Отказ от права собственности на земельный участок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ от права собственности на земельный участок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Земельный кодекс России содержит отдельные положения о сообщении об отказе на право собственности участком. Данные требования, как правило, относятся к органу муниципальной или государственной власти, осуществляющему регистрацию поступившего от собственника заявления.

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

    1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);

    2. отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);

    3. реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;

    4. отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;

    5. изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

    6. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Подробнее об изъятии земельного участка

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных (ст. 49 ЗК РФ):

    • с выполнением международных обязательств Российской Федерации;

    • с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);

    • в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (ст. 55 ЗК РФ).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Земельный кодекс устанавливает три основания принудительного изъятия земельных участков:

    1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55);

    2. конфискация земельного участка (ст. 50);

    3. реквизиция земельного участка (ст. 51).

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (ст. 51 ЗК РФ). Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Конфискацию как меру уголовного наказания по решению суда следует отличать от реквизиции как временной меры общего характера в случаях стихийных бедствий или возникновении иных обстоятельств чрезвычайного характера.

Статья 49 ЗК РФ. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
    1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
    объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    объекты использования атомной энергии;
    объекты обороны и безопасности;
    объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
    объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения;
    автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
    3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
  2. Утратил силу.
  3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Читайте также:  Земли сельхозназначения – виды разрешенного использования в 2023 году

Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

  1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

  2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

  3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

  4. В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
    Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  5. В случае неустранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

  6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

  7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Сообщение об отказе от права на участок в налоговый орган и кадастровую палату

Если право на собственность не было зарегистрировано в едином государственном реестре, данное соглашение должно быть направлено в налоговый орган, территориально располагающийся по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимости, а также в федеральную кадастровую палату.

На основании полученных данных налоговый орган должен исключить все имеющиеся у него сведения о данном объекте налогообложения, в том числе и о действующем налогоплательщике. В свою очередь, кадастровый орган должен учесть все внесенные изменения в сведения:

  • о землевладельце;
  • о виде права;
  • об адресе правообладателя.

Данные сведения могут быть внесены только при условии их наличия в текстовой части кадастрового плана определенной территории. Если ранее собственность государства на данный объект недвижимости не была разграничена, вместо исключительных данных в сообщении должны стоять прочерки.

Отказ от права собственности на садовый и дачный земельный надел осуществляется в пределах установленных правил.

В 2020 году механизм заключается в следующем:

  1. Сбор необходимой документации, составление соответствующего заявления и обращение в уполномоченный орган.
  2. Передача документации на рассмотрение.
  3. Уполномоченные лица Росреестра производят рассмотрение запроса и в случае отсутствия правонарушений должны зарегистрировать отказ от права собственности на надел. Период рассмотрения составляет 30 календарных дней.
  4. Далее земельному участку присваивается статус бесхозного и в течении следующего года остается таковым.
  5. Спустя 12 месяцев, уполномоченный лица муниципалитета имеют полное право обратиться в судебный орган с исковым заявлением о признании участка муниципальной собственностью.
Читайте также:  Как перейти на УСН с 2023 года

По завершению регистрации заявления, право собственности у заявителя аннулируется.

Процедура оформления отказа

Процедура добровольного отказа подразумевает несколько этапов:

  1. подготовка документации;
  2. передача соответствующего заявления в Росреестр. Отделение организации выбирают в соответствии с расположением земельного надела. Документ может быть передан самим гражданином или его представителем. В последнем случае необходимо оформить доверенность и заверить ее у нотариуса;
  3. сотрудник, принимающий документацию, обязан выдать справку о ее получении с порядковым номером и полным списком всех представленных бумаг;
  4. спустя 1 месяц ожидания заявителю будет представлено решение. Сотрудники Росреестра уведомляют его в течение 3 дней после вынесения решения;
  5. далее в течение недели необходимые документы проходят процедуру регистрации, необходимые сведения передаются в налоговую службу.

После завершения делопроизводства в течение 5 дней собственнику отправляют уведомление о регистрации прекращения его права собственности на земельный надел.

Если участок земли был предоставлен на условиях бессрочного пользования, то для того чтобы от него отказаться, необходимо обратиться в региональный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением.

Также следует собрать все бумаги, доказывающие право владения участком на бессрочной основе. Независимо от того, в какую организацию обращается владелец, прекращение права собственности в отношении земли происходит в Росреестре.

Понятие и основания для отказа от прав на землю

Собственник может отказаться от объекта, если он более не представляется ему необходимым. При этом важно, чтобы аннулирование права не нарушило чьих-то интересов, например, кредиторов.
Довольно часто бывает, что кадастровая стоимость участка, которая является налоговой базой (ст. 390 НК РФ), может быть высока, а вот именно на рынке объект не ценится. В таком случае отказ становится достаточно логичен, так как обладание землёй приносит лишь убытки.

Отказ от права собственности на землю – это процедура, в результате которой лицо лишается любых притязаний относительно принадлежащего ему объекта. По сути, с момента регистрации такого события, юридически гражданин не может пользоваться, а также владеть и распоряжаться наделом так, как он делал это ранее.

Лицо может отказаться от земельного участка, приобретенного им на разных правовых основаниях:

  • право собственности. Лицо может отказаться от надела или реализовать его любым способом, в результате чего перестанет быть собственником с момента государственной регистрации;
  • право постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения. Лица, владеющие участками, не считаются их собственниками, но обладают иным перечнем прав. Но они также могут отказаться от принадлежащих им прав, подав заявление в администрацию муниципального образования, на территории которого они располагаются.

Любое изменение правового положения земельного надела влечёт необходимость проведения регистрационных действий, соответственно, отказ тоже должен быть проведён через Росреестр.

Гражданин, желающий отказаться от права собственности на земельный участок должен предоставить заявление с обозначением своей воли в орган, регистрирующий права на недвижимость и фиксирующий сделки с таковым. Отделение должно быть расположено по месту нахождения интересующей территории. Подать заявку можно как лично, так и воспользовавшись услугами представителя, предварительно оформив на него нотариальную доверенность.
Структура бланка заявки должна быть следующей:

  • шапка документа, включающая наименование государственного учреждения, а также Ф.И.О. заявителя, его адресные и контактные данные;
  • наименование заявления;
  • основная часть, где следует указать сведения о местонахождении земельной площади, а также обозначить имеющиеся правоустанавливающие документы на надел;
  • перечень бумаг, прилагаемых к заявлению;
  • дату составления документа;
  • подпись заинтересованного лица.

Как отказаться от прав на землю находящейся в собственности

Для того, чтобы совершить процедуру отказа от прав на землю, которая пребывает в собственности, необходимо следовать алгоритму:

  1. Обратиться в отделение Росреестра, где ранее был зарегистрирован участок.
  2. Подать заявление об отказе права собственности на землю. Обязательно нужно уточнить каким образом была получена земля: если на основе договора купли-продажи, то заявление необходимо подавать в Росреестр, если земля перешла по наследию, то заявление нужно подать в муниципалитет.
  3. Затем гражданин получит справку о том, что его заявление принято к рассмотрению и в течении тридцати дней с момента подачи заявитель получит уведомление с вынесенным решением.
  4. Документы обязательно подаются в течении семи дней с момента подачи заявления.
  5. Государственный орган в случаи постановления нового права собственности даёт гражданину справку.
  6. В налоговую инспекцию и кадастровую службу будет подано заявление о смене владельца на земельный участок.
  7. Важно участь, что заявление может быть подано, как в письменном виде, так и в электронной форме.

Что подразумевается под отказом от собственности на земельный участок

Земельный Кодекс РФ отображает прямой отказ прав от земельной территории, причем если на нем имеются какие-либо постройки, то отказ распространяется и на них. Поэтому владелец должен знать, что избавиться от земли, оставив за собой право пользования и владения построенным домом, не получится.

Согласно данному нормативному документу, отказаться от земельной площади могут не только физические лица, но также и юридические, если соблюдаются соответствующие критерии.

В целом, отчуждение прав собственности на землю зачастую становится вынужденным решением. Если собственник участка не находит покупателя или не может совершить иные сделки, то законодательство дает возможность просто оформить отказ от данного имущества в пользу местных органов власти.

Землепользование дает человеку не только возможность свободного владения определенной территорией. Это еще обязательства, которые он имеет перед законодательством. Например, за участок нужно ежегодно платить отдельный земельный налог, учитывать сельхозназначение территории. Нюансов много.

А что значит «отказаться от всех прав»? В целом это процесс добровольного отчуждения земли. Когда гражданин изъявляет желание передать безвозмездно свою собственность государству или определенному органу (муниципалитету). Подобное происходит нечасто, ведь куда выгоднее продать или обменять ненужный участок.

Статья 236 Гражданского кодекса РФ предусматривает право собственника недвижимого имущества (в том числе и земельного участка) на отказ от принадлежащего ему права собственности.

Читайте также:  Можно ли записать ребенка на фамилию отца, если брак не зарегистрирован?

Процедура отказа от права собственности реализуется путем подачи заявление об отказе в органы Росреестра, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Если право собственности на участок не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, заявитель обязан предоставить в орган Росреестра правоустанавливающие документы (постановление или решение органа власти о предоставлении участка в собственность).

Отказ от права собственности на участок земли является добровольным основанием прекращения права и не предусматривает выплату прежнему собственнику никаких компенсаций. Момент прекращения права собственности связан с датой государственной регистрации прекращения такого права с одновременным внесением сведений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Если отсутствуют веские основания, которые могут препятствовать отчуждению прав собственности на землю сельхозназначения, то процедура проходит без трудностей.

Для правильного оформления и сбора всей необходимой документации можно обратиться к специалистам юридического направления. Нередко заявитель получает отказ.

Бывший владелец должен знать, что он вновь может стать собственником участка, который передал государству. Возврат собственнику земли допускается в течение 1 года после оформления от него официального отказа и передачи в муниципалитет.

Чтобы восстановить свои права, понадобится также обратиться в Росреестр с заявлением о желании вернуть свою землю.

Пошаговая инструкция по отказу от земельного участка, находящегося в собственности

Если владелец решил добровольно отказать от надела, ему придется выполнить ряд действий. В качестве помощи можно использовать представленную пошаговую инструкцию:

  1. Посетить ведомство, которое наделено компетенцией решать такие вопросы. Обычно, речь идет об отделении Росреестра по месту расположения земли.
  2. Составить и подать заявление о прекращении права собственности на землю, на основании отказа. При наследовании заявка рассматривается муниципалитетом, а в случае приобретения земли на основе купчей, обращаться нужно в Росреестр.
  3. Получить справку, где указан номер регистрации и перечень принятых документов. Срок рассмотрения обращения составляет до 30 суток, а потом, выносится решение. Гражданин должен быть уведомлен в течение 3-ех рабочих дней.
  4. В течение недели, документы направляются из администрации в Росреестр для проведения регистрации.
  5. Владельцем земли становится гос.ведомство. Все данные регистрируются в Росреестре, в Госкадастре и в ФНС.
  6. В течение пяти суток гражданину должно быть направлено уведомление, что его право на земельный надел прекращено.

Заявление должно быть составлено правильно. Лучше воспользоваться стандартным образом и бланком, который легко сказать на сайте муниципалитета или Росреестра.

Сообщение об отказе от права на участок в налоговый орган и кадастровую палату

Земельный кодекс России содержит отдельные положения о сообщении об отказе на право собственности участком. Данные требования, как правило, относятся к органу муниципальной или государственной власти, осуществляющему регистрацию поступившего от собственника заявления.

Если право на собственность не было зарегистрировано в едином государственном реестре, данное соглашение должно быть направлено в налоговый орган, территориально располагающийся по месту нахождения отчуждаемого объекта недвижимости, а также в федеральную кадастровую палату.

На основании полученных данных налоговый орган должен исключить все имеющиеся у него сведения о данном объекте налогообложения, в том числе и о действующем налогоплательщике. В свою очередь, кадастровый орган должен учесть все внесенные изменения в сведения:

  • о землевладельце;
  • о виде права;
  • об адресе правообладателя.

Данный документ является основным, по которому будет происходить рассмотрение прошения о прекращении существующего права собственности . По этой причине ему следует уделить особое внимание и тщательно заполнить следующие разделы:

  • «Шапка» документа: в ней указываются сведения о том органе государственной власти, куда происходит обращение;
  • Данные о заявителе и указание о том, на каком праве происходит использование конкретного участка, а также на основании чего такое право возникло;
  • Данные об участке с указанием его кадастровых и физических характеристик (кадастровый номер, площадь, адрес расположения);
  • Причина, по которой владелец отказывается от этого имущества.

Данный документ заполняется не только в случае, если участок используется на праве собственности, но и если в отношении него действует постоянное бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение.

Рассматриваемый процесс чаще всего не доставляет гражданину сложностей. Однако, нужно понимать, что могут возникать разного рода нюансы. В том числе, это касается того, что на территории имеются строения, вне зависимости от того, какое целевое значение им придается. Если с уполномоченными организациями возникают споры по этому вопросу, то потребуется обратиться к специалисту, компетентному в нем. В частности, положения земельного законодательства указывают на то, что не допускается процесс отчуждения без строений, которые находятся на территории. Это говорит о том, что при наличии на земле построек, гражданин должен понимать, что откажется от одновременно и от них тоже.

Также важным моментом становится то, что при отказе от использования территории, где построен дом, гражданин не может быть освобожден от внесения налоговых платежей. Это правило действует до того момента, пока на строение не будет установлено правомочие, закрепленное за другим гражданином.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *