Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.
Какая ответственность предусмотрена
Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение. Как уже говорилось, могут приписать различные статьи. Человека могут осудить по ст. 160 УК РФ. В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.
Если осудят по третьей части данной статьи, тогда может быть назначено следующее наказание:
- Штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
- Лишение права выступать в определенной должности, а также заниматься конкретной деятельностью. Ограничение может продолжаться до пяти лет.
- Принудительные работы на срок до пяти лет. Их могут назначить, дополнительно ограничив свободу преступника.
- Тюремное заключение на период до шести лет. При этом человека могут дополнительно оштрафовать и ограничить свободу на срок до полутора лет.
Если осудят по ч. 4 ст. 160 УК РФ, тогда меры будет более серьезные. Лишают свободы на срок до десяти лет. Штраф может доходить до одного миллиона рублей. Также могут ограничить свободу на период до двух лет.
Бывает и такое, что человек проходит по статье о мошенничестве (159). В этом случае, опять же, определяются обстоятельства преступления. Наихудшим наказанием может стать тюремное заключение на срок до 10 лет. Произойдет оно в том случае, если человек совершил хищение в особо крупном размере.
Хищение – это изъятие чужого имущества незаконным способом при наличии преступного умысла. Кража является частным случаем хищения. Данное преступление подразумевает скрытность преступления, т. е. тайное совершение. Имущество, которое тайно похищается преступником, может быть любой формы собственности – от частной до государственной.
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
10:34 14/06/2018 Взяткодатель не вернёт деньги, переданные для подкупа, рассчитывать на получение средств обратно может только участник оперативного или следственного эксперимента, конфисковать орудие преступления можно в рамках любой статьи УК РФ, а апелляция имеет право ухудшить положение обвиняемого в ситуации с конфискацией его имущества — Верховный суд (ВС) РФ в четверг принял постановление пленума об особенностях изъятия ценностей, денежных средств и имущества фигурантов уголовных дел.
После доработки документа из проекта исчезло положение о возможности конфискации зарубежного имущества обвиняемых, в остальном существенных изменений по ключевым вопросам не произошло.
Деньги на взятку не вернут
Взяткодателю не вернут деньги, переданные для подкупа, а контрабандисты не смогут получить назад незаконно вывезенное имущество.
«Разъяснить судам, что имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено лицу, являющемуся его владельцем, если это лицо участвовало в совершении преступления (например, владельцу предметов контрабанды, участвовавшему в их незаконном перемещении).
Ответственность за хищение государственных средств
Хищение государственных средств, согласно статьи УК, достаточно тяжкое деяние с соответствующим наказанием для виновного в нем. В зависимости от размера похищенного и обстоятельств дела, наказание может быть следующим:
- если преступление было совершено без отягчающих обстоятельств, виновному грозит штраф до 120 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет;
- если правонарушение совершалось в составе организованной группы, а размер ущерба является значительным (определяется в каждом конкретном случае, исходя из ряда факторов) – штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы, ограничение или лишение свободы сроком до пяти лет;
- если размер ущерба признан крупным (свыше 250 тыс. рублей) или особо крупным (свыше 1 млн рублей), преступление совершалось с использованием служебного положения, виновному грозит максимально предусмотренное статьей наказание – до 10 лет лишения свободы, штраф до 1 млн рублей.
Дополнительно к лицам, которые признаны виновными по вышеуказанным статьям, могут применяться дополнительные санкции – конфискация имущества, нажитого незаконным путём, запрет занимать определенные должности или работать в тех или иных сферах, ограничение финансовых операций и т.д. Необходимость дополнительного наказания определяется судом исходя из обстоятельств дела, личности обвиняемого, нанесенного ущерба и т.д.
Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств
Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.
Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:
Похитить денежные средства, принадлежащие другому человеку или частной компании, довольно трудно без совершения открытого нападения или тайной кражи.
Намного проще совершить хищение средств, принадлежащих государству, тем более, если служебное положение предоставляет свободный доступ к этим деньгам.
- Хищение при осуществлении государственных закупок;
- Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам;
- Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам;
- Незаконный возврат из бюджета НДС;
- Хищение при реализации целевых государственных программ;
- Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.
В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.
- переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
- полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
- сбор характеристик на виновного.
- гражданско-правовые договоры (хранения, перевозки, аренды);
- служебные или трудовые отношения;
- специальные полномочия.
Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.
В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:
- Утвержденный бюджет;
- Бюджетная роспись;
- Уведомление о бюджетных ассигнованиях;
- Смета доходов и расходов и др.
С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.
Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:
- Штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
- Принудительные работы до 2 лет;
- Арест до полугода;
- Лишение свободы до 2 лет.
Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:
- Штраф от 200 до 500 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет;
- Принудительные работы до 5 лет;
- Лишение свободы до 5 лет.
Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.
Судебная практика на 2021 год
Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.
Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.
Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.
Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».
В 2021 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.
Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.
Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.
От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.
Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.
Меры ответственности за хищение госимущества
Проанализируем, какое наказание предусмотрено УК РФ за хищение госимущества и бюджетных средств. Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража» .
Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы. Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ , в зависимости от размера хищения.
Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему:
Статья УК РФ | Состав и квалификация преступления | Меры наказания |
---|---|---|
158.1 | тайное хищение |
|
158.2 | то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение |
|
158.3 | тайное хищение в крупном размере |
|
158.4 | тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет |
159.3 | хищение имущества с использованием служебного положения |
|
159.4 | то же деяние в организованной группе или в особо крупном размере | лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей и возможным огранич. свободы до 2 лет |
Можно немного вернуться в прошлое, в УК РСФСР, где имелась соответствующая уголовная ответственность в отношении лиц, совершивших хищение госимущества. В отдельные статьи помещались различные пути такого преступного поведения – кража, мошенничество, грабеж и т.д.
На тот момент имелись контрреволюционные преступления, которые серьезно карались по закону. Здесь почти всегда предусматривалась исключительно реальное помещение в места заключения. К тому же к таким категориям лиц имелись определенные ограничения в плане снятия судимости или применения амнистии. Преступник даже после освобождения не мог рассчитывать на применении по отношении к нему Указа об амнистии. Но стоит отметить, что он снимал большое количество судимостей, а также освобождал от последующего отбытия незначительных наказаний.
Что касается ответственности в СССР, то крупный размер, сопряженный с грабежом, мог привести к наказанию в виде 15 лет лишения свободы. Аналогичным образом по мерам воздействия отражены санкции по разбою. Правда, дополнительно производилась конфискация имущества.
Более строгие меры ранее использовались судом при присвоении или растрате. Здесь также максимальный срок помещения за решетку составлял 15 лет. Практически никакого имущества при этом ему не оставляли. В отдельную статью было выделено хищение, когда государству причинялся особо крупный ущерб. Здесь были случаи применения смертной казни по отношению к виновным.
Представители Госдумы в ближайшее время планирует внести законопроект, согласно которого внесутся изменения в уголовное законодательство. Меры воздействия за расхитителей госимущества будут доходить вплоть до смертной казни. Они, таким образом, стремятся вернуться к воздействию на преступный контингент. Основное отличие в наказании будет зависеть от размера причиненного вреда.
Когда сумма похищенных средств из бюджета составит меньше 10 млн. руб., можно отправиться за решетку от 5 до 10 лет. Когда сумма перескочит 50 млн. руб. – у суда появляется возможность отправить в места заключения до окончания жизни.
Это добавит в УК совершенно новые статьи, которые будут указывать на диспозицию, связанную с кражей средств из бюджета, а также финансов фондов, не имеющих отношения к бюджету. С таким мнением не полностью согласны представители Верховного суда. Основная причина – противоречие с конституционными правами.
Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.
Ст. 159 УК РФ Мошенничество
Хищение бюджетных средств так же может быть осуществлено и с помощью мошеннических действий. Отличие от ст. 160 УК РФ в данном случае является в том, что присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Чаще всего доверительные отношения при данном преступлении к преступнику возникают за счёт должности виновного, его служебного положения.
Использование в корыстных целях данного доверия уже относится именно к ст. 159 УК РФ и являются мошенничеством. Так же одним из основных отличий считается то, что при ст. 160 УК РФ между сторонами исключительно юридически закрепленные и правовые отношения, а если ст. 159 УК РФ, то данные правовые отношения основаны на доверии к преступнику.
Е.А. НАГАЕВ, А.А. ЛЕБЕДЕВА
Нагаев Евгений Анатольевич, к.ю.н., доцент.
Лебедева Анна Андреевна, к.ю.н.
Прежде чем рассматривать особенности первоначального этапа расследования хищений бюджетных денежных средств при заключении государственных контрактов, полагаем необходимым кратко охарактеризовать, что собой представляет бюджетное учреждение и процедуру заключения государственных контрактов.
В соответствии с Федеральными законами от 08.05.2010 N 83-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» , от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» (далее — ФЗ «О некоммерческих организациях») и от 03.11.2006 N 174-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об автономных учреждениях» в настоящий момент в Российской Федерации можно выделить три вида федеральных государственных учреждений: автономные, бюджетные и казенные.
Собрание законодательства РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.
Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Официальное определение бюджетного учреждения раскрывается в ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 1 ст. 9.2). Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Исходя из данного определения бюджетного учреждения как организационно-правовой формы юридического лица и самого названия, следует, что оно может быть только государственным или муниципальным и соответственно создаваться Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (п. 1 ст. 9.1).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) бюджетное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Злоупотребление служебным положением
Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.
Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:
- Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
- Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
- Быть на муниципальной или государственной службе.
Имитация в особо крупном размере
«Единая Россия» снова выступает в образе несгибаемого борца с коррупцией. Фракция партии власти в Госдуме подготовила законопроект, который вводит новый состав преступления — хищение бюджетных средств, а также понятия «коррупционное правонарушение» и «коррупционное преступление». Об этом рассказала «Известиям» председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая.
Согласно документу, за хищение бюджетных средств в особо крупном размере (свыше 6 млн рублей) организованной группой или при исполнении госконтракта по оборонзаказу, последует наказание от 7 до 15 лет лишения свободы со штрафом от 3 до 5 млн рублей. Виновный будет лишен права занимать определенные должности до 12 лет.
«Коррупционное преступление», согласно документу, расценивается как общественно опасное виновное деяние, сопряженное с незаконным использованием физлицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц, либо незаконным предоставлением такой выгоды другими физлицам.
Кроме того, законопроект вводит дополнительный контроль за расходами чиновников, которые подозреваются или обвиняются в коррупции. Одновременно с возбуждением уголовного дела их расходы и доходы проверят на соответствие.
«Наша инициатива направлена на то, чтобы привлекать к ответственности всех, кто производит изъятие средств из бюджета, и чтобы не было шанса прикрыться псевдопредпринимательской деятельностью. Не должно быть „бизнес-структур“ по „освоению“ бюджета», — заявила госпожа Яровая.
Насколько эффективным окажется новый антикоррупционный закон?
— Сейчас общая позиция бюрократии не позволяет ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести санкции за «незаконное обогащение», — уверен председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— В случае ратификации статьи 20 инициировать уголовное дело по факту незаконного обогащения нашего соотечественника сможет не только Российская Федерация, но и третьи страны.
Между тем, значительная часть российской бюрократии располагает зарубежными активами, и возможность иностранного разбирательства ставит эти активы под удар. Естественно, элиту такая перспектива не устраивает.