказчика включают в себя:

  • если медосмотр проводится на территории заказчика – предоставление всех необходимых условий, для надлежащего исполнения медосмотра (помещение, инвентарь);
  • обеспечение доступа исполнителя на территорию организации;
  • информирование медицинского работника в случае невозможности проведения медосмотра водителей в установленное время;
  • оплата предоставленных услуг в соответствующие сроки, указанные в договоре;
  • оформление необходимой документации (акт приема работ).

Исполнитель, согласно договору, обязан:

  • проводить медосмотр водителей перед выездом на маршрут;
  • предоставлять соответствующую документацию на приборы, фиксирующие наличие алкогольного опьянения (алкотестер);
  • в случае необходимости привлечь третьих лиц для оказания медицинской помощи, при этом исполнитель остается напрямую ответственным перед заказчиком за проведение медицинских процедур;
  • предоставить ксерокопию лицензии;
  • предупредить заказчика за 3 дня до прекращения действия лицензии об истечении разрешения на предоставление услуг;
  • если медосмотр происходит на территории медицинского учреждения, предоставить необходимый кабинет и оборудование;
  • информировать заказчика о невозможности проведения медосмотра;
  • ведение соответствующей документации.

При несоблюдении одной из сторон своих обязанностей, другая сторона может предъявить претензии и временно приостановить исполнение договора, а в дальнейшем расторгнуть соглашение.

В настоящее время лицензированию подлежат только перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (пп. 62 п. 17 Закона N 128-ФЗ ).

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства от 10.06.2002 N 402 (фактически утратило силу в отношении грузоперевозок и пассажирских перевозок на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом).

Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, закреплены Законом о БДД, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .

Можно ли взять в штат медсестру по договру гпх на медосмотры

Дата регистрации: 09.02.

2015Сообщений: 18,200 Re: Предрейсовый медосмотр если у одного автопредприятия имеются в штате медицинские работники соотвествующей квалификации и имеющие соответсующие сертификаты, может ли это предприятие заключить договор на проведение предрейсвого технического и медицинского контроля другому предприятияю? может, как только лицензию получит.

Нужна ли при этом лицензия?ага. если да, то нужна ли лицензия, если в договор будет безвозмедный, т.е. от этого вида услуг прибыли не будет.даже если безвозмездный. нормативов по вопросам предрейсовых осмотров?что вы понимаете под «нормативами»? А волшебства на свете нет, деточка. Есть только чуткость, доброта и чуткость, и ещё умение видеть насквозь (с).

Контроль предрейсовых осмотров на предприятиях часто не оптимизирован

Для управления транспортными процессами и контроля предрейсовых осмотрах на предприятиях используются системы мониторинга и учёта, такие как Виалон и 1С и т.п. Они дают широкие возможности для отслеживания автомобилей, контроля водителей и позволяют автоматизировать многие действия по учёту работы. Однако очень часто эти системы не интегрированы, и сотрудникам приходится работать с двумя системами по отдельности.

Несогласованность существует и при учёте предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, если водитель не проходит предсменный контроль, об этом уведомляют руководителя, далее он сам или через диспетчера снимает с линии технику в системе мониторинга и указывает неявку в системе учёта. Затем нужно проверить, есть ли у водителя запланированные на эту смену поездки, уведомить заказчиков и переназначить транспорт. Такой многоэтапный процесс сверок тормозит и срывает выполнение производственных задач.

Также руководители транспортных отделов, механики, диспетчеры, кадровые работники тратят много времени на перенос данных из одной системы в другую: ручное заполнение путевых листов и отчётов. Это увеличивает риск ошибок.

Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля

Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:

  • опрос о физическом самочувствии;
  • визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
  • замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
  • выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
    • объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
    • анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).

Цель проведения процедуры

Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.

После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.

Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.

Прийти в мед

Посетить врачей и сдать анализы

Получить справку

В обязанности индивидуальных предпринимателей (ИП) и каждой компании, эксплуатирующих транспортные средства, входит контроль состояния водителя перед и после выполнения им своей работы (смены/рейса). Необходимо это не только в целях соблюдения норм охраны труды, но и для обеспечения дорожной безопасности в целом. Физическое переутомление, болезнь, признаки воздействия опасных производственных факторов, состояние и остаточные явления наркотического, алкогольного или токсического опьянения являются прямой угрозой здоровью и жизни как самого водителя, так и других участников дорожного движения.

Обязательно ли проходить пред- и послерейсовый медосмотр? В соответствии с ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» для отдельных категорий водителей данный вид осмотров обязателен. Кто, как и где обязан проходить медицинский предрейсовый и послерейсовый медосмотр? Нужно ли проводить осмотр водителей в командировке? Какова цена этой услуги в СПб в 2019 году? Это и многое другое читайте далее.

Кто должен проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотр?

Какие водители должны проходить предрейсовый и кто проходит послерейсовый осмотр? Обязательные ежедневные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры (медосмотры) должны проходить все лица, работающие на должности водителей автомобилей вне зависимости от категории прав, типа ТС и дальности предстоящей поездки. Кроме того, в соответствии с абз.3-4 п.3-4 ст.23 ФЗ от 10.12.1995г. №196-ФЗ, проводятся осмотры индивидуальных предпринимателей, самостоятельно осуществляющих транспортные перевозки. Выполнять данное требование закона необходимо в течение всего периода работы.

На основании вышеуказанного закона такое обязательное условие, как проведение предрейсового медицинского осмотра, может быть отменено для водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб – скорой помощи, МЧС, полиции, пожарных бригад и др. Послерейсовому медицинскому осмотру подвергаются все без исключений.

Предрейсовый медосмотр водителей: удаленный контроль

В настоящее время услуги предрейсового медицинского осмотра водителей могут оказываться на расстоянии, т.е. удаленно. Технологии телемедицины можно использовать для оказания медицинской помощи в соответствии с ФЗ от 29.07.2017г. №242-ФЗ.

Дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей возможен благодаря специальным комплексам или терминалам. Они автоматически проводят сбор жалоб, визуальный осмотр, измеряют все необходимые показатели и выявляют фактические и остаточные признаки опьянения. Помимо этого, они делают возможным:

  • получение дистанционно консультаций со специалистами;
  • ведение и распечатку протоколов исследований;
  • сбор статистики и пр.

Такой водительский предрейсовый медосмотр занимает от 1 до 3 минут времени.

Требования к организации, проводящей медосмотры

Одно из главных требований для медицинских учреждений на 2020 год – наличие лицензии, позволяющей заниматься соответствующим видом проверки. Персоналу требуется получить допуск к осмотрам, а также пройти специализированные курсы. В любом случае специалисты должны иметь подтверждающие дипломы и прочие подобные документы. Иначе пройти осмотр законно не получится.

Сами помещения, где проводят осмотры, должны состоять не менее чем из двух комнат. В одной организуют сами осмотры, в другой – отбирают биологические пробы. Ранее уже писалось, обязателен ли осмотр для всех.

Организация предрейсовых медицинских осмотров водителей — видео:

Из списка необходимого оборудования стоит выделить следующие приспособления:

  1. комната с приспособлениями для отбора биологических материалов;
  2. сумки, внутри которых есть полный набор медикаментов, чтобы оказать неотложную помощь;
  3. медицинские шпатели, не меньше 10 штук;
  4. столики, где оборудование хранится;
  5. алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики (их должно быть от 2 до 10 штук в постоянном запасе);
  6. прибор, измеряющий количество паров в воздухе;
  7. термометры с приборами, определяющими давление;
  8. письменные столы, стулья, настольные лампы, шкафы для одежды, вешалки для верхней одежды, напольные коврики, сейфы;
  9. Медицинские кушетки и др.

Лучше всего для получения подробной информации посещать официальные сайты медицинских учреждений. На любой странице обязательно найдётся раздел, посвящённый различным видам медицинских осмотров для сотрудников перед рейсом. Главное чтобы были сведения и о сертификации таких специалистов.

Для каждого региона действуют свои правила прохождения медосмотров. И каждый специалист имеет право устанавливать свою цену.

На сайтах вывешивают подробные сведения относительно таких факторов:

  1. цена услуги;
  2. используемое оборудование;
  3. квалификация врачей;
  4. информация о дипломах и сертификатах.

Окончательный выбор делает руководитель, либо сами водители.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *