Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Направления непосредственно связаны со спецификой самого бизнеса. Все имеющиеся разновидности прописаны в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, если компания зарегистрирована как ИП или ООО. Те типы, которые не указаны в данных списках, относятся к финансовой и инвестиционной деятельности.
Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения
Право бюджетных и автономных учреждений на осуществлении приносящей доход деятельности закреплено в п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Отсылка к данному праву содержится также и в п. 3 ст. 161 БК РФ.
В Письме Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» сказано, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату.
К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Важным условием такой деятельности является соответствие целям создания бюджетного или автономного учреждения. Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. После того как определены цели, на их основании составляются и утверждаются виды деятельности учреждения – они также должны быть приведены в уставе.
Особое внимание следует уделить законности приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, при этом должны быть выполнены следующие условия:
- деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует поименованным в уставе целям;
- приносящая доход деятельность предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.
Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.
Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.
Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».
Оплата задолженности по кредиту
Погашение очередного платежа по кредитному договору, совершенного в соответствии с графиком платежей, признается совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности, за исключением оплаты просроченной задолженности или досрочного погашения кредита.
Однако суды зачастую сталкиваются с квалификацией последовательно совершенных платежей как одной взаимосвязанной сделкой, цена которой превышает 1% балансовой стоимости имущества компании, или каждый платеж носит самостоятельный характер.
Верховный суд РФ в определении от 18.02.2015 № 310-ЭС15-50 по делу № А68-1355/2013 разрешил имеющиеся в судебной практике противоречия, указав, что каждый платеж является самостоятельной сделкой, совершенной в ходе текущей хозяйственной деятельности. Данная позиция нашла свое подтверждение в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2016г. по делу № А08-5378/2014, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2016г. по делу № А40-37899/2013).
Таким образом, важно, чтобы каждая из сумм платежей не превышала 1% порогового значения.
Досрочное погашение кредитных платежей, совершенное в течение 6 месяцев до принятия судом заявления о признании компании банкротом при наличии требований иных кредиторов, повлекло предпочтительное удовлетворение требования банка перед иными кредиторами. Кредитная организация знала о наступившей неплатежеспособности своего клиента. Все платежи были правильно квалифицированы судом как единая сделка, превысившая однопроцентное пороговое значение, предусмотренное п. 2 ст. 61.4 Закона о банкротстве (Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2016г. по делу № А40-187351/2013).
Основные показательные факторы
Эффективность целевого бизнеса рассчитывается исходя из следующих параметров:
- Коэффициент операционных активов. Показывает, что можно исключить, не нарушив производственные возможности. Считается как отношение активов от операций к общему объему.
- Коэффициент прибыли на одного работника. Используется только в том случае, если эффективность работника влияет на рентабельность. Помогает анализировать эффективность продаж каждого сотрудника. Рассчитывается из отношения активов к количеству трудоустроенных граждан.
- Продолжительность цикла. Характеризуется время с начала приобретения сырья до получения товара потребителями. Расчет происходит из сложения продолжительности всего цикла и дебиторской задолженности. Если показатель минимален, то фирма быстрее проводит обороты денежных средств и вкладывает суммы в новое производство.
- Рентабельность производства. Рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой сумме основных средств и оборотных активов. Показывает размер прибыли с каждого рубля, вложенного в себестоимость.
Права государственных и муниципальных предприятий
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.
Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).
По словам Нурлана Оспанова, в «Атамекен» нередко случаются конфликты интересов. В палату входит много ассоциаций, и у каждой есть свой запрос. Если их интересы сталкиваются, НПП необходимо сформулировать для госорганов согласованную позицию, но не всегда это получается.
«Например, если решение принимают в пользу одной отрасли, то другая остаётся неудовлетворённой и не согласна с тем решением, которое продвигает палата в госорганах. Но это издержки большой организации, и к этому надо относиться с пониманием. Не будет большой проблемой, если сами участники и палата будут охотно идти на компромиссы», – объяснил Нурлан Оспанов.
Адилбек Бектибаев подтвердил, что в «Атамекен» часто случаются конфликты: палата может принять решение, которое хорошо для производителя, но плохо для импортёра, и наоборот. Поэтому надо собирать предпринимателей вместе, обсуждать и искать золотую середину, которая устроит всех или не так сильно скажется на какой-то одной отрасли. Однако обычно этого сложно достичь, или, возможно, сам «Атамекен» не нуждается в исключении конфликта интересов, считает предприниматель.
«Нужно всегда искать баланс, но найти его внутри палаты практически невозможно, потому что часть членов являются заказчиками, а часть – поставщиками. Возьмите, например, строителей и производителей стройматериалов. У них постоянно конфликты. Это неизбежно, поэтому надо дробить палату, а лучше – дать возможность отраслевым ассоциациям самим развиваться и быть самостоятельными и независимыми», – предложил Адилбек Бектибаев.
Вопросы связанные с коррупцией
Вопрос: Что такое «коррупция», и какие меры противодействия коррупции?
Ответ: Коррупция это – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. К мерам противодействия коррупции относится:
а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Вопрос: Что такое конфликт интересов на государственной службе?
Ответ: В соответствии с Федеральным закономот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Вопрос: В случае, если у государственного служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он дожен предпринять?
Ответ: Обязательно долженуведомить об этом своего непосредственного начальника в письменной форме, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный законот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Вопрос: В 2019 году приобрел квартиру стоимостью 8 500 000 руб. Необходимо ли сообщать о данной сделке, в каком порядке и кому?
Ответ: С 1 января 2013 года устанавливается контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу за три последних года.
Указанный контроль осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон).
Законом определен круг лиц, в отношении которых устанавливается контроль за расходами. В частности, это лица, замещающие должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона лицо, замещающее одну из должностей государственной службы, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Вопрос: В какой срок государственные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Вопрос: Что относится к источникам доходов государственного служащего, полученных им за отчетный период?
Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).
Вопрос: Необходимо ли при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 3.2. «Транспортные средства» раздела 3. «Сведения об имуществе» указывать автомобиль, находящийся в угоне?
Ответ: В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, принадлежащих государственному служащему (гражданину) на праве собственности на отчетную дату, а также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации и т.п. Источником сведений о транспортных средствах, необходимых для заполнения данного подраздела, являются паспорта, регистрационные свидетельства транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выданных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Вопрос: Вправе ли государственный гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.
Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.
Что такое оперативно хозяйственная деятельность подрядчика
Порядок контроля заказчика за исполнением контракта со стороны подрядчика при снижении цены контракта более чем на 25 %?
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
Таким образом, законодатель установил, что контракт, заключённый по итогам торгов, проведённых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) должен отвечать требованиям, в том числе, указанного Закона.
Как следует из части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, к отношениям в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применяются, в том числе положения ГК РФ и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
В силу статьи 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
На основании изложенных положений ГК РФ, заказчик в праве в ходе исполнения контракта осуществлять контроль за соответствием качества выполнения работ, его объема, требованиям технической документации, за соответствием товаров требованиям документации и заявки участника закупки, в том числу путем предоставления необходимых документов, подтверждающих качество товара и его соответствие ГОСт, если указанное право прописано заказчиком в условиях контракта.
Обращаю Ваше внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Тывинское УФАС России, действующим законодательством Российской Федерации, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем информация, указанная в настоящем письме, является мнением территориального антимонопольного органа.
С компании могут снять ответственность за «недобросовестность контрагента»
Ни один налогоплательщик, отмечают юристы, не обладает такими ресурсами по проверке контрагентов, как налоговая, но именно он и остается виноватым. Однако вполне вероятно, что теперь практика изменится. ФНС доначислила компании налоги из-за контрагента, который оказался недобросовестным. Можно ли взыскать с него уплаченные НДС, пени и штрафы как убытки, решал Верховный суд. И его решение порадует «без вины виноватых».
Фирма без кадров и техники каким-то образом выиграла конкурс на подряд, выполнила его силами третьих лиц и получила деньги. Заказчик, крупная нефтяная компания, заявила вычет по НДС, но получила отказ. Ведь ФНС обнаружила признаки однодневки и недостоверную документацию от подрядчика. Заказчик не смог оспорить отказ в вычетах, стал требовать «налоговые убытки» с контрагента и дошел до экономколлегии. На заседании там представитель подрядчика даже признал вину, но объяснил, почему не должен оплачивать убытки.
ВС разрешил проверять экономическую обоснованность расходов для вычета НДС
Результаты хозяйственной деятельности предприятия
Прибыль и доход — основные показатели финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Доход — это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
Доход характеризует сумму средств, которая поступает предприятию за период, и за вычетом налогов используется на потребление и инвестирование. Доход иногда — объект налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.
Прибыль — часть выручки, остающаяся после возмещения затрат на производство и сбыт продукции. В условиях рыночной экономики прибыль — источник:
- пополнения доходной части государственного и местного бюджетов,
- развития предприятия, инвестиционной и инновационной деятельности,
- удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.
На величину прибыли и дохода влияют объем выпускаемой продукции, ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. Величина валовой прибыли предприятия состоит из трех частей:
- прибыли от реализации продукции — как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;
- прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой продажи и затратами на приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов представляет собой разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию;
- прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).
Первоначально следует составить описание рабочего места. Оно должно включать перечень необходимого оборудования и мебели. Но не просто что-то случайное и впервые подвернувшееся под руку, а то, что используется в типичном рабочем месте. Можно осуществить градацию зависимо от уровня должности и выделить высшее управленческое звено, руководителей средней руки и исполнителей. Или можно отталкиваться от специфики деятельности. Это наличие посетителей, использование дополнительного оборудования, инвентаря, особенных требований к температуре помещений, текущего освещения и тому подобных моментов. В идеале описание необходимо составлять для каждой должности. Но это одновременно является и очень трудоемкой работой. Поэтому на первом этапе можно ограничиться составлением типового описания. Например, для работников лаборатории необходимо обеспечить достаточное освещение и определенный температурный режим. Сотрудники, работающие с клиентами, должны иметь места ожидания. Для бухгалтеров обязательно должен быть предусмотрен сейф.
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела
Конституцией Российской Федерации гарантируются свобода экономической деятельности, составляющая одну из основ конституционного строя Российской Федерации, а также такие основные неотчуждаемые права и свободы человека, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, та и совместно с другими лицами ч.1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Конституции РФ.
Содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права выражают в первую очередь частные интересы участников гражданского оборота. В соответствии с этим указанных нормах воплощен принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления и любые иные лица не вправе вмешиваться в частные дела субъектов гражданского права, если они осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства. Так, органы государственной власти и местного самоуправления не праве указывать гражданам и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, какие товара (работы, услуги) им производить, на каких условиях и по каким ценам их реализовывать.
Следует иметь в виду, что не допускается только произвольное вмешательство в частные дела. В тех случаях, когда частные интересы входят в противоречие с публичным интересом, гражданское законодательство допускает вмешательство в частные дела граждан и юридических лиц. В этих случаях в гражданское законодательство вкрапливаются публично-правовые элементы, без которых не может обойтись ни одно гражданское общество А.П.Сергеева, Ю.К.Толстой. Гражданское право. Том 1. Учебник.- М.: «ПБОЮЛ Л.Ф.Рожников», 2001. — С 26. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайну граждан, защите чести и доброго имени п. 1 ст. 23 Конституции РФ .
Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения См.: ст. 11. ФЗ РФ № 24-ФЗ от 20.02.2005 г. «Об информации, информатизации и защите информации». .
Реализации требований этого принципа содействуют новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательство в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК РФ), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК РФ).
Таким образом, Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право и закрепляет равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность частников гражданско-правовых отношений.
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.
Могут ли некоммерческие организации осуществлять деятельность, которая приносит доход
В п. 2 ст. 24 закона № 7 указывается, что НКО вправе предпринимать действия, приносящие доход, при одновременном соблюдении следующих условий:
- средства, полученные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, направляются на финансирование ее уставных целей (деньги могут быть направлены на оплату труда лиц, имеющих определенные физические ограничения, например слепоту, глухоту и пр., на улучшение материально-технической базы объединения и оплату коммунальных счетов, а также на решение различных социально значимых задач);
- возможность выполнения таких действий зафиксирована в учредительных документах компании.
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.
Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.
В заявлении необходимо указать:
- код основного вида деятельности объединения;
- коды его дополнительных видов деятельности.
Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:
- в приютах для сирот;
- детских интернатах и общежитиях;
- временных приютах для бездомных и пр.