Система налогов и сборов в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система налогов и сборов в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система налогов и сборов — определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации

Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Список используемых источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. 29.05.2019)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. 01.05.2019)
  3. Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 565-569.
  4. Альбеков А.У. Налоговая система: учебник [Текст] / А.У. Альбеков, И.С. Вазарханов, Н.Г. Кузнецов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Кузнецова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2016. — 583 с.
  5. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие[Текст] / Аронов А.В., Кашин В.А., — 2-е изд. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 544 с.
  6. Багардынова Е. А. Недостатки современной налоговой системы [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 316-318.
  7. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. — 2017. — № 6. — С. 41-45.
  8. Бочарова, О.Ф., Волошина, Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. — 2017.- № 5 (13). — С. 69-70.
  9. Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2017.- № 3. — С. 57-61.
  10. Бурова А.С., Васильева Е.Г., Губенко Е.С. и др. Налоговое право: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Цинделиани. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 528 с.
  11. Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 9. — С. 75-76.
  12. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л. И. Гончаренко [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2019. — 524 с.
  13. Грачева Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры [Текст]/ отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.
  14. Клейменова, М. О. Налоговое право; Университет — Москва, 2018. — 368 c.
  15. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров [Текст] / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
  16. Купцов М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: Учебное пособие [Текст] / Купцов М.М., — 2-е изд. — М.:ИЦ РИОР, 2018. — 121 с.
  17. Майбуров И.А. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» [Текст] / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с.
  18. Максимкин К.И. Особенности современной налоговой системы Российской Федерации [Текст] // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Том 8. — № 1А. — С. 180-185.
  19. Малис Н.И. Налоговая система Российской Федерации: хрестоматия: учеб. пособие / под ред. Н. И. Малис. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2017. — 152 с.
  20. Малкина М.Ю. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики: монография [Текст] / М.Ю. Малкина, Р.В. Балакин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 127 с.
  21. Малышева, О. С. Налоговые системы государств с развитой экономикой [Текст] // Матрица научного познания. — 2017. — № 1–2. — С. 31–35.
  22. Мельникова Н.П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н. П. Мельникова [и др.]; ответственный редактор Н. П. Мельникова. – М.: Юрайт, 2019. — 317 с.
  23. Пансков В.Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития: монография [Текст] / В.Г. Пансков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 246 с.
  24. Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 239-241.
  25. Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — Т. 6. — № 11 (11). — С. 122-125.

Налог на добавленную стоимость

Определение 1

НДС является косвенным налогом, который выступает надбавкой к цене товара.

Замечание 2

Порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость регулируют положения главы 21 Налогового Кодекса.

Плательщики данного налога – это:

  • юр. лица
  • ИП
  • лица, которые признаются плательщиками НДС вследствие перемещения товарной продукции через границу Таможенного союза

Не признаются плательщиками НДС организации, выступающие иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр по отношению к операциям, которые совершаются с целью организации и проведения 22 Олимпийских зимних игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014-го г. в городе Сочи.

Не признаются плательщиками НДС юр. лица и ИП в случае, если на протяжении 3-х предыдущих последовательных налоговых периодов сумма выручки от продажи продукции (работ или услуг) данных компаний либо ИП составила не более 2 миллионов рублей. Данное освобождение от уплаты налога не касается налоговых обязанностей, которые возникают вследствие ввоза продукции на таможенную территорию российского государства.

Освобождают от уплаты НДС в связи с низкой налоговой базой на основании письменного заявления налогового плательщика, который необходимо подать в налоговую службу по месту собственного учета.

Замечание 3

Лицам, которые претендуют на освобождение от уплаты НДС, необходимо приложить к заявлению требуемые сведения для подтверждения права на снятие с них обязанности уплаты налогов.

Организации и индивидуальные предприниматели от уплаты НДС освобождаются на срок 12 последовательных календарных месяцев. По окончании указанного периода освобождение от налоговой нагрузки можно продлить по письменному заявлению налогоплательщика и соответствующей документации, подтверждающей получение выручки от хозяйственной деятельности в сумме меньше 2 миллионов рублей.

Если превышается сумма фактической выручки от продажи продукции (работ или услуг), которую налогоплательщик получил за период, на протяжении которого он был освобожден от уплаты НДС, а также при непредставлении налогоплательщиком заявления и соответствующей документации на продление освобождения, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет, при этом с виновного лица взыскиваются причитающиеся суммы штрафов и пеней.

Определение 2

Объекты обложения НДС – это операции, которые совершают налогообязанные лица.

А именно НДС налагается на:

  • реализацию продукции (работ или услуг) на территории России, включая реализацию предметов залога и передачу товаров (результат выполненных работ, предоставление услуг) по соглашению о предоставлении отступного либо новации, а также передачу имущественных прав. К реализации продукции (работ или услуг) относится также и передача права собственности на продукцию, результаты выполненных работ, безвозмездное предоставление услуг
  • передачу на территории Российской Федерации продукции (выполнение работ или предоставление услуг) для личных нужд, затраты на которые не принимаются к вычету (включая через амортизационные отчисления) при расчете налога на прибыль предприятий
  • оказание строительных и монтажных работ для личного потребления
  • ввоз продукции на таможенную территорию российского государства.

Объектом налогообложения не является:

  • передача основных средств, нематериальных активов и (либо) другого имущества юр. лица его правопреемнику (-ам) в случае реорганизации данного предприятия
  • передача основных средств, нематериальных активов и (либо) другого имущества некоммерческим учреждениям на реализацию основной деятельности согласно устава, которая не связана с предпринимательской
  • проведение операций, которые связаны с обращением российской либо иностранной валюты (кроме, целей нумизматики)
  • передача имущества инвестиционного характера (а именно, вклады в уставный/складочный капитал хозяйственного общества или товарищества, вклады согласно договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), паевые взносы, осуществляемые в паевые фонды кооперативов)
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участникам на основе договора простого товарищества (либо договора о совместной деятельности) либо их правопреемникам при выделе их доли из имущества, которое находится в общей собственности участников соглашения, либо при разделе этого имущества
  • передача жилого помещения физ. лицам в домах муниципального либо гос. жилищного фонда в случае проведения приватизации
  • изъятие имущества через конфискацию, наследование имущества и обращение в собственность других лиц бесхозяйных/брошенных вещей, бесхозяйных животных, находок, клада согласно нормам Гражданского Кодекса
  • передача имущества муниципальных и гос. учреждений, выкупаемых в порядке приватизации
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участникам хозяйственных обществ или товариществ (их правопреемникам либо наследникам) в случае выхода (выбытия) из хозяйственного общества/товарищества, а также в случае распределения имущества ликвидируемого хозяйственного общества/товарищества между его собственниками
  • выполнение работ (предоставление услуг) органом, входящим в систему органов госвласти и органов местного управления, в рамках реализации возложенных на него исключительных функций в конкретной области деятельности, если обязательность осуществления этих работ (предоставления услуг) определена согласно законодательству России, законодательству субъектов Российской Федерации, актами органов местного управления
  • безвозмездная передача объекта основных средств органам госвласти и управления и органам местного управления, а также бюджетным организациям, муниципальным и гос. унитарным предприятиям
  • безвозмездная передача жилого дома, детского сада, клуба, санатория и иных объектов социального, культурного, жилищно-коммунального характера, а также дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных установок и прочих подобных объектов органам госвласти и органам местного управления (либо в соответствии с решением указанных органов специализированным компаниям, которые применяют либо эксплуатируют данные объекты но собственному назначению)
  • сделки по продаже участков земли (долей в них)
  • передача имущественных прав юр. лица его правопреемнику (-ам)
  • безвозмездное предоставление услуг по передаче некоммерческим организациям на реализацию по уставу деятельности государственного имущества, не числящегося за гос. предприятиями и организациями, входящего в состав государственной казны, казны республики в составе России, казны края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и муниципального имущества, не числящегося за муниципальными организациями и фирмами, входящего в состав муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения либо иного муниципального образования
  • сделки по продаже налогоплательщиками, которые являются организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр (согласно статье 3 Федерального закона от 01 декабря 2007-го г. касаемо организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014-го г. в г. Сочи, а также развития г. Сочи в качестве горноклиматического курорта и внесения изменений в определенные законодательные акты России) продукции (работ или услуг) и имущественных прав, производимые по договору с лицами, выступающими иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр согласно статьи 3 приведенного Закона, в рамках реализации обязательств по соглашению между Международным олимпийским комитетом и Олимпийским комитетом Российской Федерации и г. Сочи на проведение запланированных мероприятий

Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:

  • фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
  • распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
  • стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
  • контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.

Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета — обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики — при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены — соотношение «прямые-косвенные налоги» должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики — система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения — налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто и когда должен платить

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ.

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

А) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

Б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами:

– формальная определенность;

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

Понятие «налоговая система»

Ведущую роль в мобилизации средств в бюджеты различных уровней играют налоги, которые формируют финансовую базу для реализации государством своих функций и задач.

Налоги являются обязательными безвозмездными целевыми платежами юридических и физических лиц в бюджет определенного уровня в размерах и в сроки, которые установлены законом.

Совокупность установленных в стране налогов, сборов и платежей, принципов и методов их установления, изменения или отмены, а также действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства формируют национальную налоговую систему.

Следует отметить, что в научной среде отсутствует единый подход к пониманию сущности налоговой системы. В табл. 1 представлены различные определения налоговой системы отечественных исследователей.

Таблица 1 – Основные определения понятия «налоговая система»

Автор Определение Источник
Погодина И. В. Налоговая система – это, во-первых, совокупность существующих в данный момент в данном государстве существенных условий налогообложения; во-вторых, совокупность налоговых принципов, форм и методов их уплаты, а также применяемых мер по обеспечению их уплаты. Погодина, И. В. Налоговая система: теория и тенденции развития : учеб. пособие / И. В. Погодина, А. С. Бакаева, Н. В. Аверин ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2017. ‒ 88 с.
Борисов А. Б. Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. – 860 с.
Лазурина О. М. Налоговая система представляет собой совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих общую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государства и административно-территориальных образований. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под общей редакцией к.э.н., доцента Лазуриной О. М. – Ярославль: МФЮА, 2014. – 220 с.
Черник Д. Г. Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны, а также форм и методов их построения. Черник, Д. Г. Основы налоговой системы : учебник / Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ, 2000. – 511 с.
Денисенко Л. В. Налоговая система – закрепленная в налоговом законодательстве система налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих налоговый контроль и управление налоговым процессом). Денисенко, Л. В. Налоговая система Российской Федерации : практикум / Л. В. Денисенко. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013. – 148 с.
Караваева И. В. 1. С позиции экономической теории налоговая система – это система экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства. 2. С правовой позиции налоговая система объединяет две органично связанных составляющих: систему налоговых платежей и налоговый механизм. Система налоговых платежей — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства, либо ее отдельных территориальных образований в порядке, утвержденным налоговым законодательством. Налоговый механизм – объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством. Караваева, И .В. Налоги в мировой экономике: Учебное пособие / И.В. Караваева. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 136 с.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь Налоговая система – совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов ; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 1168 с.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границуРФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ (осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики); передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации и др.);

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, 18 процентов.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения,

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

НК РФ предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщикаорганизаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с исчислением и уплатой налога (далее – освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (данная норма не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев; не распространяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подлежащих налогообложению в соответствии с НК РФ).

Читайте также:  Кто оплачивает больничный после увольнения?

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

НК РФ предусматривает льготы при уплате ЕСН (239 НК РФ), а именно освобождаются от уплаты налога:

1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо: общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.;

3) налогоплательщики (индивидуальные предприниматели, адвокаты) являющиеся инвалидами I, II или III групп, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового период.

Налоговая база по ЕСН определяется либо как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками ЕСН за налоговый период в пользу физических лиц, либо как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Два варианта определения налоговой базы обусловлены наличием двух различных категорий плательщиков ЕСН.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

ЕСН взимается по адвалорным (процентным) налоговым ставкам. Законодатель устанавливает четыре шкалы ставок ЕСН:

– для налогоплательщиков – работодателей, кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

– для индивидуальных предпринимателей;

– для адвокатов.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования рф, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ) – это прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций), относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все бюджетов РФ.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

2) внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

– от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;

– в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту;

– в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

– в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

– в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком РФ;

– в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;

– в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;

– в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

– и др.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.

Прибылью признается:

1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации»;

7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

8) в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров;

10) и др.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *