Шаблоны актов для грузовых автоперевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Шаблоны актов для грузовых автоперевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Коммерческий акт № 34 о порче груза 21.12.2014 года

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет.- Объявленная ценность 20000 руб. (двадцать тысяч рублей 00 коп.). – Ценность груза по документам 25000 руб. (двадцать пять тысяч рублей 00 коп.) – Упаковка — производственные упаковочные пакеты.

Фактическая дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут Расчетная дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут

Пункт назначения г. Кукушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №10 Пункт отправления г. Мушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №1

Грузовая накладная № 17 от 17.12.2014 года Грузополучатель ТОВ «Дуки-Буки», г. Кукушинск, ул. Воды, 44 Грузоотправитель ТОВ «Шмаки-Драки», г. Мушинск, ул. Грибов, 22

Акт составлен менеджером Пупкиным В.С. Перевозчик ТОВ «Дороги рая»

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет, в том числе поврежденных 4 палета. Упаковка не вскрыта, пломбы не сорваны.

К Акту прилагаются фото поврежденных палет с трёхлитровыми банками. При выгрузке в пункте назначения были выявлены разбитые балеты с трёхлитровыми банками в количестве четырех штук.

Причина порчи груза — оторванный трос крепления на выше обозначенных палетах. Акт экспертизы не составлен.

Сумма заявленных получателем груза претензий равна 4000 рублей (четыре тысячи рублей 00 коп.).

Менеджер Пупкин В.С. Грузчик Кошкин А.Д. Заведующий грузового терминала Собок С.С. Получатель груза по доверенности Тютюка М.Н

Составлен 12.2014 года

Важно! Коммерческий акт может быть составлен только в случае порчи груза или багажа с момента принятия груза на отправку и до фактической выдачи получателю.

Особенности формирования акта, общие моменты

В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Перед тем, как приступить к детальному описанию именно этого акта, дадим общие сведения, которые относятся ко всем подобным бумагам.

  1. Начнем с того, что с 2013 года единые для всех формы первичных документов отменены, так что сейчас все акты допускается делать в произвольном виде. Если же на предприятии имеется свой стандарт документа – надо обязательно формировать акт по его типу.
  2. Акт можно писать на фирменном бланке (если таковое требование установлено руководством компании) или на обычном листе бумаги (лучше А4 формата), вручную или на компьютере — последний вариант удобнее всего, но в этом случае бланк потом нужно распечатать.
  3. Акт всегда надо составлять минимум в трех одинаковых экземплярах.
    • Первый из них отправляется предприятию-изготовителю/поставщику груза,
    • второй остается у организации-заказчика/покупателя,
    • третий передается перевозчику.

    Все три экземпляра должны быть подписаны ответственными лицами (членами комиссии).

  4. Проштамповывать бланк следует только в том случае, если условие об использовании штемпельных клише прописано в учетной политике организаций, представители которых составляют документ.
  5. Оформляя акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств в судебной инстанции, именно этот документ зачастую становится главным доказательным аргументом.

Как составить акт о повреждении груза в 2021 году?

Количество экземпляров акта зависит от количества заинтересованных сторон. Если здесь имеется поставщик, перевозчик и получатель, документ должен иметь три копии. Все имеющиеся повреждения должны быть описаны максимально подробно. При этом нужно постараться избежать преувеличений. Ведь в том случае, если виновный не согласится с указанной информацией, он сможет обжаловать данную претензию. Нужно понимать, если дело дойдет до судебного разбирательства, этот акт будет важным аргументом.

На усмотрение членов комиссии к акту могут быть приложены различные дополнения. Например, это могут быть фото- и видеоматериалы. Если имеются очевидцы, можно взять с них письменные показания. Информация о таких дополнениях должна быть отображена в акте.

При дорожно-транспортных происшествиях комиссию можно не создавать

По общему правилу перед тем, как принять решение о взыскании ущерба, причиненного работником, нужно создать комиссию, которая установит причины возникновения ущерба и сумму убытка, понесенного организацией (ст. 247 ТК РФ). Так нужно поступить при выявлении фактов хищения, злоупотребления служебным положением и порчи товарно-материальных ценностей.

Инвентаризационная комиссия, состав которой утвержден директором, проведет обязательную в таких случаях инвентаризацию, оформив сличительные ведомости (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 1.5 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 27 Положения, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Таким образом, удастся оценить сумму ущерба, нанесенного компании. Затем, можно составить акт о причинении ущерба имуществу организации (скачать образец бесплатно можно в конце статьи).

Читайте также:  Как получить компенсацию за путевку в детский лагерь: инструкция

Инвентаризация – это сопоставление фактического наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета (п. 1.4 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).

В некоторых случаях инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. Например, к ним относятся (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, письмо Минфина РФ от 25.12.2015 № 07-01-12/76134):

  • составление годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризацию основных средств можно проводить раз в три года);
  • передача имущества в аренду (выкуп, продажа);
  • смена материально ответственных лиц (к примеру, кассира);
  • выявление хищений, порчи имущества, злоупотреблений;
  • стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
  • реорганизация или ликвидации предприятия.

Иногда сумму ущерба можно установить, не создавая комиссии, на основании документов, имеющихся в распоряжении организации. В случае дорожно-транспортного происшествия такими документами может выступить счет из автосервиса, документы, полученные от страховщика и т.п.

Право на предъявление претензии

Предъявлять претензию вправе:

  • грузоотправитель (отправитель) — юридическое или физическое лицо (ИП), заключившее договор на перевозку груза от своего имени или по поручению собственника груза, или указанное как отправитель груза в перевозном документе. Может совпадать с грузополучателем или собственником груза.
  • грузополучатель (получатель) — юридическое или физическое лицо (ИП), указанное как получатель груза в месте назначения согласно договору или перевозочному документа. Может совпадать с грузоотправителем.
  • собственник железнодорожных вагонов, контейнеров – фактический владелец специальных средств, в которых отправляется груз. Может быть собственником груза или заключить с ним договор на предоставление специального средства перевозки.
  • страховщик — юридическое лицо-страховая компания, которая выплатила возмещение грузоотправителю, грузополучателю, собственнику вагонов или контейнеров по договору страхования груза от повреждений, недостачи, порчи.

Срок рассмотрения претензии

По общему правилу транспортная компания, осуществлявшая перевозку груза, обязана рассмотреть поступившую ей претензию, в течение 30 дней со дня ее получения.

Этот срок может быть уменьшен положениями договора перевозки. Увеличение такого срока недопустимо, так как нарушает права отправителя груза.

Если перевозчик откажет в удовлетворении требований или произведет только частичное возмещение убытков, расходов, он обязан направить отправителю претензии обоснованный ответ, с указанием причины принятия такого решения и нормы законодательства, подтверждающей позицию перевозчика.

Срок исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии — с момента ее направления и до получения ответа, возмещения или истечения максимального срока на ответ. Срок рассмотрения претензии не входит в срок исковой давности.

Перевозчик доставил поврежденный груз. Составляем акт о несохранности груза правильно

Неправильно составленный акт о несохранности груза лишает добросовестного заказчика права на возмещение убытков. Разберемся, как составить акт правильно.

При приемке груза к перевозке перевозчик обязан проверить его количество и качество, наличие транспортных документов. Если в них при приемке не внесли уточнений (оговорок), груз считается принятым в надлежащем состоянии и указанном количестве. Дальше ответственность за целостность и сохранность несет перевозчик, если иное не предусматривает договор.

То же происходит при приемке груза грузополучателем после перевозки. Если в транспортных документах после приемки не ставится отметка о несохранности груза, он считается принятым в надлежащем состоянии.

Важно отметить, что грузополучателю недостаточно самостоятельно сделать отметку о повреждении груза в ТТН, CMR-накладной. При наличии недостатков или разногласий, связанных с несохранностью груза при автоперевозке, представители обеих сторон — грузополучателя и перевозчика должны составить и подписать акт о несохранности или о разногласиях. Он составляется в двух экземплярах по форме согласно приложению 8 к Правилам автоперевозок грузов. Первый экземпляр акта передается автоперевозчику вместе с ТТН или CMR-накладной, второй — заказчику перевозки. Факт составления акта отражается в ТТН, CMR-накладной. Указанное требование закрепляет п. 102 Правил автоперевозок грузов.

Согласно п. 86 и 87 Правил автоперевозок грузов автоперевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя может пригласить экспертов, чтобы установить размер или причины недостачи, порчи или повреждения груза, а также чтобы определить сумму, на которую снизилась стоимость груза. Экспертиза должна проводиться в присутствии представителей автоперевозчика и грузополучателя. При неявке одной из сторон, извещенной о проведении экспертизы, акт составляется в ее отсутствие и признается действительным.

Акт о несохранности груза нельзя путать с актом приемки по количеству и качеству, который составляется, когда груз принимается по договору купли-продажи. Тогда стороны руководствуются Положением о приемке товара по количеству и качеству. При договоре перевозки при приемке груза необходимо руководствоваться Правилами автоперевозок грузов.

Акт — важное доказательство несохранности перевозки груза. Благодаря ему в дальнейшем с перевозчика можно взыскать причиненные убытки. Но следует помнить, что в акте следует указать:

— точное количество поврежденного груза;

— наличие доступа к грузу в поврежденных местах;

— состояние пломбы на контейнере, кузове, грузовых местах;

— причину несохранной автоперевозки.

Иначе взыскать все причиненные убытки будет проблематично.

Если сохранность груза зависит от температурного режима, рекомендуется при приемке измерять температуру в транспортном средстве с ее фиксацией в акте или в ТТН. Также в акте целесообразно указать все иные обстоятельства перевозки груза, в том числе простои, особенности такелажа, упаковки и т.д.

Только так заказчик и грузополучатель смогут обезопасить себя и потребовать возмещения убытков.

Пример из судебной практики

Заказчик международной перевозки обратился в суд с иском о взыскании с перевозчика убытков, причиненных повреждением груза. Истец ссылался на несоблюдение существенных условий перевозки груза (температурного режима), что привело к изменению сортности пиломатериалов и уменьшению их стоимости. Факт наличия недостатков подтверждала отметка в CMR-накладной и информация грузополучателя. В спецификации и CMR-накладной отметки сделало неустановленное лицо, а не водитель.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец документально не подтвердил размера убытков и достоверно не доказал причинения перевозчиком убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке груза.

При приемке груза у грузополучателя не возникло претензий к количеству, весу и объему. На момент приемки температура в транспортном средстве не измерялась. Акт об обнаружении порчи груза, подписанный водителем перевозчика, не составлялся. Имевшаяся в CMR-накладной запись не позволяла установить точное количество поврежденного груза и правомерность отметки, сделанной полномочным представителем грузополучателя. Размер и объем причиненных убытков истец определил в одностороннем порядке на основании информации грузополучателя без участия перевозчика и приглашения представителя торгово-промышленной палаты, как это предусматривал договор (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.08.2020 по делу N 120-3/2019/37А/787К).

Вот так неправильно составленный акт не дал заказчику возможности получить возмещение убытков.

На практике еще бывают случаи, когда после подписания акта вторая сторона всячески старается уйти от ответственности. Например, утверждает, что акт не подписывала, подпись подделана, после подписания в акте появились новые пункты. Чтобы избежать этого, можно предусмотреть еще в договоре, что в случае обнаружения недостатков акт будет составляться с участием третьей независимой стороны. Такой подход позволит исключить риски.

Читайте также:  Новые льготы ветеранам труда в 2023 году

Акт составляется минимум в двух экземплярах — для поставщика и покупателя. Он сшивается, скрепляется печатью и подписывается всеми членами комиссии: покупателем, представителями поставщика или производителя, экспертом. Остальным участникам комиссии отправляются фотографии акта. В случае неявки участника приемки или отказа члена комиссии подписывать документ, в акте приемки делается отметка.

Акт составляется для каждого участвующего в приемке образцов, чтобы все участвующие видели, что товар промаркирован определенными словами и буквами, что упаковка находится в том или ином состоянии, товар обнаружен в том или ином количестве.

У всех участников приемки товара остаются одинаковые документы с подписями всех участников приемки. Если кто-то из членов комиссии оказывается подписывать акт, отметка об этом делается в самом акте.

В сопроводительных документах (железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная, счет, счет-фактура и т.д.) на поступивший товар делается отметка об обнаруженных расхождениях при составлении акта. Утвержденный руководителем акт вместе с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации покупателя. Бухгалтерия рассчитывает сумму претензии.

В сопроводительных документах делается отметка о том, что после первичной приемки происходила повторная приемка и был составлен акт по форме ТОРГ-12 либо проведен акт отбора образцов.

На этапе первичной приемки на накладной нужно ставить необходимые отметки обо всех подозрительных моментах, которые были обнаружены. Часто в накладной не указывается номер партии поставленного товара либо его полная номенклатура и нет прямого подтверждения того, что, например, труба поставлялась вместе с конкретными накладной, паспортом качества и сертификатом соответствия.

Номер партии, номер паспорта качества или номер сертификата соответствия можно вручную вписать в накладную при первичной приемке товара.

