Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.
Дело в том, что, согласно другой статье КоАП – 4.8 (“Исчисление сроков”) – течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков. Принципиально это не вступает в противоречие с положением ст. 4.5 (поскольку “иной порядок” ей и установлен), однако пленум Верховного суда в 2005 году установил, что срок давности должен исчисляться по общим правилам со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом, в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), допускалась возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения. В сам же КоАП нормативных оснований для такой дифференциации внесено не было. Это, по мнению КС, привело к тому, что судебная практика в данном вопросе не отличается единообразием, несмотря на “генеральную линию” пленума ВС.
Исходя из этого Конституционный суд обязал законодателя незамедлительно принять меры по устранению указанной неопределенности.
Впредь до этого КС постановил исчислять срок давности начиная со дня совершения административного правонарушения, то есть согласно ст. 4.5 КоАП РФ.
Дело заявительницы подлежит, таким образом, пересмотру.
Комментарий к ст. 31.9 КоАП
1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.
С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.
Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.
Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.
При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.
Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.
В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП РФ).
Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.
Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ (см. комментарий).
2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП РФ:
— в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
— в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП РФ, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).
Некоторые вопросы применения сроков давности по административным делам освещает Постановление Пленума ВС №5. В частности, дается правовая оценка правонарушению в форме бездействия.
Срок привлечения к ответственности в таких случаях должен начинаться с даты, следующей за последним днем, в течении которого обязанность лица по совершению определенных действий должна была осуществится.
Отдельные административные нормы тесно переплетаются с другими отраслями права. Так, оскорбление (ст.5.61 КоАП) имеет давностный срок привлечения к ответственности 1 год. Но право на взыскание морального вреда в гражданском судопроизводстве сохраняется в течение 3х лет.
Такая же ситуация происходит при привлечении к административной ответственности виновника ДТП. Пропуск для наложения административного взыскания не аннулирует возможности истребовать материальную компенсацию по нормам ГК.
Следует помнить, что сроки исковой давности в административном праве применяются судами только в случае ходатайства одной из сторон (истец или ответчик). Третьи лица не вправе подавать подобные прошения.
Наличие нескольких административных правонарушений в одном исковом споре предусматривает течение срока давности для каждого противоправного действия в отдельности, начиная с даты их выявления.
Что должен знать гражданин про административные правонарушения
Самой распространённой сферой административного нарушения является Правила дорожного движения (ПДД), срок исковой давности в этой сфере составляет 12 месяцев с момента установления факта нарушения. Выписанное постановления о штрафе инспектором ГИБДД, автовладелец вправе обжаловать в течении 10 дней, иначе штраф подлежит обязательной уплате с уведомлением в виде копии квитанции в органы которые указаны в постановлении.
Отказ от исполнения этого законного требования, сулит передачу этого дела в суд либо судебным приставам, что в дальнейшем грозит увеличением суммы штрафа, либо наказания в виде обязательных работ до 50 часов, и в худшем варианте это административный арест сроком до 15 суток.
Поделитесь в комментариях вашим опытом о привлечении к административной ответственности или ухода от неё!
Что такое административное правонарушение?
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.
Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.
Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.
Что такое административное правонарушение?
Глава 2 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Закон об административных правонарушениях) определяет нарушение как действие или отсутствие действия, совершённое физическим или юридическим лицами, которое противоречит закону. Таким образом, правонарушение — это не только совершённое действие, но и бездействие, являющееся опасным для общества. Административные правонарушения характеризуют следующие признаки: виновность, противоправность и наказуемость.
Административное нарушение отличается от преступления тем, что его совершение не наносит обществу большого вреда и не является общественно опасным в сравнении с понятием в смысле уголовного права. И всё же, некоторые действия могут быть признаны как нарушением, так и преступлением. Это будет зависеть от степени тяжести причинённого вреда.
Именно степенью опасности для общества отличается нарушение от преступления. Поэтому оно является наказуемым.
Если будет установлено, что подозреваемому можно было избежать нарушения и поступить в соответствии с законом, но он не сделал этого или сделал не полностью, то будет доказан факт правонарушения.
Комментарии к статье 4.5 КоАП РФ, судебная практика применения
Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.
Как регламентируются сроки давности по КоАП РФ?
В статье 4.5 КоАП РФ установлена четкая зависимость сроков давности от вида нарушений. Если речь идет о правилах дорожного движения – период прекращения административного преследования составляет от 2 до 12 месяцев.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ регламентируются следующие сроки давности для административных правонарушений:
- 2 месяца. Нарушения, которые выносятся на рассмотрения должностными лицами (сотрудники ГИБДД или ДПС). К ним относятся штрафы за превышения установленного скоростного режима, игнорирование знаков дорожного движения или нечитаемый регистрационный номер ТС.
- 3 месяца. Нарушения, которые подлежат рассмотрению через судебные инстанции. В большинстве случаев к ним относятся правонарушения, которые влекут за собой штраф в крупном размере или лишение водительского удостоверения (вождение в состоянии алкогольного опьянения, езда в противоположном направлении по дороге с односторонним движением или скрытие с места ДТП).
По отдельным пунктам КоАП для нескольких нарушений предусмотрен срок давности привлечения к административной ответственности в течение 12 месяцев. Сюда относятся:
- ст. 12.8 – передача управления транспортным средством третьим лицам в состоянии алкогольного опьянения;
- ст. 12.24 – нарушения правил движения, которые повлекли за собой причинения вреда здоровью легкой или средней тяжести;
- ст. 12.26 – отказ от прохождения обязательного медицинского освидетельствования;
- ч. 3 ст. 12.27 – употребление спиртного или наркотических веществ после совершения ДТП;
- ч. 2 ст. 12.30 – нарушения ПДД в состоянии алкогольного опьянения пассажиром, пешеходом или велосипедистом.
Правила определения сроков давности
Существует специальный порядок определения сроков давности по административному правонарушению. Таким образом,
- течение срока установленного периода начинается на следующий календарный день со дня наступления события;
- сроки, которые исчисляются сутками, заканчиваются в 24 часа;
- сроки, которые исчисляются месяцами, заканчиваются в последние календарные сутки месяца;
- если конец срока попадает на нерабочий день, то он переноситься на первый ближайший рабочий день;
- срок не считается пропущенным, если документы поданы в органы или переданы уполномоченным лицам до 24 часов последнего установленного дня.
Сроки давности по распространенным нарушениям со стороны юрлиц
Чем больше времени требуется на изучение правонарушения, тем больше срок давности:
- 2 месяца – за правонарушения, ответственность за которые устанавливают государственные органы (несоблюдение правил перевозок, установка автоматов для азартных игр);
- 3 месяца – за незарегистрированное предпринимательство, ведение деятельности без лицензии, обработка личных данных без разрешения клиентов и за другие нарушения, если ответственность устанавливается в судебном порядке;
- 1 год – за несоблюдение положений закона о рекламе, за нарушение авторских прав, прав на товарные знаки, санитарных правил, прав подчиненных и потребителей, правил пожарной безопасности;
- 1 год – за нарушения, когда директор рискует столкнуться с дисквалификацией;
- 2 года – за несоблюдение валютного, таможенного закона, за нарушение правил о бухучете;
- 3 года – за несоблюдение процедуры банкротства;
6 лет – за несоблюдение закона о противодействии террористической, коррупционной деятельности.
Если Правонарушение относится к длящимся (например, работодатель платил подчиненным зарплату ниже прожиточного минимума), то срок давности по нему рассчитываются с момента выявления нарушения закона.
Если уполномоченные лица слишком долго проверяли предпринимательскую деятельность, оформляли протокол, проводили экспертизу и ожидали судебного заседания, в результате чего срок давности закончился, то дело будет закрыто.
Более подробно об ответственности административного характера
Административным наказанием считают любое умышленное или неосторожное действие, если оно причинило вред в одном из следующих направлений:
- Гражданские права.
- Нравственность.
- Установленный общественный порядок.
- Здоровье.
- Экологию.
- Отношения внутри социума, любой разновидности.
Наступление ответственности связано с обнаружением факта нарушения, когда он известен. Из-за этого возникают ограничения в пользовании определёнными благами:
- Рабочие ограничения, ухудшения по репутации.
- Принижение достоинства.
- Материальные, имущественные издержки.
