Что изменилось при продаже автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменилось при продаже автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автомобили с пробегом в Казахстане можно приобрести с рук или в автосалоне. Во втором случае машина, скорее всего, будет ввезена в страну по льготным таможенным ставкам, поэтому если ее покупателем окажется гражданин РФ, при вывозе авто в Россию он обязан будет доплатить до полной суммы растаможки, чтобы авто получило статус товара Евразийского экономического союза.
Составляйте 3 экземпляра договора
Итак, вы подыскали себе машину с безупречным пакетом документов и отсутствием юридических ограничений. Пришло время заключать сделку. Для этого придётся составить договор купли-продажи или заполнить шаблонный бланк. В нём необходимо обязательно прописать следующее:
- Дата и место покупки автомобиля.
- Марка, модель, тип кузова и год выпуска.
- Пробег ТС на момент передачи авто покупателю.
- Техническое состояние авто (рабочее или нерабочее).
- Идентификационные данные (номера кузова, агрегатов и документов).
- Полная стоимость автомобиля (цифрами и прописью).
- Персональные данные продавца и покупателя.
Договор купли-продажи составляется в 3-х экземплярах:
- продавцу;
- покупателю;
- в МРЭО ГИБДД.
С 12 июля 2022 года автовладельцы могут оформлять электронный ДКП через Госуслуги. Такой подарок нам сделало Министерство цифрового развития, обещая новаторство ещё пару лет назад. Сервис работает вот уже 4 месяца и пока получает больше положительных отзывов, чем отрицательных.
Его главное преимущество – это повышенная безопасность. Ведь заключить договор купли-продажи могут пользователи с подтверждёнными учётными записями. Вдобавок автомобиль автоматически проверяется на угон и по ведомственным базам на ограничения. К тому же портал гарантирует, что договор правильно заполнен и правильно подписан (никакой гаишник в регистрации не откажет, ссылаясь на ошибки).
Сам процесс оформления выглядит так:
- Продавец и покупатель скачивают приложение «Госключ» (для подписи).
- Покупатель оформляет на себя ОСАГО (или переоформляет старый полис).
- Автомобиль старше 4-х лет проходит техосмотр и получает диагностическую карту.
- Продавец заполняет в системе портала бланк ЭДПК (почти все поля заполняются автоматически).
- Заполненный договор продавец отправляет покупателю. Последнему необходимо согласовать ЭДКП в течение 24-х часов (согласен / не согласен).
- В следующие 24 часа продавец и покупатель подписывают договор электронными подписями «Госключ».
- Оформленный договор появляется в личном кабинете у каждого участника сделки. На бланке, в левому верхнем углу, стоит логотип «Госуслуги».
Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.
Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.
Но здесь возникает сразу несколько «но».
- Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
- Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.
Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2023 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.
Оформляем договор и становимся на учет
Прежде, чем договариваться о цене, нужно подготовиться и изучить рынок, как вторичный, так и первичный. Вам нужно знать, сколько стоит новый автомобиль, какие ценники предлагают на вторичном рынке, сколько вам обойдется ремонт машины, если есть проблемы и так далее. Взвесив все это, вы можете приступить к торгам.
Договорились о цене, которая устраивает обе стороны? Замечательно. Можно переходить к оформлению. Примеры договоров купли-продажи можно без проблем найти в интернете, но лучше всего обратиться к нотариусу и в кабинете юриста составить договор и заверить его. Для заполнения понадобятся:
- Паспорта участников сделки
- Техпаспорт авто
- Документ, подтверждающий прохождение техосмотра
Почему Казахстан стал популярным направлением у россиян для покупки авто?
Из-за ажиотажного спроса на машины и массового «паломничества» «перекупщиков» Казахстан все чаще стали называть автомобильным хабом.
Отличным подспорьем для визита в эту страну и сейчас остается ее членство в Таможенном союзе, которое теоретически помогает убрать проблему дорогой растаможки импортного автомобиля: если он легально продается на территории государства-члена ТС/ЕАЭС, значит, может без уплаты таможенных пошлин приобретаться и любыми другими резидентами союза.
Но здесь возникает сразу несколько «но».
- Во-первых, в Казахстане действуют «льготные» ставки на растаможку импортируемых автомобилей, которые позволяют местным автолюбителям самим пригонять и покупать в салонах машины дешевле, чем резидентам других стран ТС. При этом, запустив такую программу, Казахстан взял на себя обязательство перед поставщиками не допускать вывоза привезенных таким образом автомобилей в другие страны, являющиеся членами ТС/ЕАЭС. В качестве альтернативного варианта для желающих сделать это предлагается совершить доплату разницы сумм ввозных таможенных пошлин, т. е. фактически растаможить транспортное средство по действующим ставкам.
- Во-вторых, Казахстан реально столкнулся с дефицитом машин, поскольку дилеры не ожидали увидеть кратное увеличение спроса. В 2022 году многие модели просто «сметались с прилавков», что начало вызывать недовольство местных покупателей, а вместе с ними и властей страны. Как следствие, в Казахстане быстро появились нормативные акты с формулировками, запрещающими продажи «льготных» машин лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, причем, в списки попали даже электрокары.
Тем не менее, поток машин из Казахстана в Россию в 2023 году не иссякает, а география покупателей вышла далеко за субъекты России, граничащие с нашим южным соседом. Объяснение этому кроется в сравнении преимуществ и недостатков приобретения автомобиля в Казахстане, а точнее, в главном плюсе, который удается получить, рассматривая вариант покупки машины в этой стране.
Плюсы и минусы «пригона» авто из Казахстана
На самом деле, в 2023 году покупка машины в Казахстане для гражданина России продолжает готовить массу не всегда приятных сюрпризов. С ними преимущественно сталкиваются те, кто решает лично отправиться за машиной:
- Конвертация российских рублей в тенге. Пытаясь сделать это через коммерческие банки, можно столкнуться с курсами, вдвое ниже официальных. И это сразу же делает покупку машины мероприятием крайне невыгодным. Как вариант – снятие тенге в банкоматах, принимающих карты платежной системы МИР, но такой обмен удается совершить не во всех казахских банках, да и курсы конвертации от учреждения к учреждению тоже могут значительно отличаться.
- Новой проблемой в 2023 году может стать продолжающаяся санкционная политика в отношении России. Многие автосалоны Казахстана начинают перестраховываться и отказываются даже от опосредованного сотрудничества с российскими покупателями. От этого приходится несладко, прежде всего, «серым» дилерам, сталкивающимся с дополнительными издержками. Эти расходы, в свою очередь, отражаются на цене «пригона» машины в РФ, т. е. ложатся на плечи конечного покупателя.
- Среди минусов покупки авто в Казахстане можно назвать и отсутствие гарантийного обслуживания. Это касается новых автомобилей, для которых бесплатные сервисные работы на территории РФ оказываются просто недоступными. Причина – согласно пункту договора-купли продажи, при смене юрисдикции производитель никакой ответственности за состояние автомобиля не несет.
В противовес этим минусам фактически ставится лишь одно преимущество – доступ к широкой номенклатуре марок и моделей легковых автомобилей – европейских, китайских, корейских, американских, японских и др. Здесь же и собственная промышленность в виде сборочных площадок, выпускающих автомобили Kia, Hyundai, Chevrolet и JAC.
Несмотря на местами очень большие наценки, в Казахстане россияне достаточно легко могут найти любую нужную иномарку – новую или с пробегом, в том числе привезенную из-за океана; а если повезет, то и серьезно сэкономить на такой покупке.
Кроме того, решение части проблем, связанных с банковскими курсами обмена валюты или казахскими автосалонами, всегда можно переложить на «перегонщиков», явно разбирающихся в этих вопросах лучше любого рядового покупателя.
Оформление авто из Казахстана — получение СБКТС и ЭПТС
На ввозимый из Казахстана авто необходимо получить ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства). Бумажные ПТС в России уже не выдают. Оформив ЭПТС, автомобиль можно поставить на учёт в ГИБДД и, получив российские номера, установить их на авто. Только после этого можно будет свободно ездить на ввезённом из Казахстана авто по российским дорогам. ЭПТС — необходимый документ, он подтверждает право собственности на автомобиль, он нужен при покупке и продаже, а также может потребоваться в случае угона автомобиля.
ЭПТС оформляется на основе Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или разового ОТТС. СБКТС нужен для предотвращения ввоза в Россию разного рода автохлама и служит подтверждением того, что техническое состояние, ввезённого из Казахстана авто, позволяет безопасно ездить по российским дорогам общего пользования.
Наша компания оказывает услуги по оформлению авто из Казахстана и получению СБКТС и ЭПТС в России.
Нужно оперативно получить СБКТС и ЭПТС, оплатить утильсбор на авто из Казахстана? – Мы поможем Вам!
Учёт импортируемого товара из РК
Порядок представлен в табличке:
Операция | Дебет | Кредит |
Цена товаров, которые импортируются из РК | 42 | 61 |
Оплаченная импортируемая продукция | 61 | 52 |
Налог начислен к оплате | 20 | 69 |
Отдача выручки от продажи | 63 | 90-2 |
Как только стартовала процедура переоформления, запрещено пользоваться автомобилем до ее окончания.
По стандарту онлайн-оформление должно занимать не более часа.
При оформлении заявки до 16:00, авто встанет на учет в этот же день. Если позже – тогда уже на следующий день.
Перед снятием машины с учета, продавцу необходимо убедиться в получении оплаты от покупателя.
За нарушение регистрации авто можно получить штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге), а саму машину отправят на штрафстоянку.
1 января 2020 года для Армении и Кыргызстана завершился переходный период вступления в Евразийский экономический союз, длившийся шесть лет. Армяне и кыргызы могли ввозить в свои страны автомобили по упрощенной схеме, уплатив только таможенную пошлину в 10% от стоимости авто. В остальных странах ЕАЭС – России, Беларуси и Казахстане – пошлина составляла уже 17%.
Именно этой разницей и пользовались некоторые казахстанцы, ввозя в страну более дешевые подержанные авто из Армении и Кыргызстана. В течении 10 дней они были обязаны поставить транспорт на учет, но не делали этого.
Не менее существенная сумма составляет и утильсбор, который зависит от объема двигателя. Чем он больше, тем выше будет сбор за вредное воздействие авто на окружающую среду и человека.
Существует и еще одна проблема с российскими авто. По данным МВД, в Казахстане около 210 тысяч автомобилей с российскими номерами. Около 88 тысяч из них сняты с учета в России, но так и не оформлены в Казахстане. Они автоматически снимаются с учета в соседней стране при оформлении сделки купли-продажи, но не зарегистрированы в нашей стране.
Временная регистрация помогала автовладельцем «иностранок» возможность свободно эксплуатировать машину в Казахстане до 1 марта текущего года, но теперь не успевшим это сделать выход только один – вывезти авто за пределы страны.
Поставить на учет авто. Сколько будет стоить первичная регистрация?
Подбирать автомобиль под выкуп заранее
Подбирать машину под выкуп можно удалённо из России — за два-три дня до прилёта в Казахстан — или уже на месте. Удобнее связаться с продавцом автомобиля накануне вылета и договориться о цене и сделке. Это не гарантирует, что машина вас дождётся: из-за высокого спроса на автомобили казахские продавцы стараются продать их дорого и могут предпочесть покупателя, который предложил больше или не торговался в онлайн-режиме. Но поиск машины за несколько дней до визита повысит вероятность того, что вы сможете выкупить машину в день прилёта.
Обычно российские покупатели ищут варианты на местных аналогах Авито. Выбирайте удобный для вас город Казахстана, ставьте фильтр по году выпуска и смотрите, что и по какой цене предлагают.
Встретиться с продавцом, проверить машину и документы
На живой осмотр машины и знакомство с продавцом можно поехать уже после обмена валюты, а можно сначала посмотреть машину и договориться, а потом съездить в обменник.
Вот на что стоит обратить внимание во время проверки машины:
- общее состояние автомобиля;
- соответствие VIN и номера кузова на самой машине, в СТС и других документах;
- есть ли у продавца сертификат об уплате утильсбора;
- есть ли одобрение типа транспортного средства;
- толщину лакокрасочного покрытия, чтобы исключить косметический или двойной окрас.
Коротко: как привозить авто из Казахстана и продавать в России
- Выкупать только новые автомобили — выгодно ввозить из стран таможенного союза и легко рассчитывать потенциальную маржу.
- Искать продавцов среди граждан Казахстана — купить новый автомобиль у официального дилера в Казахстане покупатель с российским паспортом не может.
- Завести местную сим-карту, если планируете посещать Казахстан систематически, чтобы пользоваться мобильным интернетом в пути.
- Заранее подбирать автомобиль под выкуп на казахстанских аналогах Авито, чтобы выкупить машину сразу по приезде.
- Подготовить наличные рубли и найти выгодный обменник.
- Встретиться с продавцом, проверить машину и документы, а потом снять её с учёта и получить транзиты и проколотый СТС.
- Отправить автомобиль в Россию своим ходом или на автовозе.
- Оформить ЭПТС и ТПО.
- Разместить и продать автомобиль на Авито.
Какой размер таможенной пошлины
Размер таможенной пошлины равен 17% от стоимости авто. Стоимость указывают в декларации сами автовладельцы. В подтверждение нужно приложить чек и договор купли-продажи. Если нет чека, а указанная в декларации цена ниже рыночной, таможенники производят оценку самостоятельно.
Но владельцам купленных в Армении и Кыргызстане машин не придётся платить 17% от стоимости машины. Так как при ввозе авто в страну ЕАЭС (Армения, Кыргызстан) уже была оплачена таможенная пошлина в размере 10% от стоимости машины, владельцам придётся заплатить разницу между оплаченной пошлиной и казахстанской.
Пример. При ввозе авто в Армению его таможенная стоимость была 5 млн тенге. До 1 января 2020 года в Армении действовала пошлина в 10% – 500 000 тенге. Допустим, эта машина сейчас попала в Казахстан. Чтобы её растаможить, нужно заплатить разницу (17% от 5 млн тенге = 850 000 тенге, а разница между таможенными платежами: 850 000 – 500 000 = 350 000 тенге). Если таможенная стоимость машины за это время не изменилась, нужно будет заплатить 350 тысяч тенге.
Какие документы нужны для вывоза-ввоза?
- Договор купли-продажи и акт приема-передачи,
- паспорт транспортного средства,
- номер одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое подтверждает, что машина соответствует правилам Таможенного союза ( его запрашивают у дилера),
- квитанция об уплате утилизационного сбора: для физических лиц используется единая ставка в 3,4 тыс. рублей (машины до 3 лет) или 5,2 тыс. (старше 3 лет),
- свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Оформление такого документа в специальной организации стоит около 25 тыс. рублей, а офисы компаний расположены прямо на границе.