Финансовый (арбитражный) управляющий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовый (арбитражный) управляющий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.

Требования к арбитражным управляющим

В Законе «О несостоятельности № определен ряд требований, предъявляемых к арбитражному управляющему. Так, в соответствии со ст. 20 арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который:

  • 1) Зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 2) Имеет высшее образование;
  • 3) Имеет стаж руководящей работы не менее двух лет в совокупности;
  • 4) Сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
  • 5) Прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • 6) Не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средний тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • 7) Является членом одной из саморегулируемых организаций.

Каждый пункт требований является значимым и обязательным к исполнению.

Порядок действий арбитражного управляющего

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.

Этап 3. Составление плана внешнего управления.

На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.

Этап 4. Собрание кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

Административная ответственность

Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Высшим арбитражным судом РФ.

Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.

Расходы арбитражного управляющего

Финансирование деятельности арбитражного управляющего, включая оплату труда — его и привлеченных специалистом третьих лиц, осуществляется за счет финансовых ресурсов должника. Перечень расходов АУ, подлежащих компенсации, определяется ст. 59 №127-ФЗ. Он включает следующие статьи затрат:

  • публикация сведений о начале и текущем состоянии дела о банкротстве в различных средствах массовой информации;
  • привлечение к работе на возмездной основе специалистов, необходимых для эффективного исполнения обязанностей;
  • рассылка корреспонденции и другие операции по ведению документооборота, связанного с процедурой банкротства;
  • другие действия и операции специалиста, осуществляемые в рамках полномочий и обязательств арбитражного управляющего по делу.
Читайте также:  Продление вида на жительство по новому закону: документы, сроки

Каждый участник разбирательства имеет право оспорить обоснованность любой статьи расходов АУ. Если судья признает претензии обоснованными, компенсация затрат не производится, что становится проявлением материальной ответственности арбитражного управляющего за собственную профессиональную деятельность.

Порядок yтверждения арбитражного yправляющего?

В новой редакции Закона изменен порядок yтверждения арбитражного yправляющего: заявитель или cобрание кредиторов вправе не только выбрать cаморегyлирyемyю организацию, которая предложит кандидатyрy арбитражного yправляющего, но и предложить кандидатyрy конкретного арбитражного yправляющего (абзац шеcтой пyнкта 2 cтатьи 12, абзац одиннадцатый пyнкта 2 cтатьи 37, абзац деcятый пyнкта 2 cтатьи 39, абзац девятый пyнкта 3 cтатьи 41 и абзац cедьмой пyнкта 1 cтатьи 73 Закона), в том чиcле на первом cобрании кредиторов.

На основании абзацев первого и второго пyнкта 1 статьи 45 Закона при полyчении определения сyда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором yказана кандидатyра арбитражного yправляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатyры арбитражного yправляющего заявленная саморегyлирyемая организация, членом которой является выбранный арбитражный yправляющий, предcтавляет в cyд информацию о cоответcтвии yказанной кандидатyры требованиям, предycмотренным cтатьями 20 и 20.2 Закона. В cлyчае полyчения определения cyда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не yказана кандидатyра арбитражного yправляющего, или протокола cобрания кредиторов о выборе cаморегyлирyемой организации заявленная cаморегyлирyемая организация предcтавляет кандидатyрy арбитражного yправляющего из чиcла cвоих членов, изъявивших cоглаcие быть yтвержденными cyдом в деле о банкротcтве.

Поcле первого yтверждения арбитражного yправляющего на оcновании заявления о признании должника банкротом в дальнейшем предоcтавление cаморегyлирyемой организацией информации о cоответcтвии кандидатyры арбитражного yправляющего требованиям, предycмотренным cтатьями 20 и 20.2 Закона, оcyщеcтвляетcя не на оcновании cyдебного акта, а на оcновании протокола cобрания кредиторов, направляемого cаморегyлирyемой организации лицом, проводившим собрание кредиторов.

Саморегулируемая ассоциация

Теперь рассмотрим роль саморегулируемой организации (СРО) в деятельности арбитражного управляющего.

Закон о банкротстве определяет саморегулируемую организацию арбитражных управляющих как некоммерческую организацию, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

СРО защищает и представляет арбитражных управляющих во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями, вносят предложения по формированию политики в области несостоятельности, подают иски в защиту арбитражных управляющих анализируют их деятельность вот пожалуй и все, чем занимаются СРО арбитражных управляющих. Проще говоря присматривают за управляющими на основе самофинансирования за членских взносов.

Но поскольку без членства в СРО арбитражный управляющий не может осуществлять свою деятельность, СРО обладает некоторыми возможностями воздействия на своих членов — арбитражных управляющих.

СРО вправе:

  • разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;
  • разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;
  • контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;
  • рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации.

Порядок назначения арбитражного управляющего

К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего — достаточно сложная и многоэтапная процедура.

В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.

Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.

Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.

Читайте также:  Образец заявления на возврат излишне уплаченного налога для 2023 года

На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.

Обязанности временного управляющего на стадии наблюдения

Зависимо от этапов процедуры арбитражный управляющий может выполнять самые разные обязательства, которые направлены на достижение целей, стоящих перед ним на каждом их определенных этапов. На каждом из них он также обладает различными статусами, которые назначаются арбитражем.

Так, к примеру, для этапа наблюдения судебной инстанцией утверждается временный управляющий. Его ключевой задачей конкретно на этом этапе можно назвать осуществление проверок финансового состояния задолжавшей компании. Соответственно с итогами будет определена ее состоятельность, и вероятность выполнения всех предъявленных материальных требований. Дополнительно проводится оценка шансов на завершение процесса признания неплатежеспособности и реабилитация стабильной работы компании.

Кроме того, среди задач временного управляющего – поиск признаков мошенничества при организации банкротства. Самый полный список прав и обязательств можно прочесть в статьях 66-67 закона «О несостоятельности».

  1. Полномочия арбитражного управляющего как члена саморегулируемой организации арбитражных управляющих удостоверяются выпиской из реестра СРО. Выписка из сводного реестра арбитражных управляющих, ведение которого возложено на Росреестр, носит информационный характер и имеет меньшую юридическую силу, чем выписка из СРО, в которой состоит арбитражный управляющий.
  2. Полномочия арбитражного управляющего, утвержденного судом для проведения той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, удостоверяются судебным актом о его утверждении. При этом для конкурсного и внешнего управляющего не требуется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой указаны их персональные данные, как лица, действующего от имени должника без доверенности. Данные временного и административного управляющих по определению не могут быть внесены в ЕГРЮЛ в отношении должника, так как эти лица не действуют от имени должника.
  3. Срок полномочий конкурсного управляющего не ограничен сроком конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего прекращаются лишь при исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц или при прекращении производства по делу о банкротстве.
  4. Для заверения своей подписи арбитражные управляющие пользуются своей личной печатью, в том числе оттиск этой печати конкурсный (внешний) управляющий проставляет при оформлении банковской карточки для распоряжения счетом должника. В последнем случае может использоваться и печать должника, что допускает толкование абз. 3 п. 7.11 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (с изменениями от 14 мая 2008 г., 25 ноября 2009 г.).
  5. На практике сложилось, что в отношениях с судами, банками, другими лицами статус печати арбитражного управляющего выше, чем это определено на сегодняшний день нормативными правовыми документами. В связи с чем предполагается возможным внести соответствующие дополнения в законодательство. Например, целесообразно указать в п. 5 ст. 61 АПК РФ, что доверенность от имени организации может быть подписана конкурсным (внешним) управляющим и скреплена его личной печатью.

Привлечение специализированной организации для проведения торгов

Заявляя такой довод в качестве основания для признания решения собрания кредиторов недействительным, ФНС России избирает ненадлежащий способ защиты своих интересов.

В данном случае предметом рассмотрения является решение собрания кредиторов, и суд не вправе перейти к оценке доводов лиц, участвующих в деле, об обоснованности (необоснованности) привлечения конкурсным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности.

Размер оплаты услуг привлеченного лица может быть оспорен в рамках рассмотрения соответствующего заявления о признании необоснованным привлечения арбитражным управляющим лиц для обеспечения своей деятельности, поданного в порядке п. 5 ст. 20.7 Закона о банкротстве. При оспаривании решения собрания кредиторов данные возражения уполномоченного органа, а также довод о превышении лимита расходов на привлеченных специалистов не могут являться основанием для признания решения собрания кредиторов недействительным.

Неоднократные заявления уполномоченного органа об оспаривании решений собраний кредиторов по указанному основанию были оставлены судом без удовлетворения, поскольку утвержденный собранием кредиторов порядок продажи имущества должника с привлечением организатора торгов соответствует требованиям норм Закона о банкротстве (примеры в судебных актах по делам N А68-8719/11, А68-954/08, А68-345/11).

Позиция Арбитражного суда Тульской области по данному вопросу полностью соответствует выработанной на уровне арбитражных апелляционных судов Центрального округа (постановление апелляционного суда является окончательным и не подлежит обжалованию в кассационном порядке) практике разрешения аналогичных споров (например, Постановление Девятнадцатого апелляционного суда от 24 мая 2012 г. по делу N А35-11107/2009).

Особое внимание хочется обратить на такие доводы уполномоченного органа, как отсутствие в порядке продажи ряда сведений, указанных в ст. 110 Закона о банкротстве, например: функций организатора торгов (п. 8 ст. 110), сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия должника (п. 10 ст. 110), обязанностей организатора торгов по обеспечению доступа всех лиц к участию в торгах и использованию информационных систем (п. 14 ст. 110), обязательных условий договора купли-продажи (п. 19 ст. 110).

Читайте также:  Как просто и быстро приватизировать землю под гаражом

Дублирование положений ст. 110 Закона о банкротстве при написании положения не предусмотрено действующим законодательством, действие императивных норм права и их точное и безусловное соблюдение сторонами правоотношений не ставится в зависимость от их указания или неуказания кем-либо из участников правоотношений в положении (вывод сделан в рамках дела N А68-13258/09).

Ключевым моментом при оценке возражений ФНС России относительно недействительности решений собраний кредиторов об утверждении порядка продажи имущества должника является то, что принятие собранием решения, не соответствующего предпочтениям конкретного кредитора, реализовавшего в установленном порядке свое право на голосование, не является нарушением прав и законных интересов кредитора при условии соблюдения порядка принятия решения и компетенции собрания, установленной ст. 15 Закона о банкротстве.

Требования к арбитражному управляющему

Правовой статус арбитражного управляющего определен 127-ФЗ «О банкротстве».

Основным условием для назначения на должность арбитражным управляющим является наличие членства в СРО и утверждения кандидатуры арбитражного управляющего заявителем по делу (должника, кредитора или уполномоченного органа). Существуют и другие требования к арбитражному управляющему:

  • Арбитражный управляющий не должен быть заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов;
  • Арбитражный управляющий должен возместить наложенные на него убытки;
  • Не должен состоять банкротом как индивидуальный предприниматель или гражданин;
  • Не должен обладать статусом дисквалификации или быть лишенным права занимать руководящие должности, а также вести профессиональную деятельность;
  • Должен иметь действующий договор страхования ответственности в случае возникновения ущерба в деле о банкротстве;
  • Должен иметь допуск к государственной тайне в случаях, если допуск предусмотрен рассматриваемым делом.

Требования к кандидатуре арбитражных управляющих

  • Специалисты, назначаемые на процедуру ведения банкротства, согласно требованиям законодательства, должны соответствовать следующим критериям:
  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие опыта работы на руководящих должностях;
  • прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • отсутствие наказаний, связанных с профессиональной деятельностью, и судимости за умышленные преступления;
  • прохождение теоретического экзамена;
  • заключение договора обязательного страхования ответственности.

Порядок назначения арбитражного управляющего позволяет судебной инстанции утвердить кандидатуру, если специалист соответствует указанным выше требованиям, однако законодательством предусмотрена возможность требования кредиторами соответствия дополнительным критериям:

  • наличие высшего образования в сфере деятельности должника;
  • наличие стажа работы в конкретной отрасли на руководящих должностях;
  • опыт работы арбитражным управляющим (конкретное количество проведенных процедур).

В некоторых случаях к числу требований, предъявляемых к кандидатуре управляющего, добавляется также наличие допуска к государственной тайне требуемой формы, если проведение его деятельности подразумевает работу со сведениями, содержащими государственную тайну.

При назначении специалиста для ведения процедуры банкротства должника, ответчик может подать в судебную инстанцию прошение о смене управляющего. В заявлении должны указываться причины, по которым сторона выступает против выбранной кандидатуры. Если причины будут признаны арбитражным судом объективными, для проведения процесса будет назначен другой специалист.

В закон внесут новые поправки

Серьезные изменения ожидаются закон «О банкротстве». О подготовленных поправках заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Должников — физ. лиц, желающих пройти банкротство, разделят на три группы — по уровню их доходов.

Обсуждается повышение платы за работу финуправляющих в 4 раза — с 25 тыс. рублей за каждую процедуру (реструктуризация долга и реализация имущества) до 100 тыс. рублей. Хотя, возможно, депутаты эту поправку и не примут, но уже сейчас известно, что основные изменения поддерживает комитет Думы по собственности.

Иначе, чем сейчас, будут отбираться финансовые управляющие и вообще институт арбитражных управляющих будет глобально реформирован.

Против многих поправок выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — напомним, что закон говорит не только о банкротстве физ. лиц, но и о процедуре несостоятельности компаний. Но опыт говорит, что при активном правительственном лобби Госдума принимает законы очень быстро, иногда три чтения проходят за одну неделю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *