Как правильно составить предложение в русском языке? Какие есть правила?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно составить предложение в русском языке? Какие есть правила?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В русском языке порядок слов (точнее, порядок членов предложения) считается свободным. Это значит, что в предложении нет строго закрепленного места за тем или иным его членом. Например, предложение, состоящее из пяти знаменательных слов: Редактор вчера внимательно прочитал рукопись – допускает 120 вариантов в зависимости от перестановки членов предложения.

XLII. Порядок слов в предложении

Различаются п р я м о й п о р я д о к слов, определяемый типом и структурой предложения, способом синтаксического выражения данного члена предложения, его местом среди других слов, которые непосредственно с ним связаны, а также стилем речи и контекстом, и о б р а т н ы й
п о р я д о к, являющийся отступлением от обычного порядка и выполняющий чаще всего функцию
и н в е р с и и, т. е. стилистического приема выделения отдельных членов предложения путем их перестановки. Прямой порядок характерен для научной и деловой речи, обратный широко используется в произведениях публицистических и литературно-художественных; особую роль обратный порядок играет в разговорной речи, имеющей свои типы построения предложений.

Определяющим фактором расположения слов в предложении является целенаправленность высказывания, его коммуникативное задание. С ним связано так называемое а к т у а л ь н о е ч л е н е н и е высказывания, которое предполагает движение мысли от известного, знакомого к неизвестному, новому: первое (основа высказывания) обычно заключено в начальной части предложения, второе (ядро высказывания) – в его конечной части. Ср.:

1) 12 апреля 1961 года состоялся полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества (исходной точкой, основой высказывания является указание на дату, т. е. сочетание 12 апреля 1961 года, а ядром высказывания – остальная часть предложения, которая логически подчеркивается);

2) Полёт Ю. А. Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 года (основой высказывания является сообщение об историческом полете Ю. А. Гагарина, а ядром высказывания – указание на дату, которое логически подчеркивается).

Что такое обратный порядок слов в предложении?

Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.

Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.

Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.

Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.

Строгой регламентации, как правильно построить предложение в русском языке, нет. Порядок слов обладает относительной свободой, ограниченной грамматическими законами и требованиями смысла.

I. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному

§ 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и. и, ни. ни, или. или и т. п., например:

    И все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах.

§ 137. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством союзов и, да (в значении «и»), да и, или, либо, а также союзов а и да (в значении «но») (о точке и о точке с запятой перед этими союзами см. §§ 127 и 131, п. 2), например:

    Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно.

Примечание. Запятая перед союзами и, да (в значении «и»), или, либо не ставится, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение. Наличие общего второстепенного члена или общего придаточного предложения тесно связывает такие предложения в одно целое, например:

    По улицам двигались грузовики и мчались легковые машины.
    От пристани каждое утро отходил катер или отплывала лодка.
    Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крылу домика в Васильевском.

§ 138. Запятая ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное без помощи союзов или посредством союзов но, однако, все же, тем не менее, лишь в тех случаях, когда такие предложения тесно связаны между собой по смыслу (о точке с запятой перед этими союзами см. § 131, п. 1), например:

    Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.

§ 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному.

    Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса.
Читайте также:  Единое пособие для семей с детьми 2023: что разъяснить работникам

Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например:

    Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь.

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория.

Но пишется и:

1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный.

2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр- и т. п., например: панисламизм, субинспектор, Трансиордания, контригра.

Как научиться грамотно разговаривать на русском языке

  1. Если вы хотите научиться разговаривать грамотно и красиво возьмите в привычку читать хотя бы 15 минут в день. Отлично подойдет классика, поскольку она яркий образец художественной речи. Это поможет вам расширить словарный запас, обогатит вашу речь и научит ясно излагать мысли. Вы невольно запомните некоторые слова и выражение, которые потом сможете без труда воспроизвести.
  2. Изучайте синонимы, они позволят вам удивительно разнообразить вашу речь и избежать частых повторений, а так же слов-паразитов и междометий, которые коверкают речь, делая ее малопонятной и раздражающей.
  3. Не используйте незнакомые слова. Учите новые словами, это поможет вам увеличить запас слов и правильно расставить ударения в словах.
  4. Говорите чаще и как можно дольше. Если в эту минуту нет подходящих собеседников, включите телевизор и постарайтесь воспроизвести речь диктора. В результате этих упражнений вы научитесь правильно расставлять интонационные паузы, и ваш лексический запас пополнится новыми формами. Помните, говорить нужно обязательно вслух.
  5. Следите за «чистотой» речи: искореняйте слова, не несущие никакой смысловой нагрузки.
  6. Рассказывайте о просмотренном фильме или прочитанной книге кому-нибудь. Попытайтесь сделать вашу речь интересной для слушателя.
  7. Отсутствие длинных пауз и общая связность речи добавит вашему повествованию благозвучности и красоты.
  8. Не все умеют красиво и грамотно преподносить информацию, но для этого есть упражнение. Называется «разговор ни о чем». Выбираете любой предмет и в течении пяти минут много и вдохновенно описываете его, потом переключаетесь на другой. Это научит вас легко говорить обо всем на свете.
  9. Избегайте жаргонных, нецензурных слов, а так же понятный одному вам слэнг и научные термины. Старайтесь обойтись без шаблонных фраз.
  10. Одного словарного запаса будет недостаточно, чтобы строить предложения грамотно. Нужно еще умение четко и лаконично выражать свои мысли, умение правильно строить предложения. Для развития этих навыков попробуйте к любому слову подобрать определение. Или пишите слова и пробуйте составить из них предложения. Чем больше получится – тем лучше.
  11. Добивайтесь совершенства речи, рассказывая самому себе, как прошел ваш день. Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь, следя за жестами и мимикой.

Корректная, правильная речь создаст вам имидж человека умного и образованного. Учитесь владеть вашей речью, все в ваших руках!

Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.

Упражнения для тренировки

Если все условия, чтобы говорить красиво и чётко, имеются, а язык всё равно «заплетается», нужно тренировать речь. В тренировке нуждаются не только мышцы языка, но и нижняя челюсть, и губы, и дыхательные органы. Чтобы научиться говорить грамотно, красиво и долго, советуем чаще использовать упражнения, составленные для разработки «речевого дыхания»:

  1. Для диафрагмы: займите любую удобную исходную позицию (лёжа, сидя, стоя), приложите одну руку к области живота, другую – к груди. Сделайте носом вдох, стараясь максимально «раздуть» живот и грудную клетку. Неспешный выдох носом – живот и грудная клетка «втягиваются» обратно.
  2. Быстрый носовой вдох, задержка дыхания на пару секунд и плавный выдох через рот. Повторить 2 раза.
  3. Быстрый вдох широко открытым ртом. Медленный выдох с произношением любого гласного звука. Повторить со всеми гласными.
  4. Ровный вдох носом. Медленный выдох со счётом до 5. Если до 5 – легко, считать до 10, если и до 10 легко, считать обратно – 10, 9, 8 и т.д.
  5. Плотно сомкните губы, произнесите звук «м» и протягивайте его как можно дольше, произнося с разной интонацией голоса.
  6. То же упражнение сделайте для звука «р» с разомкнутыми губами.

Органам, участвующим в разговоре, необходимо «научиться» быть подвижными, чтобы говорить красиво. Натренировать их помогут такие упражнения:

  • стоя у зеркала, тянуться языком как можно дальше вперёд, повторять 5-10 раз;
  • поочерёдно дотрагиваться кончиком языка то правой, то левой поверхности щеки изнутри в течение 5-7 минут;
  • при сомкнутых губах «полировать» языком заднюю сторону зубного ряда круговыми движениями по 10-15 раз в разных направлениях (справа налево и обратно);
  • делать круговые движения высунутым вперёд языком по 15 раз по часовой и против часовой стрелки (упражнение не так просто, как может показаться);
  • в течение 5-7 минут то собирать губы в трубочку, то растягивать их в улыбку;
  • надув щёки, гонять воздух во рту сначала по часовой стрелке, затем – в обратном направлении.
Читайте также:  Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8

Что такое обратный порядок слов в предложении?

Обратный порядок — это нарушение традиционной последовательности слов в предложении. Если это делается с целью усиления образности, такой обратный порядок слов в предложении называется инверсией.

Любое изменение правил составления предложений в русском языке акцентирует внимание на словах, находящихся на непривычных местах. Например, перестановка определения перед главным словом подчеркивает его интонационно и семантически: Были здесь барышни прекрасные, молодцы смелые, отцы семейств дородные.

Изменение места определения и отделение его от определяемого существительного всегда усиливает этот член предложения: Поздняя нам выпала в этом году весна.

Непрямой порядок слов часто используется в литературе для создания художественного образа, а также в речевой практике. Инверсия делает наше высказывание более емким, точным, экспрессивным. Например, нарушая правило о постпозиции управляемого слова, соотносимого с глаголом, мы подчеркиваем качество совершаемого действия: Медленно, неверными шаркающими шагами, шел старик по длинному коридору.

Задание 6. Лексические нормы

По статистике каждая третья ошибка в этом задании связана с неправильным чтением условия. Обратите внимание: формулировка задания 6 может меняться. Вас попросят или исключить лишнее слово, или заменить неверно употребленное.

Чтобы справиться с этим заданием, обратимся к разнице между плеоназмом и лексической несочетаемостью. Знаю, в языковых нормах много терминов, но сейчас все расшифрую! Плеоназм — это повтор смыслов. То есть одно слово что-то обозначает, а второе слово имеет такое же значение. Соответственно, чтобы избежать плеоназма, нам нужно убрать лишнее слово.

Давайте разберем самый часто встречающийся пример плеоназма в 6-м задании: очень прекрасный. На первый взгляд кажется, что все в порядке. Мы просто хотим сказать, что кто-то или очень хороший, привлекательный, замечательный. Но приставка пре- здесь имеет значение очень: очень красный, то есть очень красивый. Получается, что у приставки и наречия один и тот же смысл очень, поэтому в ответ в таком задании запишем слово очень. Еще несколько примеров плеоназмов: ведущий лидер, своя автобиография, свободная вакансия, прейскурант цен.

Когда же стоит задача заменить неверно употребленное слово, нужно искать нарушение лексической сочетаемости. Верные варианты, которые могут быть перепутаны:

  • играть роль, но иметь значение;
  • дарить радость, но причинять боль;
  • прочитать лекцию, но провести беседу.

Задание 8. Синтаксические нормы

Обратите внимание, что в этом году оценивание 8-го задания изменилось. Раньше оно приносило максимум 5 первичных баллов — за каждую цифру соответственно. Теперь же только 3 первичных балла, то есть ошибки стоят дороже.

Обычно номер 8 пугает сдающих сильнее остальных заданий на языковые нормы на ЕГЭ: много длинных предложений, сложные названия грамматических ошибок, все они выглядят одинаковыми… А на самом деле с ним можно разобраться за 2–3 минуты!

Расскажу о нескольких подсказках, которые помогут быстро найти грамматические ошибки в предложениях. Если нужно найти нарушение в построении предложения с несогласованным приложением, смотрите на варианты, где есть кавычки: название романа, пьесы, картины, спортивного комплекса. Если в предложении есть определяемое слово, то название должно стоять в начальной форме. Сравните:

В романе «Война и мир» происходит много событий.
В «Войне и мире» происходит много событий.

Если необходимо найти неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом, то ищите в начале предложений предлоги благодаря, согласно, вопреки, по. Первые три управляют дательным падежом, а предлог по в значении «после» чего-либо ставит существительное в форму предложного падежа: по приезде, по прибытии.

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

[-=],а [-=].

А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

Снег падал, и ветер усилился.

[-=],и [-=].

Сложносочиненное бессоюзное:

Снег падал, темнело.

[-=],[=].

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

Насте рассказали, что ее ждет испытание.

[-=],(что…).

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

[-=],(что…),(которое…).

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

[-=],
(что…),
(которое…).

Но не всегда несколько придаточных предложений означают, что они все на разных уровнях. Два придаточных могут быть второстепенными по отношению к главному, но абсолютно равны между собой: Когда Петя подошел, Настя прищурилась, чтобы лучше рассмотреть его.

(когда…),[-=],(чтобы…).

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к «Настя прищурилась» — уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

[-=],
(когда…), (чтобы…).

Порядок слов как основное средство оформления слов в предложении

Порядок слов в предложении не подчиняется каким-то строгим правилам, наиболее точный термин для его определения – свободный. Но при этом он имеет важное значение – как стилистическое и синтаксическое, так и смысловое.

Так, синтаксическая функция означает следующее: в русском языке есть много случаев, когда именно место слова в предложении влияет на то, каким членом предложения оно становится. Чтобы понять, что это означает, достаточно поменять всего два слова в простом предложении “Папа любит сына”.

Стилистическая функция порядка слов важна не менее. Дело в том, что когда член предложения оказывается в необычном для него месте, он сразу становится стилистически окрашенным. Вот простой пример такого случая: Со мной пойдет Макс – акцент сразу делается на имени.

Читайте также:  Виза в Черногорию для россиян: для поездок до 30 дней не нужна

Часто именно с помощью порядка слов можно определить, на какое именно из них падает логическое ударение, то есть то, какое из слов является главным. Таким образом с помощью порядка слов говорящий может верно или неверно выразить свою мысль.

Порядок слов в предложении в русском языке достаточно свободный – главное, чтобы сохранялся смысл того, о чем человек говорит или пишет. Но все же он имеет три основных значения – синтаксическое, стилистическое и смысловое. Также следует сказать, что лингвистика разделяет прямой порядок слов, при котором существует определенная очередность того, как члены предложения следуют друг за другом, и обратный, то есть свободный. Порядок слов может влиять на то, какую именно роль играет в предложении та или иная его часть, а также на то, куда будет падать логическое ударение Измененный порядок слов может повлиять не только на смену членства в предложении, но и на полное или частичное изменение его смысла. То есть порядок слов в этой синтаксической единице действительно очень важен и имеет большое влияние.

§182. Порядок слов и сложное синтаксическое целое

Порядок слов в предложении зависит не только от грамматических связей слов и смысла всего предложения, но и от сложного синтаксического целого (см. гл. XLIX), в состав которого входит предложение. Ср.:Неожиданно кто-то в белом отделился от стены и стал приближаться. От испуга ребенок не мог вымолвить ни слова; Всё в школе так необычно, строго и торжественно, что когда задали вопрос: «Сколько тебе лет?», ребенок не мог вымолвить ни слова от испуга.

В некоторых случаях характер развития мысли в сложном синтаксическом целом не только определяет место свободно располагающегося компонента, но и требует отступления от строго грамматического порядка слов. Ср.:

1) Все собрались за столом. Петр принес книгу, и наступила тишина;

2) На столе лежала книга. Книгу принес Петр;

3) И вот эта книга у нас. Принес книгу Петр.

Во втором и третьем вариантах логика развития мысли подчиняет себе грамматику: во втором случае сообщается о том, кто́ принес книгу, в третьем – ка́к она оказалась у нас. В первом же случае сообщается о последовательно развивающихся событиях.

Порядок слов в предложении (и его смысл) зависят не только от предшествующего контекста, но и от последующего. Ср.;

1) Осень. Сухие листья медленно падают на землю. Скоро она покроется сплошным разноцветным ковром;

2) Осень. Медленно падают на землю сухие листья. Они как будто не хотят расставаться с деревом;

3) Осень. На землю медленно падают сухие листья, а к небу поднимается дым костров.

Первое предложение допускает после себя все три варианта второго предложения, а вторые варианты обусловлены своим последующим контекстом.

Простое предложение с однородными членами

В составе простого предложения могут быть два и более подлежащих, сказуемых или второстепенных членов. Такие члены предложения одного типа являются однородными.

Простые предложения с однородными членами называют осложненными.

В таблице собрали основные типы и примеры предложений.

Виды простых предложений с однородными членами

Примеры

Нераспространенные однородные предложения.

(с однородными членами)

Предложения, которые состоят только из грамматической основы.

(подлежащего и сказуемого)

Степа и Виктор вернулись.

Она стояла и слушала.

Мальчики и девочки пели и танцевали.

Распространенные однородные предложения.

(с однородными членами)

Предложения, в которых вместе с грамматической основой, есть второстепенные члены предложения.

(определение, обстоятельство, дополнение)

Однородные члены могут быть в таких предложениях и второстепенными, и главными членами предложения.

Рубашка расшита синими, голубыми и бирюзовыми нитками.

Он подарил маме цветы, открытку и парфюм.

Водитель предложил повернуть не влево, а вправо.

Предложения с однородными членами предложения и обобщающим словом.

Обобщающие слова называют более широкое, родовое понятие, употребляются в том же падеже, являются тем же членом предложения и относятся к тому же слову, что и однородные члены.

В альбоме были фотографии людей: сестер, братьев, племянников.

О мыслях, о чувствах, о переживаниях — обо всем рассказал ей попутчик.

Все напоминало ей о прошлом: распечатанные фотографии, глиняная кружка, кольцо на пальце.

Составление простого предложения

Чтобы составить простое предложение, нужно:

Придумать основу — подлежащее и/или сказуемое.

Подлежащее — предмет или действующее лицо, отвечает на вопрос: кто? что?

Сказуемое — действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?

Например, грамматическая основа звучит так:

При желании можно добавить к грамматической основе второстепенные члены. Например:

Ученик 4 класса пришел самостоятельно к школу.

Чтобы найти в тексте простое предложение, нужно проанализировать предложение, подсчитать количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение.

Еще со школы мы знаем, что в предложениях есть подлежащее и сказуемое, также второстепенные члены.

Подлежащее – это главный член любого предложения. Оно отвечает на вопросы «Кто?» и «Что?». Например, в предложении

ВОЛК КРАЛСЯ ПО ЛЕСУ В ПОИСКАХ ДОБЫЧИ

подлежащим является «волк». О том, что это слово главное, говорит тот факт, что достаточно убрать его, и вся фраза вообще потеряет смысл.

Сказуемое — это второй по старшинству член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?», «Что сделает?» и «Каков?». Так, все в том же примере сказуемым будет слово «крался». Без него смысл предложения также был бы не ясен.

Но русский язык не зря называют великим и могучим. В нем есть предложения, которые вообще состоят из одного слова – подлежащего или сказуемого.
Например,

УТРО. СВЕТАЛО. или ВЕЧЕР. СМЕРКАЛОСЬ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *