Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вневедомственная охрана состоит из военизированных подразделений. Их основной задачей является возмездная защита транспортируемого имущества или стационарных объектов, которые могут принадлежать частным лицам, компаниям или государственным организациям.
Задачи и обязанности ВО
Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован федеральным законом № 226, принятым в 2016 году. В него входят:
— охрана на основе договора объектов, принадлежащих физлицам и юрлицам;
— соблюдение пропускного режима;
— обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;
— проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;
— повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;
— оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.
Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:
— обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;
— охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;
— контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;
— противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.
Общее руководство ОВО осуществляет Главное управление Росгвардии. Отделы вневедомственной охраны могут сотрудничать с полицейскими службами, ФСБ и иными государственными структурами. Совместная работа проходит в рамках межведомственного взаимодействия, при этом сотрудники ВО подчиняются только своим начальникам.
Оплачиваемые услуги вневедомственной охраны
Существует перечень оплачиваемых официальных услуг ведомства, утвержденный руководством ОВО. По состоянию на 2022 год в него входят:
— установка систем защиты с последующим техническим обслуживанием;
— пультовая охрана объекта или имущества;
— сопровождение груза вооруженной группой;
— военизированная защита охраняемого объекта с привлечением патрулей, вооруженных автоматическим оружием;
— охрана промышленных предприятий.
Вневедомственная охрана берет за свои услуги более высокую плату, чем ЧОП. Однако ей нередко отдают предпочтение из-за весомых преимуществ, которых нет у конкурентов. В первую очередь к таковым относятся высокая скорость прибытия на объект при получении сигнала тревоги и возможность использования боевого оружия.
Разница между вневедомственной и ведомственной охраной
Стоит в первую очередь отметить, что данные охранные структуры являются подразделениями полиции и имеют разные права и обязанности.
Ведомственная охрана осуществляет вооруженную охрану каких-либо объектов, грузов, транспортных средств, находящихся в подчинении конкретного ведомства. Вневедомственная охрана, ставшая с 2016 года подразделением Росгвардии, обладает расширенными полномочиям. Сотрудники данной структуры предоставляют охранные услуги по обеспечению безопасности и неприкосновенности различных форм собственности, в том числе квартир и частных домов.
Фактически, сравнение ведомственной и вневедомственной охраны не имеет смысла, поскольку их деятельности почти не пересекается. Правильнее сравнивать такие охранные структуры с деятельностью частных охранных предприятий.
Отличия между ведомственной и вневедомственной охранами
Чем отличаются друг от друга вневедомственная и ведомственная охраны?
Вневедомственнаяохрана | Ведомственная охрана | |
---|---|---|
Руководители | Работники вневедомственной охраны находятся под руководством Росгвардии. | Данные сотрудники – это штатные кадры организации, в которой они трудятся. |
Возможность ношения оружия | У вневедомственной охраны есть разрешение на применение огнестрельного оружия. Оно может быть даже дальнобойным, если это требуется в конкретном случае. | Ведомственные сотрудники имеют право использовать только резиновые дубинки, электрошокеры, в крайнем случае – травматические пистолеты. |
Заработная плата | Для выдачи зарплаты у них есть конкретный прейскурант. | У ведомственной охраны нет определённого тарифа, зарплата начисляется в зависимости от решения руководства. |
ЧТО ТАКОЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА?
На протяжении шестидесяти трех лет (29 октября 2015 года службе исполняется 63 года) вневедомственная охрана является одним из мощнейших специализированных подразделений полиции.
Вы, наверняка, не раз видели спешащие по улицам нашего города автомашины с логотипом «Охрана». Это экипажи групп задержания пункта централизованной охраны (ПЦО) отдела вневедомственной охраны, выезжающие по сигналу «тревога», которые также круглосуточно выполняют задачи по борьбе с преступностью, охране общественного порядка на улицах города.
Что же такое вневедомственная охрана и чем занимается эта служба?
Вневедомственная охрана входит в состав органов внутренних дел и обеспечивает защиту имущества любых форм собственности и квартир граждан от преступных посягательств.
Это уникальная, не имеющая аналогов в мире государственная служба. Она отличается от всех охранных структур других государств своей массовостью, наличием в ее составе разветвленной системы пунктов централизованной охраны, в основе которой лежит использование технических средств в масштабах всей страны.
Название «вневедомственная» связано с историей создания службы. До 1952 года все объекты народного хозяйства страны охраняли сами ведомства, содержащие в своих штатах целую армию сторожей. Специальным постановлением Совета Министров СССР от 29 октября 1952 года часть этой армии передается в подчинение милиции, в органах внутренних дел создаются отделы и управления по охране собственности. Этот день считается днем создания государственной службы охраны, которая, будучи выведенной из под ведомств, стала называться «вневедомственная».
Сегодня служба вневедомственной охраны является мощным специализированным подразделением полиции.
Во-вторых, в случае криминального посягательства на охраняемое имущество, специальные полицейские группы задержания пункта централизованной охраны по сигналу «Тревога» оперативно прибудут к объекту и произведут тщательный осмотр и задержание преступников.
Вневедомственная охрана
Вневедомственная охрана представляет собой подразделение Росгвардии. Ее работники не могут являться сотрудниками тех организаций и предприятий, которые они охраняют. Организация такого типа оказывает услуги по обеспечению безопасности после заключения соответствующего договора. Оплата осуществляется согласно фиксированному прайсу. Сотрудники могут охранять:
- квартиры;
- места, где хранится личное имущество граждан;
- склады, в том числе те, в которых хранятся оружие, наркотические или особо опасные вещества;
- здания, в которых работают органы государственной власти;
- учреждения, относящиеся к кредитно-финансовой системе;
- аэропорты;
- объекты, имеющие культурную ценность;
- места добычи и обработки драгоценных металлов и камней;
- объекты, имеющие особую важность для жизнеобеспечения городов.
Полномочия сотрудников подразделений вневедомственной охраны
При выполнении служебных обязанностей работники ОВО пользуются правами, которые частично схожи с полномочиями полицейских. Охранники могут:
— Проверять документы, удостоверяющие личность, если для этого имеются основания. Например, сотрудник подозревает, что гражданин совершил правонарушение или похож на преступника, который находится в розыске. В отличие от полицейского, охранник не может проводить проверку «для порядка».
— Осматривать территорию охраняемых объектов — местность, здания, сооружения. Сотрудники вневедомственной охраны имеют право проводить осмотр в любое время суток.
— Задерживать нарушителей, которые проникли на объект, находящийся под охраной, и доставлять их в полицейский отдел.
— Досматривать личные вещи, если это определено должностной инструкцией.
При участии в операциях по пресечению террористической деятельности, обеспечении режимов чрезвычайного или военного положения эти полномочия могут быть расширены. Однако права полиции все равно отличаются от тех, что предоставлены работникам вневедомственной охраны. Так, последние не имеют права задержать человека даже на несколько часов — они обязаны передать его сотрудникам ОВД.
Форма одежды работников службы такая же, как у сотрудников полиции. Она отличается шевронами и нашивками с указанием ведомственной принадлежности. Охранники снабжены стрелковым оружием и имеют при себе служебное удостоверение.
Оплачиваемые услуги вневедомственной охраны
Существует перечень оплачиваемых официальных услуг ведомства, утвержденный руководством ОВО. По состоянию на 2022 год в него входят:
— установка систем защиты с последующим техническим обслуживанием;
— пультовая охрана объекта или имущества;
— сопровождение груза вооруженной группой;
— военизированная защита охраняемого объекта с привлечением патрулей, вооруженных автоматическим оружием;
— охрана промышленных предприятий.
Вневедомственная охрана берет за свои услуги более высокую плату, чем ЧОП. Однако ей нередко отдают предпочтение из-за весомых преимуществ, которых нет у конкурентов. В первую очередь к таковым относятся высокая скорость прибытия на объект при получении сигнала тревоги и возможность использования боевого оружия.
Отличие ведомственной от вневедомственной охраны
Закупка охранных услуг проводится по коду ОКПД 2 — 80.10.12.000 Услуги охраны. Многие заказчики самостоятельно решают провести закупочную процедуру данного вида услуг. Для других заключение контракта на охрану — обязанность.
Охранные услуги оказываются различными организациями. Одним из них требуется действующая лицензия на частную охранную деятельность, другие занимаются данным видом деятельности в силу закона. Для начала определите категорию охраняемого объекта и тип закупаемых охранных услуг:
- частная охранная деятельность — ее осуществляют ЧОПы, имеющие лицензию;
- ведомственная охрана — осуществляется уполномоченными государственными органами;
- вневедомственная охрана — проводится войсками Росгвардии;
- услуги ФГУП «Охрана» Росгвардии — подведомственное Росгвардии учреждение, которое вправе охранять ведомства и остальные категории заказчиков.
По общему правилу цены на охранные услуги устанавливает рынок. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 30 Закона №226-ФЗ цена услуг охраны ВНГ подлежит государственному регулированию. Постановление Правительства №1303 от 06.12.2016 предусматривает правила установления тарифов на охранные услуги имущества и объектов в зависимости от пользователей:
- граждан и организаций;
- органов государственной власти и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В методике Росгвардии по Приказу №158 от 06.06.2017 утверждаются правила установления тарифов на охранные услуги. Информация о том, что Росгвардия хочет устанавливать цены охранных услуг по госзаказу, в ней не подтверждается. В документе указывается, что если Росгвардия участвует в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то допускается снижение утвержденного тарифа на техническую охрану до 50 процентов.
После того как заказчик разобрался в тонкостях приобретения охранных услуг, он выбирает любой из разрешенных способов определения поставщика:
Способ определения поставщика | Причина выбора | Дополнительные особенности |
---|---|---|
Электронный аукцион | Если единственным критерием при выборе охранной организации в учреждении является цена | |
Открытый конкурс в электронной форме | Выбор исполнителя на основании стоимостных (предлагаемая цена) и нестоимостных критериев (квалификация или качественные, функциональные и экологические характеристики объекта контракта) | Не проводится при закупке охраны объектов образовательных и научных организаций |
Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме | Так как установлены дополнительные требования по Постановлению №99 от 04.02.2015 | Проводится исключительно для охраны объектов образовательных и научных организаций |
Запрос котировок в электронной форме | Если НМЦК не выше 500 000 руб. и годовой объем закупок не более 10% СГОЗ или 100 000 000 руб. | Не проводится при закупке охраны объектов образовательных и научных организаций |
Закупка у единственного поставщика (по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) |
|
П. 5 применяется только отдельных категорий заказчиков (учреждения культуры, образования, науки, спорта) |
Закупка у единственного поставщика (по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) | Заключение договора с единственным поставщиком Росгвардией по перечню 928-р или своей ведомственной охраны отдельными заказчиками по постановлению №514 | Обязательно уведомление контрольного органа после заключения контракта |
Ведомственная охрана в Российской Федерации
С 1999 года деятельность ведомственной охраны регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право создавать только государственную ведомственную охрану. Федеральным законом могут быть установлены имеющие право на создание ведомственной охраны федеральные государственные органы, не являющиеся федеральными органами исполнительной власти, организации(ст. 5).
С 1999 по 2003 г. ведомственные охраны являлись структурными подразделениями министерств. С 2003 года в связи с проводимой административной реформой большинство ведомственных охран были преобразованы в юридические лица, находящиеся в ведении соответствующих федеральных министерств и агентств.
По состоянию на начало 2017 года в России фактически созданы две системы ведомственной охраны: государственная (около 120 тыс. чел., без учета ВО Минобороны России) и негосударственная (более 60 тыс. чел).
Как закупать охранные услуги: пошаговая инструкция
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации. Оборот служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, патронов и боеприпасов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оружии. При этом в силу статьи 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» под оборотом оружия понимается, в том числе, и его передача, приобретение, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие и уничтожение. На основании статей 4 и 12 Федерального закона «Об оружии» ведомственные охраны, созданные в виде юридических лиц, а также государственные учреждения Росрезерва, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами, которые могут получать в органах внутренних дел боевое ручное стрелковое оружие для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов и др.
Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
- Государственная ведомственная охрана федеральных государственных органов осуществляет защиту:
- охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;
- охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами.
- Государственная ведомственная охрана Госкорпорации «Росатом» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Росатом» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
- являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Госкорпорации «Росатом» федеральными государственными унитарными предприятиями;
- Ведомственная охрана Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Роскосмос» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
- являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Госкорпорации «Роскосмос»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);
- Негосударственная ведомственная охрана Госкорпорации «Ростех» осуществляет защиту объектов:
- являющихся собственностью Госкорпорации «Ростех»;
- являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Госкорпорация «Ростех» осуществляет права собственника имущества;
- являющихся собственностью организаций Госкорпорации «Ростех».
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Газпром» (организации — собственника Единой системы газоснабжения) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) её дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Транснефть» (осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Роснефть» (ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья), осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
- Негосударственная ведомственная охрана АК «АЛРОСА» (ПАО) (ведущего деятельность по добыче природных алмазов), осуществляет защиту объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам.
Перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Летом 2009 года у Министра обороны А.Э. Сердюкова рассматривался вопрос создания ОАО «Оборонохрана» в виде управляющей компании с целью привлечения частных охранных организаций для охраны объектов Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России). Рабочая группа представила полный пакет документов для создания указанного ОАО. В марте 2010 года Министр обороны принял решение отказаться от охраны объектов силами частных охранных организаций из-за их слабой вооруженности. Было предложено создать ОАО «Оборонохрана» в виде самостоятельной охранной структуры.
Министр обороны рассмотрел представленные документы по созданию стратегического ОАО «Оборонохрана» и поручил согласовать их с ведомствами Минобороны России. В начале мая 2010 года было предложено создать военную полицию и передать ей охрану объектов.
Отличия сфер деятельности МВД и Росгвардии
После выделения из состава МВД подразделений выраженной силовой направленности (СОБР, ОМОН, ВВ), большая часть функций полиции свелась к следственно-аналитическим действиям, предотвращениям и расследованиям уже совершённых преступлений. В то же время, за полицейскими подразделениями сохраняются функции по борьбе с экстремизмом и поддержанию общественного порядка. Но, с выведением из состава МВД сил быстрого реагирования, эти функции также в значительной степени сводятся к сбору и анализу информации, арестам предполагаемых преступников.
В то же время, значительным отличием является то, что в сферу задач структур Росгвардии не входят розыскная деятельность, направленная на раскрытие уже совершённых преступлений. Следственные функции, после выделения ВНГ, полностью остались в ведении МВД, как и штат специалистов соответствующих управлений и департаментов. Привлекаться к следственно-розыскным действиям росгвардейцы могут лишь для обеспечения безопасности оперативных работников и следователей МВД, прокуратуры, СК РФ, в качестве силового фактора на случай оказания подозреваемыми физического сопротивления.
Сотрудники нацгвардии не имеют также никакого отношения к обеспечению безопасности движения на дорогах общего пользования. Останавливать автотранспорт, проверять документы у водителей и пассажиров они могут только при определённых условиях:
- У нацгвардейцев имеются обоснованные подозрения, что в автомобиле перевозится запрещённый груз – оружие, боеприпасы, наркотики.
- В машине находятся лица, совершившие преступление или правонарушение.
- Для освобождения незаконно удерживаемых лиц, перевозимых в данном автомобиле.
- При пресечении попытки проезда на охраняемый Росгвардией объект, или за оцепленный периметр.
Также останавливать транспортные средства нацгвардейцы могут, оказывая содействие сотрудникам дорожной инспекции, когда водитель проигнорировал приказание остановиться, и пытается скрыться.
Задачи и обязанности ВО
Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован федеральным законом № 226, принятым в 2016 году. В него входят:
— охрана на основе договора объектов, принадлежащих физлицам и юрлицам;
— соблюдение пропускного режима;
— обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;
— проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;
— повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;
— оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.
Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:
— обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;
— охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;
— контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;
— противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.
Общее руководство ОВО осуществляет Главное управление Росгвардии. Отделы вневедомственной охраны могут сотрудничать с полицейскими службами, ФСБ и иными государственными структурами. Совместная работа проходит в рамках межведомственного взаимодействия, при этом сотрудники ВО подчиняются только своим начальникам.
Различия в работе ОВО и ЧОП
ОВО |
ЧОП |
|
Правовая основа |
Работа в рамках Федерального Закона №77 от 1999 года. |
Работа в рамках лицензии. |
Сотрудники |
Аттестованные сотрудники силовых структур. |
Охранники, работающие по трудовому договору и имеющие лицензию. |
Права |
ОВО может выполнять функции полиции. Есть право на задержание, возбуждение уголовного дела, досмотр личных вещей и транспорта. |
Ограничены, сотрудники могут только задерживать нарушителей до приезда полиции. Проведение обыска запрещено. |
Структура |
Центры оперативного управления, строевые подразделения, ЦПО (централизованные пункты охраны). |
Определяется уставом компании. |
Услуги в частном секторе |
Монтаж охранных и противопожарных систем, видеонаблюдения и их техобслуживание. Пультовая охрана. Выезд на объект, предотвращение правонарушения и задержание нарушителей. Физическая охрана. Установка спутниковых противоугонных систем и помощь в розыске автомобиля. Мониторинг автопарка. |
Монтаж охранных и противопожарных систем, видеонаблюдения и их техобслуживание. Пультовая охрана. Физическая охрана. Сыскная деятельность. |
Вооружение |
Все виды вооружения, включая автоматическое, специальные средства (наручники, резиновые дубинки, служебные собаки и т. д.). |
Служебное и гражданское, специальные средства. |
Скорость реакции |
Оперативная: ОВО имеет право пользоваться спецтранспортом и проблесковыми маячками, имеет приоритет на дороге. |
Более медленная, так как ЧОП использует стандартный транспорт, не имеет приоритета. |
Прайс |
Гибкий, конкретная сумма зависит от стоимости услуг ОВО в конкретном регионе. |
Гибкий, стоимость работы устанавливает сама организация. |
Служебные полномочия сотрудников ОВО
Полномочия и правила работников Росгвардии отличаются от МВД. Они имеют право:
- Проверять документы у граждан, если есть подозрение в совершении правонарушения или схожесть с разыскиваемым преступником.
- Пресекать преступления.
- Выезжать по сигналу «тревога», полученному с ПЦО.
- Проводить осмотр территории охраняемых зданий, центров и сооружений.
- Задерживать людей, которые проникли на охраняемую территорию незаконно.
- Доставлять задержанных правонарушителей в ОВД.
- Защищать здоровье и жизнь граждан.
- Следить за соблюдением пропускного режима.
- Проводить досмотр личных вещей.