- Рамки по правовой, личной свободе сужают.
Порицание часто становится реакцией властей на такие нарушения. Ответственность применяют для всех, кто достиг 16-летнего возраста.
Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск
ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обратилось в суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ[1].
Обществу вменены нарушения в виде искажения информации в декларации о плате за НВОС[2] за 2017 год, и информации, содержащейся в сведениях об объекте НВОС при постановке на государственный учет.
Суды требования Общества удовлетворили, указав, что уполномоченным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы о том, что Общество привлечено к ответственности за длящееся правонарушение, выразившееся в неосуществлении платы за НВОС и не проведении актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия, отклонены судами со ссылкой на разъяснения Верховного Суда РФ[3].
Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2021 № 308-ЭС20-23923 по делу № А32-53339/2019.
1. Дела о правонарушениях, предусмотренных главой 8 КоАП РФ подсудны СОЮ[4], поскольку нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды не связано с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Дом-Сервис» обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ[5].
Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями вышестоящих судов, заявление Общества возвращено.
Возражая против рассмотрения дела судом общей юрисдикции, Общество заявило, что привлечение к административной ответственности связано с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ[6], исходя из того, что родовым объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, суды указали, спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы.
Суды также указали, что отнесение спора к компетенции арбитражного суда определяется не только статусом юридического лица, но и наличием непосредственной связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.
Постановление АС СЗО от 09.06.2020 по делу N А21-4/2020.
2. Если дело рассмотрено арбитражным судом, доводы о нарушении подсудности не могут служить основанием для отмены судебных актов
ТСЖ «Сибиряк» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Заявление товарищества удовлетворено. Доводы Управления о подведомственности спора СОЮ суды отклонили, указав, что отмена высшей судебной инстанцией законного и обоснованного по сути судебного решения и прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду по формальным основаниям, а не с целью исправить ошибку, имеющую существенное значение, не отвечает принципу правовой определенности[7].
Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 302-ЭС19-10678 по делу N А19-20582/2018.
Сроки по административному делу
В данной статье содержится информация обо всех сроках, которые регламентированы КоАП РФ по административным делам, в том числе административный срок давности привлечения к ответственности.
Для начала изложим основы, которые нужно знать, для дальнейшего прочтения, чтобы в голове не было «каши». Прошу не путать протокол и постановление.
Протокол – документ, который призван зафиксировать обстоятельства совершенного административного правонарушения. Составляется должностным лицом: например участковым при побоях по ст.6.1.1. КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении – документ, которым непосредственно устанавливается вина и назначается наказание. В зависимости от возможного наказания, постановление может выноситься:
- либо тем же лицом, что составляло протокол (когда дело касается незначительных штрафов);
- либо руководителем органа, составившего протокол;
- либо судом — когда наказание может быть в виде запрета деятельности или ареста
Рассмотрение дела – стадия, которая начинается когда протокол уже составлен и чтобы вынести постановление нужно рассмотреть дело, в том числе исследовать сам протокол) и иные доказательства.
Теперь о сроках
1. Срок составления административного протокола.
Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения – яркий пример протокол составляемый ГИБДД на дороге.
Когда составление протокола на месте невозможно, например нужно установить личность совершившего административное правонарушение, протокол должен быть составлен не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения. С разрешения
В случае когда по делу проводится административное расследование, протокол об административном правонарушении должен быть составлен не позднее 1 месяца. С разрешения руководителя органа (например начальника ГИБДД если это протокол связанный с нарушением ПДД) этот срок может быть продлен на 1 месяц.
Что такое административное расследование.
Административное расследование проводится только по тем делам, по которым требуются значительные временные затраты: например для проведения экспертиз, розыска лиц или истребования доказательств или производства иных процессуальных действий.
В материалах административного дела проведение административного расследования будет отражено в форме постановления «о возбуждении административного дела и проведении административного расследования».
По делам без административного расследования такой документ не составляется, вместо этого лицо уполномоченное составлять документы, сразу составляет протокол.
2. Срок направления дела в суд или орган для рассмотрения.
После составления протокола об административном правонарушении дело должно быть направлено в суд или орган рассматривающий дело, в течение 3 дней.
3. Срок вынесения постановления.
Должностным лицом дело должно быть рассмотрено (т.е. вынесено постановление) не позднее 15 суток с момента поступления ему протокола. Например, сотрудник ГИБДД в течение 2-х суток составил протокол и передал его начальнику ГАИ. Последний, в свою очередь, должен в течение 15 дней вынести постановление.
Когда дело рассматривается судом, постановление должно быть вынесено не позднее 2 месяцев. При этом при возникновении необходимости суд своим определением может продлить этот срок еще на 1 месяц.
Если суд не рассмотрел в дело и в этот срок, на лице привлекаемом к ответственности это никак не скажется. Нарушение сроков негативно скажется только на карьере судьи с точки зрения ее возможного порицания со стороны ее руководства.
Однако, само административное дело в связи с этим не прекращается, а рассматривается независимо от затягивания сроков.
4. Срок обжалования постановления (подачи жалобы на постановление) по делу об административном правонарушении.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней с момента его получения.
Моментом подачи считается дата сдачи в канцелярию, а когда жалоба сдается почтой – дата указанная на почтовой квитанции (независимо от сроков поступления конверта с жалобой адресату).
Кстати жалоба на постановление, если она касается приостановления деятельности, направляется судом в вышестоящий в день ее подачи.
5. Срок рассмотрения жалобы на постановление по административному делу.
- Если жалобу рассматривает должностой лицо, то она должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее постпуления лицу, которое его рассматривает.
- Если жалоба падана в суд, то срок рассмотрения такой жалобы составляет 2 месяца.
- Исключения составляют отдельные категории дел, например:
- Жалоба на постанволение об административном аресте подлежит рассмотрению в течении 1 суток.
- Срок рассмотрения жалобы по делам о приостановлении деятельности составляет 5 суток.
- Есть и другие исключения
6. Срок привлечения к административной ответственности.
Данный срок очень важен для привлекаемого лица, поскольку является пресекательным. Это значит, что после его истечения лицо не может быть привлечено к ответственности, а дело должно быть прекращено.
Сроки по разным категориям дел разные от 2 месяцев до 6 лет.
По самым незначительным правонарушениям срок составляет:
- При рассмотрении дела органом или должностным лицом — 2 месяца
- При рассмотрении судом – 3 месяца.
По таким распространенным делам как по ст.12.8, 12.26 КоАП РФ или 6.1.1. КоАП РФ срок привлечения составляет 1 год.
Это значит если суд не вынес постановление за 1 год со дня совершения правонарушения, то дело просто прекращается независимо не от чего. И тут не может быть никаких «НО».
По делам например о банкротстве срок давности привлечения к ответственности составляет 3 года, а по терроризму – 6 лет.
Для каждого вида нарушения установлен свой срок давности, который регламентируется соответствующей статьёй. Он зависит от нюансов происшествия, размера нанесённого ущерба.
Статьи 4.5, 4.6 КоАП РФ регламентируют данные сроки:
- 2 месяца, если привлекается к ответственности должностное лицо (сотрудник полиции или ГИБДД).
- 3 месяца, если дело будет рассмотрено в суде. В эту категорию относятся люди, которые виновны в ДТП и скрылись с места аварии, штрафуются за нарушение ПДД и другое.
- 1 год, если был зафиксирован факт причинения вреда жизни и здоровью человека, авторским правам, нарушены правила экспорта.
- 1 год, если причинён существенный урон окружающей среде и природе, нарушены права предпринимательской деятельности, в сфере налогообложения, азартные игры в несанкционированном казино или розыгрыши.
- 2 года, если был нарушен таможенный кодекс, не соблюдены правила проведения операций с валютой, найдены ошибки в обязательной отчётности в бухгалтерии, систематическое уклонение от алиментов, домашнее насилия и другое.
- 3 года, если не соблюдаются законы политики (лицо уклоняется в предоставлении отчётности по имуществу), использование служебного положения в ситуации с распределением бюджетных средств. Открытие делопроизводства по решению вопросов банкротства фирм и предприятий, а так же частных лиц.
- 6 лет – максимально возможный период давности. Сюда включаются все дела по коррупции на территории России и незаконная террористическая деятельность, содействие ей.