Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:
- государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
- контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Кто ведет раздельный учет НДС
Раздельный учет НДС необходимо вести тем организациям, которые сочетают виды деятельности, облагаемые НДС, а также виды деятельности, не облагаемые НДС.
Наиболее частыми причинами для необходимости распределения НДС является необходимость распределять входящий НДС между видами деятельности для организаций, которые совмещают ОСН с ЕНВД, либо для организаций, осуществляющих экспортную торговлю. Это неисчерпывающий перечень случаев.
В требовании ведения раздельного учета НДС есть исключения. Так, если в организации доля выручки от деятельности, не облагаемой НДС, или облагаемой по ставке 0% не превышает 5% от всей выручки, организация вправе не разделять входящий НДС. Или организация, которая занимается только экспортом и не ведет операций на внутреннем рынке, также вправе не вести раздельный учет.
НДС. Ведение и организация раздельного учета
Общество начисляет и уплачивает НДС ежемесячно, «по оплате». В январе был получен мобилизационный платеж (аванс) по договору в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. Услуги, оказываемые по данному договору, попадают под действие п. 19 ст. 149 НК РФ как операции, не подлежащие налогообложению. Выставляется ли счет-фактура на аванс?
Каким образом организовать раздельный учет по операциям, облагаемым НДС, и по операциям, освобождаемым от налогообложения? Реализация за первый квартал существенна. Но реализации по договору оказания безвозмездной помощи Российской Федерации не было. Тем не менее, приходуются услуги субподрядчиков по данным работам в рамках указанного договора с выделением НДС, учитываются командировки сотрудников на конкретные объекты в рамках указанного договора, где проживание в гостиницах также включает в себя НДС. Каким образом учитывать на счетах бухгалтерского учета «входной» НДС в связи заключением подобного договора? Возмещение НДС по товарам (работам, услугам), не имеющим отношения к рассматриваемому договору оказания безвозмездной помощи, производится в обычном порядке?
По общему правилу суммы поступивших авансов
включаются в налоговую базу по НДС (
п.п. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ
).
Однако при поступлении предоплаты по операциям, которые не подлежат налогообложению
, в частности, операциям по реализации товаров в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации,
исчислять и уплачивать НДС с сумм авансов не нужно
(
п. 2 ст. 162 НК РФ
).
При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, в том числе не подлежащих налогообложению
(освобождаемых от налогообложения), налогоплательщики обязаны составлять
счета-фактуры
, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (
п.п. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ
).
При этом расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога
. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Таким образом, при получении аванса по операциям по реализации товаров в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации (при соблюдении всех условий, перечисленных в п.п. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ
) Вы должны
составить счет-фактуру
на сумму аванса с пометкой «Без налога (НДС)».
Выписанный при получении аванса счет-фактура регистрируется в книге продаж.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов счет-фактура регистрируется в книге покупок.
Раздельный учет: с чего начать?
В формировании системы раздельного учета на предприятии, совмещающем УСНО и ЕНВД, можно выделить несколько этапов:
— разработка методики ведения раздельного учета. На данном этапе анализируются расходы организации, определяются перечни расходов, относящихся к каждому виду деятельности, и расходов, подлежащих распределению. Далее разрабатываются методика распределения общих затрат и порядок списания разделенных расходов на затраты каждого вида деятельности. Для разработки методики распределения затрат проводится анализ законодательства, определяется наличие указаний в НК РФ на саму методику либо на общие принципы, которым она должна соответствовать. В любом случае даже при наличии в законодательстве правил распределения общих расходов бухгалтеру организации придется проделать значительную работу, для того чтобы эти общие для всех правила заработали в отношении конкретного предприятия, его затрат, учитывали все его особенности. В случае если имеются пробелы в законодательстве (не прописана методика ведения раздельного учета либо прописаны лишь общие положения), бухгалтеру организации придется заполнить все имеющиеся пробелы путем составления свода правил, согласно которым будут распределяться затраты;
— совмещение разработанной методики ведения раздельного учета с существующей системой ведения учета на предприятии. На данном этапе анализируется методика ведения учета на предприятии, а именно процедуры учета доходов и расходов, проводится анализ возможности получения данных для раздельного учета на основании имеющейся системы учета, построенной на предприятии. Иными словами, определяется, можно ли с помощью имеющегося учета вести раздельный учет в соответствии с разработанной методикой. Если система учета на предприятии удовлетворяет всем потребностям раздельного учета, стоит лишь определить последовательность получения данных для раздельного учета. Как правило, «упрощенцы» ведут бухгалтерский учет (в том или ином виде), и в таком случае стоит определить, данные какого счета и в каком разрезе необходимо получать для раздельного учета. В случае если предприятие не ведет бухгалтерский учет, пользуясь правом, предоставленным ему законодательно, при появлении дополнительного вида деятельности, облагаемого в соответствии с иным режимом налогообложения, следует построить систему бухучета, удовлетворяющую всем потребностям предприятия;
— документальное оформление и закрепление методики ведения раздельного учета на предприятии. В данный раздел можно включить такие действия, как отражение методики ведения раздельного учета в учетной политике предприятия, разработка регистров и документов, в которых будут находить отражение операции по разделению расходов между различными видами деятельности.
Учетная политика для налогового учета
На наш взгляд, в учетной политике для налогового учета организации, совмещающей УСНО и ЕНВД, должны найти отражение следующие моменты:
- факт применения УСНО организацией;
- факт применения ЕНВД организацией в случаях осуществления видов деятельности, подпадающих под обложение данным налогом;
- наличие положения о соблюдении законодательства, норм гл. 26.2 и 26.3 НК РФ о ведении раздельного учета, методика ведения которого отражена или в учетной политике, или в приложении к приказу об учетной политике;
- перечень расходов, которые нельзя отнести к какому-либо виду деятельности, подлежащих делению расчетным путем;
- непосредственно сама методика распределения таких расходов (пропорционально чему они делятся, как определяется пропорция, как происходит распределение, как это документально фиксируется, на основании каких документов делается);
- документальное оформление ведения раздельного учета: регистры, бухгалтерские справки. Что и как оформляется. Формы таких документов. Форма ведения такого учета и периодичность вывода данных на бумажные носители в случае ведения учета в электронном виде.
Совет эксперта. Чем подробнее будет составлен данный раздел учетной политики, тем меньше будет возможности у проверяющих оспорить ваш метод (даже если он отличается от позиции Минфина) и применить свой. А при наличии достаточного документального оформления ведения раздельного учета проверяющие не смогут предъявить претензии об отсутствии раздельного учета.
Итак, отражаем по порядку в учетной политике:
- факт применения УСНО:
Учетная политика для раздельного учета: составляем шаг за шагом Положения НК РФ о раздельном учете при совмещении УСНО и ЕНВД
Прежде всего следует изучить положения законодательства, касающиеся ведения раздельного учета при совмещении предприятием двух специальных налоговых режимов — УСНО и ЕНВД.
Положения о ведении раздельного |
Положения о ведении раздельного |
||
Пункт 5 ст. 346.18 НК РФ: при |
Пункт 6 ст. 346.26 НК РФ: при |
||
Пункт 8 ст. 346.18 НК РФ: |
Пункт 7 ст. 346.26 НК РФ: |
||
В каких случаях необходим раздельный учет по НДС?
Нередко хозяйственные субъекты (юридические и физические лица) в ходе своей деятельности сталкиваются с необходимостью совершать операции, как облагаемые НДС, так, согласно условиям законодательства, освобожденные от начисления этого налога. Также встречаются случаи наличия одновременно двух действующих режимов налогообложения у одного плательщика, например общей системы и ЕНВД или общей системы и патентной.
При такой работе обязателен к применению раздельный учет по НДС. Отсутствие подобной методики не позволяет налогоплательщику как учитывать входной НДС по отношению к налогооблагаемым операциям, так и брать полученные суммы для уменьшения базы по налогу на прибыль.
За экономическим субъектом остается право на выбор конкретной методики по ведению раздельного учета НДС. Действующее законодательство не запрещает разработку и применение собственного норматива. Но при этом принятый порядок не должен нарушать основных принципов работы, при которых возможно достоверное определение, к какому виду операций относится та или иная сумма входного налога.
Подробнее о принципах и способах ведения раздельного учета вы узнаете из материала «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».
Кому не обойтись без раздельного учета
Вопрос о необходимости ведения раздельного учета возникает, если компания или предприниматель в процессе своей деятельности:
- сочетает различные режимы налогообложения;
- осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции;
- оказывает (наряду с обычными) услуги, цены на которые регулируются государством;
- работает по госконтрактам (включая гособоронзаказы);
- совмещает некоммерческую деятельность с коммерческой.
Раздельный учет может осуществляться не только в обязательных ситуациях, но и в добровольном порядке, к примеру в целях получения необходимой детализации информации в рамках управленческого учета.
Об управленческом учете подробнее читайте в материалах:
- «Что является объектами управленческого учета (перечень)?»;
- «Управленческий учет организационной деятельности (нюансы)».
В последующих разделах остановимся на отдельных случаях, когда обязанность ведения раздельного учета регламентирована законом.
Последствия продажи основных средств или нематериальных активов для совмещающих ЕНВД и общий режим налогообложения
При решении вопроса, касающегося порядка учета индивидуальными предпринимателями для целей налогообложения стоимости реализуемых основных средств и нематериальных активов, которые использовалось налогоплательщиками при осуществлении обоих видов деятельности (облагаемых и не облагаемых ЕНВД), необходимо учитывать следующее.
Доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц (подп. 24 ст. 217 НК РФ).
Вместе с тем, заключенные индивидуальными предпринимателями сделки по продаже используемых ими в предпринимательской деятельности основных средств и нематериальных активов не могут рассматриваться в одном ряду с операциями купли-продажи товаров, осуществляемыми налогоплательщиками в рамках торгово-закупочной деятельности в сфере оптово-розничной торговли.
Следовательно, доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от реализации используемых в предпринимательской деятельности основных средств и нематериальных активов, не могут признаваться доходами, полученными в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, даже с учетом того, что эти основные средства и нематериальные активы непосредственно использовались при осуществлении данного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 14 Порядка учета доходов и расходов суммы, полученные налогоплательщиками в результате реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.
Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.
Таким образом, доходы, полученные индивидуальными предпринимателями в налоговом периоде от реализации основных средств и нематериальных активов, следует отразить в Книге учета доходов и расходов в составе прочих доходов, а по окончании налогового периода — в Приложении В «Доходы, полученные от предпринимательской деятельности и частной практики» декларации по налогу на доходы физических лиц в составе доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Государственный Комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее – Комитет) обращает внимание организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, что нарушение требований нормативных правовых актов по ведению раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности является нарушением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон №35-ФЗ) субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики:
производство электрической энергии;
передача электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства);
реализация (сбыту) электрической энергии;
оперативно-диспетчерское управление.
Согласно пункту 2 статьи 43 Закона №35-ФЗ Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее — Основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
Виды деятельности, данные раздельного учета по которым обязательны для предоставления организациями в целях государственного регулирования цен (тарифов), определены пунктом 6 Основ ценообразования.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Пунктом 12 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности:
а) в сфере холодного водоснабжения:
холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
б) в сфере горячего водоснабжения:
горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в) в сфере водоотведения:
водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;
прием и транспортировка сточных вод;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрен обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Предприятие имеет два расчетных счета в различных банках. Бухгалтер в данном случае открывает два разных счета для ведения раздельно остатков по каждому из счетов:
441/1 «Расчетный счет в банке «А»;
441/2 «Расчетный счет в банке «Б».
Таким же образом открываются счета по учету наличных и валютных средств.
Изменения в правилах документооборота, технологии обработки учетной информации и специфические первичные документы
Если вы применяете УПД (универсальный передаточный документ) — стоит разработать его форму, приведя в соответствие с действующей формой счета-фактуры. И закрепить форму этого первичного документа в приложении к учетной политике.
Форма УПД была утверждена и введена 6 лет назад письмом ФНС от 21 октября 2013 года № ММВ-20-3/96@. С тех пор была внесена масса существенных изменений в правила заполнения счет-фактуры, утвержденные постановлением № 1137. Форма УПД отстает. И актуализировать ее никто не спешит.
Минфин и ФНС в своих письмах советуют самостоятельно дополнить УПД, объединяющий в себе форму счета-фактуры и первичного учетного документа, показателями, необходимыми для выполнения требований, установленных статьей 169 Налогового кодекса и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1137.
Если вы получаете УПД от продавца — внимательно проверьте документ на предмет его соответствия актуальной форме счета-фактуры. И каждый из его реквизитов. В противном случае вычет НДС на основании УПД по устаревшей форме с неполным указанием реквизитов налоговая аннулирует.