Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, представим ситуацию, что Вы едете по дороге, а вылетевший из-под колеса другой машины камень разбивает лобовое стекло или повреждает лака-красочное покрытие. Ситуация не из приятных, но вины водителя движущегося впереди автомобиля нет. Такое решение было принято Верховным судом РФ. Своим постановлением от 11.03.2016 года №39-АД16-1 он отменил решения нижестоящих судов в которых водитель, из-под колес машины которого вылетел камень и повредил лобовое стекло попутно передвигающегося транспортного средства был признан виновным в оставлении места происшествия. Участник дорожного движения по решению мирового судьи был привлечен к административной ответственности. Постановление осталось в силе после обжалования в районном и областном судах.

Является ли такой случай ДТП?

Да. Согласно Правилам дорожного движения:

ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».

Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.

Виктор усложнил себе жизнь, не вызвав на место происшествия инспекторов ГАИ, что является еще одним аргументом в пользу того, что такой случай не является страховым (п.158 Положения).

Тем не менее он может обратиться в суд, но просто подать иск – это только начало сложного пути с неочевидным финалом. Ведь все придется доказывать.

Статья 20 ГПК РБ. Выяснение судом действительных обстоятельств дела

Обязанность представить необходимые для установления истины по делу доказательства лежит на сторонах, третьих лицах и других юридически заинтересованных в исходе дела лицах. Для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд содействует указанным лицам по их ходатайству в истребовании доказательств, когда представление таких доказательств для них невозможно.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Бесконтактное ДТП. Судебная практика

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит.

Например, водитель «Волги» выезжает на встречную полосу движения, по которой во встречном направлении (то есть по своей полосе) движется автомобиль «Лада».

Водитель «Лады», не может применить маневр «торможение», поскольку скорость встречного движения обоих транспортных средств составляет, к примеру, от 120 до 160 км/ч., то есть отсутствует техническая возможность избежать столкновения.

Водитель «Лады» с целью избежать лобовое столкновение сворачивает вправо и врезается, например, в здание, строение (магазин, киоск и проч.). В результате причинен вред имуществу.

В приведенном случае ответственность (как административную, так и гражданско-правовую по возмещению ущерба, вреда здоровью) должен нести водитель «Волги», поскольку, несмотря на отсутствие физического контакта его транспортного средства с поврежденным объектом (препятствием), возникшие негативные последствия находятся в причинно-следственной связи с действиями именно водителя «Волги», выехавшего в нарушение Правил дорожного движения на встречную полосу.

Что такое ДТП без столкновения?

Дорожно-транспортные происшествия включают в себя большое количество различных видов столкновений и аварий, приводящих к серьёзным последствиям с гибелью людей, нанесением тяжёлого и лёгкого вреда здоровью, материальным ущербом. Одним из особенных видов аварии является бесконтактное ДТП, которое называется так по причине отсутствия прямого столкновения между непосредственными участниками происшествия.

Классическим примером ДТП без контакта является случай, когда один из водителей делает неожиданный манёвр, а второй, чтобы избежать столкновения, резко выворачивает руль и совершает наезд на препятствие, другой автомобиль или пешехода. В результате получают ущерб вторые или третьи лица, а виновник происшествия остаётся невредимым.

Читайте также:  Как получить техпаспорт на квартиру?

Чаще всего к таким событиям приводит агрессивный стиль вождения некоторых автолюбителей, которые любят «подрезать», совершать резкие торможения и ускорения, неожиданные повороты. К ним также относятся такие случаи, когда на дорогу падает плохо закреплённый груз с кузова или багажника впереди идущего автомобиля, на трассу неожиданно выбегает пешеход или животное и т.п.

Бесконтактное ДТП и его оформление

В связи с тем, что в настоящее время автомобилей на дорогах нашей страны становится с каждым днём всё больше и больше, и практически каждый гражданин в состоянии позволить себе его купить, соответственно и ДТП становится прямо пропорционально больше и список их разновидностей постоянно увеличивается.

В данной статье мы рассмотрим ситуацию с бесконтактным ДТП. Чтобы нам было намного проще понимать, о чём же собственного говоря пойдёт речь, необходимо понять, что же такое это бесконтактное ДТП.

Бесконтактное дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, произошедшее в связи с нарушением правил ПДД одним участником дорожного движения, из-за нарушения которого другой участник причиняет вред третьему лицу, но физического контакта между участниками не было.

Звучит довольно сложновато, поэтому для разъяснения прибегнем к помощи наглядного примера бесконтактного ДТП в форме школьной задачки.

Итак, условия задачи:

Дано:

  • Водитель № 1;
  • Водитель № 2;
  • Постороннее, ни в чем неповинное лицо.

ВС запретил наказывать водителей за вылетевшие из-под колес камни

Верховный суд России вернул права водителю, которого наказали за камни, вылетевшие из-под колес его автомобиля. Камни повредили лобовое стекло машины, следовавшей позади. По мнению сотрудников ГАИ, подобное происшествие обязывало водителя остановиться и оформить аварию. Он же уехал. Поэтому ему вменили оставление места дорожно-транспортного происшествия.

Инцидент случился 29 июня прошлого года в деревне Духовец Курской области. Как сказано в материалах дела, камнем был поврежден автомобиль, следовавший в попутном направлении — имеется трещина лобового стекла. Нижестоящие суды согласились считать это дорожно-транспортным происшествием со всеми вытекающими правовыми последствиями: раз человек покинул место ДТП, его на год лишили водительских прав. Однако в Верховном суде России посмотрели на дело иначе.

«Это событие произошло по обстоятельствам, независящим от водителя автомобиля, без совершения каких-либо действий с его стороны, предвидеть данное событие, а также наступление последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он возможности не имел, — говорится в постановлении Верховного суда России. — Произошедшее событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия в смысле, придаваемом этому понятию в статье 2 Закона о безопасности дорожного движения и в пункте 1.2 Правил дорожного движения, и таковым не является».

Иными словами, нельзя винить человека в неудачном стечении обстоятельств. Невезение не наказуемо. Напомним, что, согласно правилам, дорожно-транспортное происшествие — это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Получается, что влетевший в лобовое стекло машины камень, это авария лишь для одного: того, в кого попали. Другой водитель, получается, лишь орудие слепой судьбы, бросившей камень под колеса именно его автомобиля. Поэтому Верховный суд не счел второго участником ДТП.

Эта правовая позиция важна, чтобы отличать ситуации, когда водитель обязан или не обязан остановиться. Ведь авария это не всегда столкновение автомобилей. На дороге возникают самые разные ситуации. Иногда виновен тот, кто просто пролетел мимо на высокой скорости. Например, недавно Верховный суд России лишил прав лихача, из-за опасного маневра которого другая машина выехала на тротуар и врезалась в дерево.

При таких обстоятельствах, как посчитал Верховный суд, авария находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя. Здесь нельзя говорить о каком-то неудачном стечении обстоятельств: будь лихач осторожней, ничего бы не случилось. Факт отсутствия повреждений на его автомобиле на квалификацию его нарушения не влияет, поэтому лихача лишили прав за оставление места происшествия.

Зато в нынешнем деле никакой вины конкретного водителя нет. Злополучный камень мог попасть под колеса любого автомобиля. Когда человек за рулем ни при чем, то наказывать его не за что.

Приложение

Постановление

Верховный суд не стал относить повреждения от камней из-под колес к ДТП — Российская газета

Водителя лишили прав за то, что он скрылся с места аварии, которой не было. Впрочем, Верховный суд восстановил справедливость.

Казалось бы, банальная ситуация: из-под колеса автомобиля вылетел камень и попал в лобовое стекло машины, двигавшейся следом. Стекло треснуло. Такое случается на дорогах сплошь и рядом. И обычно обходится без последствий для водителя того автомобиля, из-под колеса которого этот камень выскочил. Даже если стекло разбито вдребезги. Но не в этот раз.

Итак, некто Савчук ехал по трассе Москва — Белгород. В деревне Духовец Курской области он заметил, что двигавшийся следом автомобиль начал ему сигналить фарами и клаксоном. Он остановился. Водитель, который ему сигналил — некто Шинаков — заявил, что из-под колеса машины Савчука вылетел камень и разбил ему лобовое стекло. Шинаков потребовал либо рассчитаться на месте, либо вызвать ГИБДД. Савчук же заверил своего визави, что правил не нарушал, а если из-под колеса вылетел камень, то это случайность и аварией не считается. И уехал.

Читайте также:  В Госдуму внесен законопроект о запрете продажи энергетиков несовершеннолетним

Однако не уехал Шинаков. Он вызвал на место происшествия сотрудников ГИБДД. Инспекторы посчитали же, что авария имела место, а Савчук скрылся с места происшествия. Оформили дело, подали в суд, и мировой судья признал Савчука виновным и лишил его прав на год.

Савчук обжаловал это решение в районном суде, но — безрезультатно. Областной суд также оставил решение в силе. Причем интересна позиция районного судьи. Он утверждал, что Савчук знал о ДТП и умышленно нарушил правила, скрывшись с места происшествия. А было ли ДТП, суд по непонятным причинам устанавливать не стал. Такая позиция открывает широкую дорогу для разного рода подставщиков. Есть у вас трещина на лобовом стекле? Догоняйте любую машину и заявляйте ее водителю, что это из-под его колеса камень вылетел. А затем требуйте с него денег или угрожайте заявить в ГИБДД. Отличный способ. Даже столкновения имитировать не надо. Некоторые инспекторы ГИБДД и судьи будут на вашей стороне. Если бы не одно, но очень существенное «но».

Верховный суд занял противоположную позицию. В своем решении он указал, что по делу об оставлении места аварии необходимо доказать сам факт аварии.

Согласно справке о ДТП, машина Шинакова была повреждена — на лобовом стекле появилась трещина. Это повреждение образовалось от удара камнем, который вылетел из-под колес движущегося в попутном направлении автомобиля Савчука. Что подтверждается письменными объяснениями обоих водителей, а также их объяснениями, данными в ходе судебного разбирательства.

Однако, отметил Верховный суд, это событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от Савчука, без совершения каких-либо действий с его стороны. Предвидеть как само событие, так и наступление связанных с ним последствий в виде повреждения лобового стекла следующего в попутном направлении автомобиля он не мог.

Следовательно, делает вывод Верховный суд, повреждение автомобиля из-за вылетевшего из-под колеса камня — это не ДТП. А раз ДТП не было, то нельзя и покинуть место его совершения.

По этой причине Верховный суд постановил все постановления судов низших инстанций отменить, а административное дело в отношении Савчука прекратить.


При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.

Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.

Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений – ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.

В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.

Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.

Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.

Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.

Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей». По пояснениям Верховного Суда, в силу статьи 12 закона об ОСАГО за получением выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП.

Правила после ремонта

После ремонта лобового стекла, чтобы не ухудшить его состояние, необходимо выполнять следующее:

  • Не включайте подогрев или обдув стекла в зимнее время. Большая разница температур снаружи и внутри негативно сказывается на состоянии отремонтированной поверхности.
  • Не посещайте мойки, где используется оборудование высокого давления. Вытирать поверхность ветрового стекла специалисты советуют вручную, без сильного нажатия на него.
  • В холодное время года прогретый автомобиль сразу оставлять на холоде не рекомендуется. Его следует охладить постепенно, к примеру, открыв окна на 1-2 минуты, чтобы разница температур в салоне и на улице стала примерно одинаковой.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Что грозит, если скрылся пешеход, велосипедист или самокатчик?

Ошибочно думать, что за оставление ДТП привлекают только водителей. Наказания ждут и пешеходов, если по их вине произошла авария, но они слиняли с места происшествия.

Ни пешехода, ни самокатчика, ни велосипедиста не могут лишить прав за покидание места ДТП – для них предусмотрены иные меры ответственности.

О последствиях можно узнать из абзаца 3 п. 20 ППВС № 20:

В случае, когда участниками дорожно-транспортного происшествия являются лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (например, пешеход, пассажир транспортного средства) и нарушившие ПДД РФ, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части статей 12.29, 12.30 КоАП РФ.

В каких случаях можно не заметить повреждений и уехать

Если рассматривать случаи, когда автовладелец сознательно скрывается с места ДТП, доказать невиновность и избежать лишения прав сложно. Единственным реальным способом защиты может быть истечение сроков давности для привлечения к ответственности. Однако специалисты ГИБДД давно перестали допускать элементарные процессуальные ошибки, передают административный материал в суд сразу после установления личности нарушителя.

Будем разбираться, каким образом можно доказать, что вы уехали с места ДТП, не заметив факта столкновения и повреждений. На практике, такие случаи могут возникать:

  • ввиду незначительности контакта двух транспортных средств – например, секундное трение машин, касание бампером или иной частью авто;
  • ввиду шума от дорожного движения, когда характерные звуки треска, звона, скрежета объективно невозможно услышать;
  • ввиду специфических габаритов вашего автотранспорта (например, по делу № 38-АД16-5 речь шла о троллейбусе, чьи габариты и конструкция создают множество слепых зон);
  • при бесконтактном ДТП, когда повреждения причиняются только одному автомобилю – например, если слетевший с вашей машины груз повредил другое авто.

Не заметив внешних проявлений от контакта и наступивших повреждений, вы можете не обратить внимание на сигналы потерпевшего, других участников движения. Еще сложнее будет ситуация, когда и в пострадавшей машине не было водителя (например, если она была припаркована на дороге или в другом месте).

Совет юриста. Неумышленно покинув место аварии, вы не можете сразу указать на отсутствие вины в протоколе и извещении. Поэтому важно своевременно получать судебные повестки, уведомления из ГИБДД или от страховщика. Зная дату заседания, можно подготовить доказательства, найти опытного юриста. Проигнорировав участие в суде первой инстанции, добиться успеха при обжаловании намного сложнее.

Если вы обнаружили повреждения на авто уже в гараже или после остановки, изучите запись на видеорегистраторе (при его наличии). Постарайтесь вспомнить весь путь движения, возможное место столкновения. Разумно будет вернуться по маршруту. Если ДТП случилось в ближайшие несколько минут или часов, есть вариант, что ваше отсутствие еще не успели заметить. В этом случае сами вызывайте инспектора ГИБДД, участвуйте в составлении протокола. Проще заплатить штраф за нарушение ПДД, чем доказывать невиновность при лишении прав по ст. 12.27 КоАП РФ.

Что такое бесконтактное ДТП

Отличие ДТП без контакта от обычных в том, что не происходит непосредственного столкновения между автомобилями. Но из-за помехи, созданной одной стороной, машина второй получает повреждения. Например, вам на дороге подрезали, и вы, чтобы избежать столкновения, уворачиваетесь и врезаетесь в дерево. Аналогичная ситуация может возникнуть и из-за резко выскочившего на дорогу пешехода.

Подобные аварии неприятны тем, что:

• Виновные лица частенько скрываются с места ДТП, и тяжело доказать, что они вообще существовали;
• ГИБДД при разборе аварии могут обвинить потерпевшего по пункту 10.1 Правил, предписывающему тормозить до полной остановки, а не объезжать препятствие, сослаться на превышенную скорость водителя, а также на нарушение дистанции.

Но если есть видео, доказывающие вашу правоту, либо же виновный в ДТП водитель не скрылся с места, у вас есть все шансы получить страховое возмещение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *