Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Пару недель назад одна российская компания получила запрос от столичной прокуратуры. Причина обращения казалась незначительной — организация не сообщила государству, что приняла на работу бывшего госслужащего. Но когда HR-служба стала разбираться — неприятно удивилась. Оказалось, предприятию грозит штраф — до 500 тыс. рублей.

Наймёте бывшего чиновника — и вас оштрафуют. Как этого избежать?

Оформляя трудовой договор, мы опираемся на базовые положения Трудового кодекса. Это понятно и логично. И вряд ли кто-то задумывается, что может ненароком нарушить закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Действительно, речь ведь о коммерческом предприятии, а не о чиновниках.

Но если глубже копнуть даже сам Трудовой Кодекс (а делают это далеко не все эйчары), выяснится, что на основании статьи 64.1 компании при заключении трудового договора и даже гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим обязаны сообщать об этом их бывшим работодателям в течение десяти дней.

Более того, делать это нужно на официальном бланке компании, с подписью руководителя и печатью. И даже это не всё.

Есть обязательный перечень сведений, которые надо сообщить: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность на предыдущем месте, название компании, дата и номер приказа о приёме на работе, новая должность и основные обязанности.

Список приведён в специальном постановлении правительства. Шаг влево от списка — нарушение, предусмотренное статьёй 19.29 КоАП. Сумма штрафа для должностного лица составляет до 50 000 рублей, для компании — до 500 000 рублей.

Нюанс в том, что времени на исправление ошибки может не остаться. 10 дней — это совсем немного. И вряд ли надзорные органы вам сообщат, что вы им что-то должны. Скорее всего, они сразу придут с проверкой или напишут о нарушении постфактум.

В запросе прокуратура часто просит показать приказ о назначении работника, ответственного за соблюдение антикоррупционного законодательства.

Издавать такой документ вы вообще-то не обязаны, а цель запроса проста — выяснить, кому можно выписать «персональный» штраф.

Как правило, штраф ложится на генерального директора, но я советую не подвергать руководителя лишним рискам и внутренним приказом переложить ответственного на кого-то ещё.

К счастью, требования об информировании государства применяются не только к работодателям, но и к соискателям. В ряде случаев госслужащие, желающие перейти в коммерческую структуру, должны получать письменное согласование в своём ведомстве.

А статья 64.1 ТК и закон №273-ФЗ обязывают кандидата сообщить вам, что он был государственным или муниципальным служащим, если с даты увольнения прошло менее двух лет. Даже в том случае, если за это время он сменил нескольких мест работы.

Если бывший чиновник нарушил требование законодательства, ответственность — на нём. Допустим, при трудоустройстве вы завели человеку новую трудовую книжку, так как старая, по его словам, потерялась, а про госслужбу он ничего не сказал. Когда выяснится, что прошлый работодатель не получил уведомления, отвечать по закону придётся сотруднику, а не вам.

Фотография на обложке: Dragon Images / Shutterstock

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Как рассматривает совместительство законодатель?

Законодатель не ограничивает госслужащего в возможности реализации его трудовых прав. Таким образом, стать исполнителем трудовых функций у другого работодателя госслужащий может только в то время, которое будет свободным от его основного места трудоустройства.

Правило установлено в нормах федерального законодательства, а именно ФЗ № 79, который был принят еще в 2004 г.

Законодатель вменил госслужащему, намеревающемуся приступить к работе по совместительству, одну важную обязанность, которая заключается в заблаговременном информировании текущего работодателя о наличии желания к осуществлению совместительства.

Право разрешить или отказать в совместительстве возложено на работодателя. В каждом конкретном случае руководитель работника обязан рассмотреть вопрос конфликта интересов у уже существующего места работы и того, которое будет считаться совместительством. Только отсутствие такого конфликта может стать основой положительного решения вопроса о совместительстве.

Существование конфликта интересов характеризуется такими признаками, как снижение качества выполняемых обязанностей или наличием иных негативных последствий, которые будут присущи трудовой деятельности на первом месте трудоустройства.

Читайте также:  В Тюмени в понедельник запретят продажу алкоголя

С целью недопущения безосновательного отказа в совмещении, который может исходить от основного работодателя, предусмотрена возможность обжалования такого решения через суд.

Единственным неоспариваемым отказом в совместительстве служит решение антикоррупционной комиссии. Данная комиссия наделена правом рассмотрения вопросов о совместительстве госслужащих с точки зрения наличия конфликтов тех интересов, которые возникают у работодателей.

Принятое комиссией решение должно быть оглашено работнику представителем комиссии на протяжении нескольких дней, отсчет которых необходимо начинать с момента предъявления письменного запроса, содержащего просьбу о согласовании совместительства.

Изложенные в ст. 284 ТК правила дают возможность работнику использовать с целью совмещения не более половины того времени, которое признано за норму рабочего времени для определенной должности. Такое время может быть сокращено, однако не должно превышать его.

Другими словами, должны быть соблюдены нормы, которые для стандартного количества рабочего времени занятости будут равны не более чем 4 часам в день и 20 часам совместительства в неделю.

В тех случаях, когда работник временно не исполняет свои функции по основному месту работы (отстранение, нахождение в длительном отпуске и пр.), он имеет возможность посвящать своей работе по совместительству полный объем рабочего времени, который составляет 8 часов ежедневно (при пятидневной системе труда).

Для того чтобы приступить к такому выполнению работ, с работодателем дополнительного рабочего места необходимо заключить обновленный договор.

Все меры гарантий, которые определены для работников положениями трудового законодательства, должны быть соблюдены со стороны обоих работодателей. Как и на первоначальном рабочем месте, работнику должно быть предоставлено право отдыха, оплачиваемого отпуска, а также нахождения на больничном и пр. Важно знать, что дополнительный работодатель должен обеспечить возможность оформления отпуска одновременно с тем, который предоставлен на основном месте выполнения труда.

Существуют определенные этапы, которые должны быть обязательно соблюдены при оформлении госслужащего с целью исполнения дополнительной работы:

  • предоставление письменного заявления, свидетельствующего о желании работника исполнять дополнительный труд;
  • проведение проверки со стороны антикоррупционной комиссии на предмет возможности возникновения конфликтов интересов, с последующим ознакомлением сотрудника с принятым решением;
  • предоставление работником трудовой книжки второму работодателю (в копии), оформление трудовых отношений отдельным договором;
  • прием работника и выполнение им тех обязанностей, которые возложены на него законодательством и локальными актами работодателя.

Уведомление о трудоустройстве муниципального служащего

Статья 64.1 ТК РФ закрепляет за работодателем обязанность при заключении договора с гражданином, состоявшим на государственной службе, оповестить об этом соответствующее служебное учреждение. Однако это касается исключительно бывших госслужащих. На служащих работающих в государственных учреждениях в настоящий момент, эта законодательная норма не распространяется.

Что же касается самого работника, то он обязан перед оформлением на работу по совместительству написать заявление в антикоррупционную комиссию, курирующую его основную деятельность. Заявление пишется на стандартном бланке на имя руководителя государственного учреждения. Чуть ниже в «шапке» указываются ФИО и должность соискателя. Само заявление содержит просьбу о рассмотрении вопроса, связанного с трудоустройством по совместительству. Затем пишутся будущая должность и название организации, где хочет работать соискатель. В самом низу проставляются дата и подпись.

Примечательно, что ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни какой-либо Федеральный Закон не требуют при устройстве на работу по совместительству предъявления документа, подтверждающего согласие на это основного работодателя.

Можно ли государственному служащему работать по совместительству

Разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти?.

Если говорить о том, разрешено ли работать по совместительству в другом органе власти, то однозначного запрета на этот счет нет, то есть теоретически это возможно.

На практике же такое встречается крайне редко, поскольку обычно комиссия не дает разрешение на это, ссылаясь на конфликт интересов (ст. 14 Закона о госслужбе).

Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу».

Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.

Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью.

При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст. 19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.

Под совместительством ТК РФ подразумевает исполнение работником дополнительных обязанностей в течение временного периода, свободного от выполнения основной работы.

По действующим положениям такая дополнительная деятельность должна быть регулярной и оплачиваться пропорционально отработанному фактически времени.

По Трудовому Кодексу совместительский труд не может продолжаться более четырех часов в течение дня. Это составляет половину от общей длительности рабочего дня.

Если в какие-то дни работник трудится больше положенного времени, то продолжительность отработанного времени за месяц не должна превышать установленной законом нормы.

При работе на условиях совместительства на работника распространяются все положенные основным сотрудника льготы и гарантии. Это касается также компенсационных выплат и предоставления разных видов отпуска.

Как при увольнении доказать, что работа выполнялась, если работник и работодатель не заключили письменное соглашение о дистанционной работе?

В деле, рассмотренном Первым кассационным судом общей юрисдикции 6 , работодатель зафиксировал факт отсутствия работника на рабочем месте и уволил его по ст. 81 ТК РФ (грубое нарушение работником трудовых обязанностей – прогул). Суд установил, что по устной договоренности с работодателем сотрудник работал дистанционно, так как в офисе ему не предоставили рабочее место с необходимым оборудованием и программными средствами. Работник добросовестно исполнял свои обязанности, что подтверждается его активным общением с работодателем: он вел переписку в скайпе, в том числе в те дни, которые указаны как дни прогула. Явиться в офис его не просили, отчеты о работе не запрашивали.

Суды первой и апелляционной инстанций не учли эти обстоятельства и отказали работнику в удовлетворении исковых требований, так как по документам его рабочее место находилось по адресу организации-работодателя. Подтвердить, что место работы было определено за пределами офиса, работнику не удалось.

Читайте также:  Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года

Однако кассационный суд принял во внимание доводы работника и указал, что для оценки правомерности увольнения нижестоящие суды должны были выяснить:

  • определил ли работодатель рабочее место на территории офиса;
  • предоставил ли он работнику оборудование и программное обеспечение;
  • где находилось фактическое место исполнения должностных обязанностей;
  • как осуществлялось информационное взаимодействие с работодателем, как работник получал задания и передавал результаты выполненной работы.

Если работнику удастся подтвердить, что работал он дистанционно, то увольнение необходимо признать незаконным. В данном случае суды первой и апелляционной инстанций не учли обстоятельства, имевшие значение для дела, а потому оно было возвращено на новое рассмотрение. Такой подход продиктован позицией Верховного Суда РФ 7 , который указал, что ненадлежащее оформление соглашения об изменении условий трудового договора может свидетельствовать о допущенных работодателем нарушениях порядка оформления изменений условий труда.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции(далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия

Иная оплачиваемая деятельность государственных гражданских служащих

Основной правовой акт, регламентирующий деятельность государственных гражданских служащих, — Закон N 79-ФЗ — не содержит понятия «совместительство», в ст. 14 вместо него употребляется термин «иная оплачиваемая деятельность». В частности, указано, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при одновременном соблюдении следующих условий:

  • об этом предварительно уведомляется представитель нанимателя;
  • не должно возникнуть конфликта интересов.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).

Напомним, согласно ст. 19 Закона N 79-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

В каком порядке необходимо уведомлять представителя нанимателя, в Законе ничего не сказано. Представляется верным, что гражданский служащий должен сделать это в простой письменной форме, указав место работы и должность.

Представитель нанимателя, получив такое уведомление, должен оценить вероятность возникновения конфликта интересов, поскольку п. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ за ним закреплена обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов. А если такой конфликт уже возник, представитель наниматель обязан принять меры по его урегулированию и вправе отстранить гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы.

Следует обратить внимание на ст. 17 Закона N 79-ФЗ, содержащую перечень запретов, связанных с гражданской службой. В частности, гражданскому служащему запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
  2. Замещать должность гражданской службы в случае:
  • избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
  1. Осуществлять предпринимательскую деятельность.
  2. Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Если владение приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.
  3. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.
  4. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
  5. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Обобщая приведенные выше сведения, можно сделать вывод, что, если иная оплачиваемая деятельность не входит в перечень видов деятельности, запрещенных для осуществления государственными гражданскими служащими, и если это не приведет к конфликту интересов, он может ее осуществлять, предварительного уведомив представителя нанимателя.

Дополнительная деятельность муниципальных служащих

Деятельность муниципальных служащих регулируется Законом N 25-ФЗ . Так же как и государственным, муниципальным служащим установлены запреты, связанные с муниципальной службой. В частности, ст. 14 названного Закона запрещает муниципальному служащему:

  1. Состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
Читайте также:  Как прилететь на Тенерифе из России

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).

  1. Замещать должность муниципальной службы в случае:
  • избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;
  • избрания или назначения на муниципальную должность;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования.
  1. Заниматься предпринимательской деятельностью.
  2. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  3. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
  4. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Если иная оплачиваемая деятельность, которой предполагает заниматься муниципальный служащий, не входит в приведенный выше перечень, он, как и государственный гражданский служащий, вправе выполнять ее, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Также муниципальный служащий должен предварительно письменно уведомить представителя нанимателя (работодателя) (ч. 2 ст. 11 Закона N 25-ФЗ).

Исключение составляет замещающий должность главы местной администрации по контракту муниципальный служащий, который согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 25-ФЗ не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Причем такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Кроме того, он не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Может ли госслужащий (муниципальный служащий) работать по совместительству{q} – Центр Про

Трудовым кодексом РФ (ст. 284) устанавливается, что длительность работы по совместительству не должна быть больше половины нормы рабочего времени для указанной должности.

Принципиальным различием между внутренним и внешним совместительством является процедура внесения записи о дополнительной работе в трудовую книжку. Для её осуществления при внешнем совместительстве необходимо подать заявление нанимателю на второй работе с подтверждающим документом. При внутреннем совместительстве достаточно просто заявления.

Что касается совмещения, то ст. 60.2 Трудового кодекса допускает совмещение госслужащими должностей в рамках установленной нормы рабочего времени. Совмещение возможно только с письменного согласия работника. Занятость на двух должностях в случае совмещения не требует заключения нового трудового договора и может осуществляться бесплатно, потому к этому виду трудовых отношений следует подойти предельно внимательно.

Критерии Совместительство Совмещение
Место занятости на разных работах в одном или нескольких учреждениях на разных должностях в одном учреждении
Трудовой договор заключается не заключается
Трудовые гарантии предусмотрены все гарантии, установленные трудовым законодательством (отпуск, отдых, больничный, премии) дополнительные гарантии на новой должности не предоставляются
Оплата осуществляется обязательно может не осуществляться

Как рассчитать количество дней отпуска и не ошибиться.О том, как получить декретные в достаточном денежном объеме, вы узнаете .Правильный алгоритм получения и оформления вашего больничного листа находится !

Работа в другом органе власти

Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет. То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов. Гражданская служба не может быть исполнена в должном качестве, если она будет исполняться по совместительству. Поэтому рассчитывать на дополнительную работу такого рода лучше вообще не стоит.
Муниципальный служащий работать по совместительству в органах управления не может, и это четко указано в российском законодательстве. Также имеется запрет на дополнительную работу в зарубежных некоммерческих организациях.

Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих

Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.

Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.

Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.

Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.

Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.

При таком порядке оформления трудовых отношений присутствует дополнительное основание для увольнения сотрудника. Если на его должность придет человек, для которого это будет основное место, он будет уволен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *