Курс 4: Проводка — заполняем систему бухгалтерского учета правильно
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Курс 4: Проводка — заполняем систему бухгалтерского учета правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.
Бухгалтерский учёт и отчётность в бюджетной организации
У некоммерческих организаций строгий порядок подачи отчётности. Каждый период — месяц, квартал, полгода, год — они сдают на проверку несколько документов. Например:
- балансы на бланке по форме 0502130;
- баланс компании на бланке 0503730;
- отчет о результатах экономической деятельности по форме 0503721;
- информацию о задолженностях на бланке 0503769 и другие.
В целом, некоммерческие компании отражают средства на балансе так же, как и коммерческие. Но здесь в бухучёте такие особенности:
- на балансе отражаются активы и пассивы;
- все статьи расходов и доходов ведутся подробно и детализировано;
- данные отражаются за один прошедший год, а не за два, как коммерческие фирмы;
- активы делят на две группы: финансовые и нефинансовые;
- средства также классифицируют по группам — денежные и материальные;
- в пассивах перечисляют все формы обязательств.
Напомним, на счете 103 00 000 учитываются непроизведенные активы. Согласно внесенным изменениям для их учета на этом счете введены группы счетов:
-
0 103 10 000 «Непроизведенные активы – недвижимое имущество учреждения»;
-
0 103 30 000 «Непроизведенные активы – иное движимое имущество»;
-
0 103 90 000 «Непроизведенные активы – в составе имущества концедента».
Ранее применявшиеся счета аналитического учета 103 11 000, 103 12 000, 103 13 000 относятся к первой группе, а для групп 30 и 90 введены новые счета аналитического учета:
-
0 103 32 000 «Ресурсы недр – иное движимое имущество учреждения»;
-
0 103 33 000 «Прочие непроизведенные активы – иное движимое имущество учреждения»;
-
0 103 91 000 «Земля – в составе имущества концедента».
В связи с добавлением новых подстатей в КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» введены новые счета:
Счет аналитического учета |
Подстатья КОСГУ |
---|---|
С 01.01.2018 |
|
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» |
296 |
С 01.01.2019 |
|
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» |
227 |
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» |
228 |
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» |
229 |
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
- муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
- приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
- приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства
Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.
Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.
Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:
- балансы главного бухгалтера, начальника планового финансового отдела, администратора, отвечающего за получение бюджетных средств по бланку строгой отчетности 0502130;
- баланс учреждения по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по форме 0503737;
- отчетный бланк о результатах финансовой деятельности организации по форме 0503721;
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности по форме 0503769;
- данные в форме отчетных бланков об остатках денежных средств организации.
Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:
- баланс состоит из активов и пассивов, специалисты бюджетной сферы распределяют все статьи с детальным отображением использования целевых средств и собственной прибыли;
- отражается только за один предыдущий год, в коммерческой сфере предоставляют сведения за два прошедших года;
- активы распределяются на финансовые и нефинансовые, средства подразделяются на материальные и денежные;
- в пассиве отображаются все виды обязательств, а коммерческая распределяется по срокам
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
- средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
- деньги для временного распоряжения на определенные цели;
- средства для выплат в рамках медицинского страхования;
- собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
Бухучет НКО для начинающих пошагово
- Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
- Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
- Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
- Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
- Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
- Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
- Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.
Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере
Бюджетное учреждение — это некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).
В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:
- бюджетное;
- автономное;
- казенное.
Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.
Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:
Наименование сравнительного параметра | Бюджетное | Автономное | Казеное |
---|---|---|---|
НПА | 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» | 174-ФЗ «Об автономных организациях» | БК РФ |
Основной вид деятельности | Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты | Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций | |
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности | Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ) |
Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты |
|
Основной источник финансирования | Субсидирование | Бюджетные средства | |
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств | План финансово-хозяйственной деятельности | Бюджетная смета | |
Расчетный счет | В органах Федерального казначейства | В ФК и коммерческих банках | В ФК |
Владение имуществом | Право оперативного управления | ||
Распоряжение объектами имущества | По факту получения согласия собственника имущественного объекта | ||
Ответственность по основным обязательствам | Ответственность своими активами за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) | Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя |
Правовой статус организации
Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.
Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета
В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.
Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.
Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:
- 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Новые ФСБУ для бюджетных организаций 2021
Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.
С 1 января 2021 в дополнение к указанной инструкции и другим ФСБУ появилось семь новых:
- «Нематериальные активы» — объекты нематериальных активов учитывают по первоначальной стоимости. Она зависит от типа операции, по которой приобретен актив — обменная или необменная. НМА распределяются по новым группам учета во время инвентаризации.
- «Выплаты персоналу» — выплаты персоналу делят на текущие и отложенные, для них отличаются правила учета и оценки. Также появляется резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам, который включает суммы государственного пенсионного обеспечения и суммы, назначенные на основании локального акта организации работникам с определенным возрастом или стажем.
- «Непроизведенные активы» — стандарт в основном касается учреждений, которые управляют госимуществом в сферах недропользования, водных ресурсов, некультивируемых биологических ресурсов и иных непроизведенных активов. В документе определяются правила первоначальной оценки и переоценки стоимости непроизведенных активов.
- «Финансовые инструменты» — стандарт предусматривает новые правила бухгалтерского учета финансовых активов и обязательств, возникающих при операциях с финансовыми инструментами. Для каждой группы активов и обязательств предусмотрены свои требования.
- «Информация о связанных сторонах» — в стандарте разработан порядок раскрытия в годовой отчетности сведений о лицах, на работу которых бюджетная организация способна оказывать влияние, или наоборот, о лицах, которые способны влиять на организацию. В нем же прописан порядок раскрытия информации об операциях со связанными сторонами.
- «Совместная деятельность» — в стандарте регулируется учет деятельности, которую учреждение ведет совместно с другими лицами и которая не связана с извлечением прибыли. Порядок учета зависит от формы совместной деятельности — договор простого товарищества с объединением имущества или соглашение о совместных операциях без вклада.
- «Затраты по заимствованиям» — стандарт предусматривает для учреждений общие требования к порядку признания затрат по заимствованиям и государственному (муниципальному) долгу. Требования к информации об этих затратах в отчетности также предусмотрены стандартом.
Технические поправки к Инструкции
Часть поправок предусматривает порядок учета, который учреждения и органы уже могли применять на практике.
Например, на счете 103.00 непроизведенные активы учитывают в разрезе ответственных лиц, местонахождения и идентификационных номеров (кадастровых, реестровых, учетных). Учреждения и органы могли и ранее отражать эти данные в инвентарной карточке.
К спецодежде на счете 105.05 относят только запасы, которые учреждение использует в целях охраны труда, соблюдения техники безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.
На счете 105.06 отражают в том числе БСО. Исключение — бланки, которые выданы со склада для оформления сотрудникам или которые поступили последним, минуя склад. Такие бланки учитывают на забалансовом счете 03. Минфин уже предписывал применять этот подход в учете.
К забалансовому учету подарков Минфин предъявлял аналогичные требования. Их также закрепили в инструкции по забалансовому счету 07.
Предусмотрели поправки и в отношении операций, которые совершает малое число организаций бюджетной сферы. К примеру, ввели недостающие счета для учета концессии и операций по долгосрочным договорам стройподряда.
Бухгалтерская проводка простыми словами
На самом деле, в проводке нет ничего страшного. По сути дела, проводка — это одновременная запись одной и той же суммы в дебет одного счета и кредит другого. Эта одновременная запись именуется двойной записью.
Пример:
От поставщика поступили товары на сумму 10000. Это хозяйственная операция, которую нужно как-то отразить в бухгалтерии предприятия. Делается это с помощью проводки.
Как выше было указано, чтобы сделать проводку, нужно одновременно записать сумму операции (в данном примере 10000) в дебет одного счета и в кредит другого.
В указанной хозяйственной операции участвует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 41 «Товары». Товары переходят от поставщика (с кредита сч.60) на склад организации (в дебет сч.41). Проводка имеет вид Дебет 41 Кредит 60 (Д41 К60 — сокращенно).
В совершении бухгалтерской проводки нет ничего сложного, главное, определить счета, которые участвуют в операции, а также решить в дебет или кредит нужно записать сумму.
В данном случае поможет сделать правильный выбор знание того, активный счет или пассивный. Что такое активный, а что такое пассивный счет и чем они отличаются, подробно рассмотрено в .
У активных счетов в дебет записывается увеличение актива, в кредит — уменьшение актива. У пассивных, соответственно, наоборот.
Как определить в дебет или в кредит нужно записать сумму проводки?
Рассмотрим пример, приведенный выше.
Товары — это актив, который учитывается на активном сч.41. Поступление товаров на склад — это увеличение актива предприятия. У активных счетов увеличение актива отражается по дебету счета, логично, что увеличение актива (товаров) нужно записать в дебет сч.41.
При получении товаров у организации перед поставщиком возникает кредиторская задолженность — пассив. Возникновение кредиторской задолженности — это увеличение пассива, которое следует отразить по кредиту активно-пассивного сч. 60 (активно-пассивный счет — этот тот, который одновременно подчиняется правилам для активных и пассивных счетов).
Таким образом, проанализировав хозяйственную операцию по поступлению товаров от поставщика, для которой нужно выполнить проводку, можно прийти в выводу, что сумму операции 10000 нужно внести в дебет сч. 41 и в кредит сч.60, что мы и сделали.
Подведем итог:
- Бухгалтерская проводка выполняется по принципу двойной записи — одновременное отражение суммы операции по дебету одного счета и по кредиту другого.
- Для каждой хозяйственной операции должна быть выполнена проводка.
- Для выполнения проводки нужно определить два счета, участвующие в операции.
- Путем несложных рассуждений нужно выявить, в каком счете сумма вносится в дебет, а в каком — в кредит.
Именно так и выполняются все проводки в бухгалтерском учете. В течение дня, каждый день, на протяжении всей жизни предприятия бухгалтер отражает абсолютно все происходящие операции с помощью бухгалтерских проводок, в этом и заключается организация бухгалтерского учета на предприятии.
В любой момент бухгалтер может взглянуть на тот или иной счет и понять изложенную в нем информацию.
Взглянув на сч.10, можно понять сколько материалов в общей сложности хранится на складе (дебетовое сальдо по сч.10). Взглянув на сч.50, можно понять, сколько наличных денег есть у организации (дебетовое сальдо по сч.50) и т.д.
Важно! Бухгалтерская проводка может быть выполнена бухгалтером только в том случае, если есть документ основание — документ, подтверждающий выполнение операции. Например, для того чтобы отразить проводку по поступлению наличных денег в кассу от поставщика (проводка Дебет 50 Кредит 62), нужно иметь в наличии документ — приходный кассовый ордер, для отражения проводки по перечислению безналичных денежных средств поставщику (проводка Дебет 60 Кредит 51), нужно иметь банковскую выписку по счету, для того чтобы отгрузить товар покупателю (проводка Д62 Кредит 90), нужно иметь товарную накладную и т.д. Без документа выполнять проводку нельзя!
Еще немного теории о бухгалтерских проводках
Взаимодействие двух счетов, которые участвуют в проводке называется корреспонденцией счетов.
Сами счета называются корреспондирующими.
Типовые примеры бухгалтерских проводок:
- Д10 К60 — поступление материалов на склад от поставщика;
- Д20 К10 — передача материалов в производство.
- Д43 К20 — оприходована готовая продукция из производства.
- Д90 К43 — готовая продукция направлена на продажу (списана ее себестоимость на продажу).
- Д62 К90 — готовая продукция передана покупателю (отражена дебиторская задолженность покупателя перед организацией).
- Д51 К62 — поступила оплата от покупателя за продукцию.
- Д20 К70 — начислена заработная плата персоналу.
- Д20 К60 — начислены страховые взносы с зарплаты для уплаты во внебюджетные фонды.
- Д70 К68 — удержан НДФЛ из зарплаты работников.
- Д70 К50 — выплачена заработная плата персоналу.
Все субъекты предпринимательства, которые занимаются ведением бизнеса в качестве юрлица, каждый день осуществляют множество хоз. операций. По правилам действующего законодательства, они должны учитывать их в бухучете. Делать это нужно с помощью бухгалтерских проводок. А что такое проводка в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос вы узнаете из следующей статьи.