Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.
Юридическая ответственность
Главная / Статьи / Правовые знания / Юридическая ответственность
Термин «ответственность» употребляется в различных смыслах. Наиболее часто под ней понимают «долг», «обязанность», либо «наказание», «взыскание». Юридическая ответственность означает наказание или взыскание.
Юридическая ответственность наступает, когда совершается правонарушение, при установлении всех элементов состава правонарушения. Это требование является обязательным в случае привлечения обвиняемого к уголовной и административной ответственности.
Однако Закон делает некоторые исключения из правила: субъект может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины (в гражданско-правовых от ношениях ответственность предпринимателей по своим долгам возникает без вины, если иное не установлено законом или договором).
Юридическая ответственность — это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами к рамках процессуального порядка, строго определенного законом.
Признаки юридической ответственности:
- один из видов государственного принуждения
- возмездие (кара), установленная правом
- обязанность правонарушителя претерпеть лишения
- тесная взаимосвязь с правовыми нормами
- наступает только за совершенное правонарушение
Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслям права.
Гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер и выражается в применении к правонарушителю (должнику — того, кто взял или должен), в интересах другого лица (кредитора — того, кто дал) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки и т. д.). Гражданско-правовая ответственность направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора. Должник-правонарушитель расплачивается своим имуществом.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. Например, в ст.
192 ТК РФ предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.
Кроме, того, установлена материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, например, рабочий во время работы сломал станок или испортил оборудование.
Административная ответственность выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п. Административные взыскания могут налагаться судом, должностными лицами и органами, которым это право предоставлено по закону (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны и т. д.).
Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Они направлены преимущественно на личность виновного.
Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом.
Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ и т. д.
К юридической ответственности люди могут привлекаться с определенного возраста:
- к гражданско-правовой — частично с 14, полностью с 18 лет
- к дисциплинарной — с 16 лет
- к административной — с 16 лет
- к уголовной — с 16 лет, а за некоторые преступления, как, например, убийство, нанесение телесных повреждений, приведших к расстройству здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, — с 14 лет.
К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности.
Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность контролировать свои действия и руководить ими.
Кроме граждан, юридическую ответственность за правонарушения несут также и организации. Они называются обычно юридическими лицами и действуют по единой воле как живой организм, как один человек. Отдельный сотрудник этой организации действует по единому плану, его служебное поведение является поведением самой организации.
Отличия дисциплинарной ответственности от уголовной — 2021
- Как известно, «административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.
- В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совершены и другими физическими лицами: работниками юридического лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
- Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
- В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совершены и другими физическими лицами: работниками юридического лица, предпринимателями или даже общими субъектами.
- Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
В территориальные органы МВД России могут быть доставлены несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие меры административного наказания. При доставлении оформляются материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности, выясняются обстоятельства совершения административного правонарушения.
К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относятся обстоятельства, исключающие противоправность деяния. При этом принимаются во внимание общие принципы юридической ответственности и конкретные нормы: соразмерность правонарушения и наказания, согласованность наказания с системой социальных и правовых ценностей, сочетание гуманизма и верховенства права, взаимосвязь между правовыми санкциями и санкциями, цели исправления и исправления., и т.д.[43]
Как правило, лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к ответственности. Но в некоторых случаях это становится невозможным или неуместным, чтобы избежать причинения большего ущерба, защищенного законом.
Обычно к обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относят следующие обстоятельства:
– невменяемость (лицо не осознает противоправность своих действий, не может руководить ими или отдавать отчет своим действиям);
– необходимая защита (защита лица от незаконного посягательства при условии, что пределы необходимой защиты не превышаются, т. е. степень защиты лица должна соответствовать степени и характеру незаконного посягательства);
– разумный риск (что означает вред защищенным интересам для достижения социально полезной цели).
Обоснованный риск – это важное обстоятельство, исключающее юридическую ответственность и направленное на развертывание гражданской инициативы, на принятие нестандартных, эффективных решений.
– настоятельная необходимость (что подразумевает устранение опасности для защищаемых законом интересов путем причинения вреда, если этот вред был менее предотвращен, при условии, что законным путем не удалось устранить риск незаконного посягательства).
Согласно ст. 1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому примирителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Этот институт предусмотрен уголовным, гражданским и административным законодательством. [44]
Существует настоятельная необходимость в устранении опасности, которая угрожает государству или лицу, если эта опасность не может быть устранена другими средствами и, если ущерб менее важен, чем ущерб, который был предотвращен.
– задержание лица, совершившего правонарушение (означает причинение вреда правонарушителю в процессе пресечения его противоправной деятельности при отсутствии превышения необходимых мер для задержания лица, если другими способами сделать это было невозможно);
– физическое и психическое принуждение (допускается как причина юридической ответственности, если в результате принуждения лицо не имело возможности и не может руководить своими действиями);
– исполнение приказа или распоряжения (когда лицо действовало во исполнение возложенных на него обязательных предписаний в силу служебной и иной зависимости в порядке подчиненности). Исполнение приказа или распоряжения – это обстоятельство, исключающее юридическую ответственность специального субъекта: военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции и некоторых других категорий государственных служащих.
– казус (противоречивый случай, имеющий сходство с противоправным деянием, но не охватываемый правовым регулированием, либо регулируемый нормами, взаимоисключающими друг друга) и др.
Из-за разнообразия связей с общественностью многие из них трудно предвидеть и консолидировать заранее по закону, поэтому они не подпадают под действие закона.
Смысл государственно-правового воздействия при установлении юридической ответственности в том, чтобы вызывать положительные для общества поступки, а не применить наказание за неисполнение норм права.[45]
Важным признаком юридической ответственности является то, что она определяется государством и применяется его компетентными органами.
Субъективным принципом юридической ответственности является свобода воли. Нельзя обвинять человека, лишенного свободы. Нельзя считать виновного виновным.
Основания освобождения от юридической ответственности:
– деятельное раскаяние виновного. Лицо, совершившее легкое преступление, может быть привлечено к уголовной ответственности, если после совершения преступления оно добровольно признало себя виновным, способствовало раскрытию преступления, возмещало причиненный ущерб или иным образом смягчало ущерб, причиненный преступлением. Лицо, совершившее преступление иной категории, может быть при деятельном раскаянии освобождено от уголовной ответственности только в особых случаях, предусмотренных УК;
– примирение виновного с потерпевшим. В этом случае лицо, совершившее легкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и возместило ущерб, причиненный потерпевшему.;
– изменение обстановки. В этом случае лицо, впервые совершившее легкое или умеренное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если установлено, что в результате изменения ситуации данное лицо или совершенное им деяние перестало быть социально опасным;
– истечение сроков давности. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) преступления небольшой тяжести – два года;
б) преступления средней тяжести – шесть лет;
в) тяжкие преступления – 10 лет;
г) особо тяжкие преступления – 15 лет.[46]
Вопрос о применении срока исковой давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным заключением, решается судом. В этом случае суд может освободить лицо от уголовной ответственности.
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, сроки давности не применяются.
Срок исковой давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от расследования или суда. В этом случае срок исковой давности начинается с момента задержания или явки в надлежащем порядке.
Следует отметить, что кроме вышеперечисленных оснований для освобождения от юридической ответственности являются амнистия и помилование.
Таким образом, исходя из вышесказанного, фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, а юридическим основанием выступает норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю.
Как вопрос регулируется на законодательном уровне?
Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:
- Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
- Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.
Что делать свидетелям массовой драки
При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.
Пример: в кафе произошла массовая драка между пьяными посетителями. Сотрудники кафе без каких-либо причин и веских объяснений так и не вызвали сотрудников полиции. В результате по итогам разбирательства они тоже столкнулись с ответственностью.
Внимание
Если участники драки помешают сотрудникам полиции или другим неравнодушным лицам в пресечении противоправного поведения, то ответственность дополнится квалифицирующими признаками, и общее наказание будет ужесточено.
Вызванные сотрудники полиции предпримут действия, которые предотвратят дальнейшие побои, окажут пострадавшим первичную медпомощь (к примеру, обработка ран, перевязка), опросят свидетелей, затребуют необходимые документы, оформят административное либо уголовное дело.
Если полиция не вмешается, то привлечь виновных к ответственности вряд ли получится. В связи с этим вызов сотрудников полиции при массовой драке обязателен.
Отличие дисциплинарной ответственности от административной ответственности
Административная ответственность может наступить, если совершено административное правонарушение. Юридически, более точно, следует сказать так: лицо может быть привлечено к административной ответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретного состава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие ответственность.
Легальное понятие административного правонарушения закреплено ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Это определение является формальным, поскольку содержит только юридические признаки деяния. Статья 14 УК РФ в понятие преступления включила и материальный признак: «общественно опасное деяние». Названные в статьях Особенной части КоАП РФ деяния потому и запрещены законом, что они общественно вредны. Об этом косвенно сказано в ст. 2.2 КоАП РФ, которая связывает деяния с вредными последствиями. Противоправность — это юридическое признание антиобщественного, вредного для граждан, общества, государства поведения.
Антиобщественный характер преступлений настолько велик, что они признаются общественно опасными. А степень вредоносности большинства административных правонарушений невелика, они не являются общественно опасными.
Итак, первый признак административного правонарушения — общественная вредность.
Второй признак — административная противоправность. Такое деяние прямо запрещено статьями Особенной части КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
Многие студенты говорят, что административные правонарушения — это нарушения норм административного права. Это неправильно. Следует вспомнить, что существуют регулятивные нормы, закрепляющие правила должного поведения, и охранительные нормы, устанавливающие ответственность за нарушение этих правил.
Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.
Во-вторых, они установлены федеральными законами.
В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).
В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.
В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.
В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.
Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.
Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.
В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.
Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки нет.
Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения.
Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием, ведутся уже давно. Однако вряд ли удастся прийти к единому решению, если не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неположенном месте, проезд в трамвае без билета, неисполнение обязанностей по воинскому учету, регистрации по месту жительства и т. п. называют общественно опасными деяниями, возникает вопрос: а что же такое общественная опасность? Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа?
Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.
Некоторые ученые вообще отрицают наличие в административных проступках общественной опасности. Представляется, что они не правы, некоторые проступки общественно опасны, хотя это исключение из правила.
Проступки, как правило, не обладают признаком общественной опасности. Это общественно вредные деяния, и в легальном определении проступка такой признак, как общественная опасность, не назван. В ст. 2.2 КоАП РФ, содержащей определения умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий».
Но из общего правила есть ряд исключений.
Во-первых, в России юридические лица не привлекаются к уголовной ответственности. Если по вине должностных лиц организации совершено общественно опасное деяние, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности, а действия его должностных лиц могут быть признаком преступления.
Исключение юридической ответственности, обстоятельства
Рассмотрим предусмотренные законом обстоятельства, при которых юридическая ответственность не применяется:
1. Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния:
- необходимая оборона;
- крайняя необходимость;
- совершение малозначительного деяния, не представляющего общественную опасность (отсутствие вредных последствий).
2. Обстоятельства, которые исключают противоправность содеянного:
- профессиональный или хозяйственный риск;
- исполнение приказа, распоряжения или иной служебной обязанности (например, если лицо, совершившее правонарушение, при задержании оказывает сопротивление, то допускается причинение ему соразмерного вреда).
3. Обстоятельства, исключающие виновность деяния:
- казус или случай без вины;
- физическое или психическое принуждение;
- невменяемость.
4. А также в случае:
- не достижения правонарушителем определенного возраста. К уголовной ответственности привлекаются лица с 16 лет, а по некоторым преступлениям — с 14 лет; к административной и дисциплинарной — с 16; к гражданской — с 18 лет.
Отдельно можно выделить обстоятельства, освобождающие от ответственности:
- истечение сроков давности обвинительного приговора;
- изменение сроков давности;
- условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания;
- изменение обстановки, вследствие чего правонарушитель или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными;
- раскаяние лица, совершившего противоправное деяние;
- освобождение от ответственности в связи с болезнью лица;
- примирение между потерпевшим и виновным;
- отсрочка отбывания наказания беременным женщинам, а также имеющим малолетних детей.
Сходства рассматриваемых видов ответственности
Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:
- И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
- Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
- Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
- Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
- Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
- Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
- В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
- Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.
Сходства административной и гражданско правовой ответственности
О понятии административной ответственности в теории административного права имеются различные точки зрения. Одной из них является концепция «санкционной» административной ответственности. О.М. Якуба дает определение этому понятию как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение общественных административно-правовых норм, выраженных в применении к нарушителям установленных административных санкций.
Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, которая представляет собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные (финансовые) последствия в форме уплаты неустойки, возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – правонарушение.
Указанные признаки юридической ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и неправовых категорий. Итак, юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя претерпевать особые, заранее установленные государством в санкциях правовых норм меры государствен но-правового принуждения за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке. Основные принципы юридической ответственности за правонарушения — законность и обоснованность.
Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного 2. положения, отношения к религии и др. обстоятельств. 3.
Адм. проступок(АП)-противоправ-е ,винов-е ( умыш. неостор) деяние за которое установ. адм. отв-ть. АП – определ-ся его общ.опасностью. Она определяется об –ми: 1.особ-ю объекта правонарушения 2.повторность 3.системность, противоправность посяг-ва 4.наличие тяжких последствий. 5.хар-р вины 6.личность правон-ля. Состав адм. прав-я – сов-тьзакрепл. нормативно-правовыми актами признаков(элементов) наличие которых может повлечь адм. ответственность. В состав входит: Общ.опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Признаками состава адм. правонарушения являются: объект(общий, видовой, родовой, непосредственный), объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Другие ученые видят административную ответственность как реализацию мер наказания и мер пресечения. По мнению ряда авторов (И.А. Галаган, В.А. Юсупов), это понятие охватывает меры административно-принудительного характера.
Отличие административной ответственности от гражданско правовой
Основы гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной, материальной. Определение и характерные черты особых субъектов, их связь со специальными субъектами. Важно Особенности привлечения к дисциплинарной и административной категории лиц, которые относятся к особым субъектам.
Тем не менее, административное право, хотя и своеобразным образом, но проявляет себя и в этой области.Административная наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Административная ответственность граждан ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение . · Проступки – это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения.
Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается, прежде всего, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по профилактике нарушений, а также в принудительном характере мер воздействия.
1. Административная ответственность устанавливается как КоАП, так и законами субъектов Российской Федерации. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только Уголовным кодексом; дисциплинарная — законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права.
2. Административная ответственность наступает за правонарушение, представляющее меньшую степень общественной опасности, чем преступление. Вследствие этого противоправные деяния, влекущие административную ответственность, именуются административными проступками (правонарушениями). Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный поступок; материальной — причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.