Груз поврежден при перевозке автомобильным транспортом, что делать

В первую очередь стоит правильно определить размер ущерба. В отношениях по перевозке на этот счет законодательство предусматривает несколько правил.

Если ценность груза не объявлена, то убытки возмещаются в части утраты его стоимости. В этом случае следует назначить независимую экспертизу.

Когда ценность отправления была объявлена заранее, то убытки возмещаются в части, пропорциональной снижению стоимости или же в полной сумме. Здесь также может потребоваться участие эксперта для определения суммы нанесенного вреда.

Кстати, эксперт может подтвердить не только сумму ущерба, но и причину повреждений груза. Вполне возможно, что вина в этом ляжет и на грузоотправителя. Тогда он будет привлечен к участию спора в качестве полноправной стороны.

Акт может составлять любой работник организации, в должностные обязанности которого входит данная функция. Это может быть руководитель структурного подразделения, юрист, секретарь или просто материально-ответственное лицо.

При создании акта должны присутствовать и другие сотрудники компании, которые выступят в роли свидетелей нанесенных повреждений. Таким образом, формируется специальная комиссия в составе не менее трех человек, лучше работников разных отделов.

Если испорченное имущество относится к высокотехнологичному оборудованию или приборам, для более точной диагностики вреда к составлению акта следует привлечь специалиста инженерно-технической или сервисной службы, действующей внутри предприятия или стороннего эксперта.

Составление акта: основные моменты

На сегодня нет стандартного унифицированного образца акта, так что документ может быть написан в произвольной форме или по шаблону, действующему внутри фирмы. При этом есть ряд определенных сведений, который вносить в него нужно обязательно:

  1. Дата, номер и место написания, название организации.
  2. В основной части следует указать
    • суть причиненных повреждений,
    • наименование и количество пострадавших товарно-материальных ценностей,

  3. приблизительную сумму ущерба.
  4. Если предметов несколько, лучше оформить все данные в виде таблицы.

  5. Также нужно внести
    • информацию о виновнике: его должность, фамилию-имя-отчество
    • и причины, по которым произошла порча имущества (этот пункт очень важен для определения точной степени вины и вынесения справедливого наказания).

  6. Если виновных лиц установить невозможно (например, в случаях повреждения в результате форс-мажорных обстоятельств: катастроф, наводнений и т.п.), это надо обязательно обозначить.

  7. Далее в акте следует написать выводы о последствиях нанесенного имуществу вреда: можно ли это имущество починить или его нужно списать.
  8. При наличии каких-то дополнительных подтверждающих документов, их нужно присовокупить к акту, отметив отдельным пунктом.

Оформление акта ТОРГ-15

Унифицированный бланк заполняется в трех экземплярах:

  • один сдается в отдел бухгалтерии ответственному бухгалтеру, на его основании происходит списание товарных ценностей с МОЛ;
  • второй сохраняется в структурном подразделении, где он был составлен (например, на складе, в магазине, торговом зале);
  • третий — отдается лицу, ответственному за данные ценности. При этом списываемый товар снимается с подотчета данного лица.

В шапке ТОРГ-15 указывается компания, ее юридический адрес, название структурного подразделения, где был обнаружен испорченный товар.

Дополнительно прописывается поставщик рассматриваемого товара, его адрес, реквизиты банковского счета. Обязательно указывается номер акта, дата его составления, подпись руководителя компании и дата утверждения документа. Табличная часть состоит из следующих реквизитов:

  • наименование товара, его характеристика и код;
  • единица измерения (наименование и код по ОКЕИ);
  • артикул товара;
  • сорт или категория ТМЦ;
  • количество товара;
  • уцененная цена в рублях;
  • сведения об уценке товара;
  • процент скидки;
  • дополнительные характеристики (причина дефекта).
Читайте также:  Как взыскать задолженность с юридического лица

Под таблицей повторяется причина дефекта и указывается виновник произошедшего. Заполнение главных реквизитов акта о порче представлено в таблице:

Наименование реквизита Пояснения по заполнению
Наименование ТМЦ Название товарно-материальных ценностей желательно указывать подробное, с артикулом. Это необходимо для идентификации ТМЦ и уточнения вида товара. Так как от типа ценностей и оснований для списания напрямую зависит порядок налогообложения.
Причина уценки или списания Налоговые органы уделяют при проверке пристальное внимание именно причине списания ТМЦ. Поскольку этот момент важен при возникновении налоговых или судебных споров по возмещению убытков при наличии виновных лиц. Особенное внимание на данный реквизит следует обратить торговым компаниям. На основании п.4 ст. 5 закона «О защите прав потребителей», производитель должен указать сроки годности на продуктовые товары, парфюмерную продукцию, лекарственные препараты, бытовую химию и прочие товары. После окончания срока годности такие типы ценностей признаются непригодные к применению по назначению и подлежат снятию с учета. Полный список подобных товаров закреплен в перечне, подготовленном и утвержденным правительственным постановлением РФ.
Дефекты товара В ТОРГ-15 целесообразно полностью описать установленные дефекты товара, их подробное описание послужит весомым аргументом для подтверждения факта лома или порчи ТМЦ и для выяснения того факта, частично или полностью товар утратил свои потребительские свойства. Последний момент важен для решения вопроса о последующей «судьбе» товара: реализовывать его по сниженным ценам или утилизировать.
Количество, цена перед и после уценочной процедуры Данные показатели в бухгалтерском учете выступают основанием для произведения необходимых изменений. Если компании часто сталкиваются с уценкой ТМЦ, то рациональнее разработать и утвердить специальное положение о порядке уценки товара. Поскольку при проверке налоговики нередко интересуются вопросами величины уценки и процедурой ее установления. Если имеется такое положение, то это снизит риски доначислений налога на прибыль.
Реквизиты виновного в порче лица Заполнение этого раздела особенно важно, если причиной списания ТМЦ стали хищение, нарушение правил транспортировки товара, его приемки или хранения, брак по вине поставщика. Если товар списывается в связи с окончанием срока годности, то этот реквизит не заполняется.
Реквизиты лиц, входящих в комиссию Для проведения процедуры списания ценностей формируется комиссия, в которую входят, в том числе, МОЛ, представители руководства, бухгалтерии. Данная комиссия определяет причины невозможности дальнейшего применения активов, отвечает за заполнение акта ТОРГ-15 и устанавливает возможность последующего использования испорченного ТМЦ по более низкой цене или его ликвидации.
Документ о списании и утилизации При невозможности последующей реализации товарных ценностей (даже по более низкой цене), проводится снятия объекта с учета, при этом за основу берется акт ТОРГ-16 или иной документ, накладная, составленные в произвольной форме

В каких случаях необходим

Акт о порче является документом, который фиксирует факт наличия повреждения и характер повреждения.

Этот документ — основание для:

  • взыскания компенсации за причиненный ущерб (добровольно или через суд);
  • применения дисциплинарного взыскания к виновному лицу;
  • списания поврежденного имущества с балансового учета.

Данный акт является важным документом при оформлении страховых случаев.

Наиболее типичные случаи, когда составление акта о порче необходимо для частных лиц и для организаций:

  1. Повреждение имущества и помещений (в том числе жилых) в результате пожара или затопления.
  2. Повреждение помещений и имущества в результате чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф и стихийных бедствий.
  3. Повреждение транспортных средств, спецтехники и другого имущества в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
  4. Повреждение имущества в результате действий третьих лиц — из-за хищения или умышленных/неумышленных действий.
  5. Повреждение имущества при проведении каких-либо работ (строительных, ремонтных, уборки в помещении и т. д.).
  6. Повреждение имущества при неаккуратном или неправильном обращении с ним.
  7. Повреждение имущества при его доставке, погрузке, выгрузке, перевозке или переноске.
  8. Порча документов по различным причинам.

Как правильно подать?

  1. Нужно указать в письме, что именно этот документ является выполнением обязательного условия о досудебном урегулировании. Невыполнение требований в срок, указанный в документе, дает основание для обращения в суд.
  2. Снимите копии всех документов, на которые опиралась описательная часть претензии. Оригиналы оставьте себе, они потребуются для предъявления в суде при рассмотрении спора.
  3. Правильно предъявлять документ в двух экземплярах, если сдается лично. На втором получателем проставляется входящий номер, дата и подпись с фамилией получившего первый экземпляр.
  4. В случае отправки претензионного письма по почте ко второму экземпляру прикладывается оригинал почтового чека и опись вложения.

Бланки для учёта товаров

Заполните бланк без ошибок за 1 минуту!

Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов для торговли и склада. Узнать больше >>

  • счета на оплату
  • счета-фактуры
  • накладные
  • путевые листы
  • доверенности
  • акты приемки
  • акты выполненных работ
  • акты инвентаризации
  • коммерческие предложения
  • кассовые ордеры


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *