Коротко об основах бюджетного учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коротко об основах бюджетного учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Плановые назначения по доходам, отраженным в ПФХД

Бюджетные и автономные учреждения ежегодно составляют план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), который утверждается:

  • на текущий финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете принимается на один финансовый год;

  • на текущий финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете принимается на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока этого закона (решения).

В плане приводятся показатели по ожидаемым поступлениям и выплатам (см. п. 8 Требований № 81н, п. 9 Требований № 186н).

Обратите внимание! Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н, утрачивают силу с 1 января 2020 года).

Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, применяются при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).

Для отражения показателей по планируемым поступлениям применяется счет 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 197 Инструкции № 183н, п. 168 Инструкции № 174н). Учреждение ведет аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 в карточке учета сметных (плановых) назначений (п. 170 Инструкции № 174н, п. 199 Инструкции № 183н). В настоящее время унифицированная форма данной карточки не утверждена, поэтому учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить ее в своей учетной политике.

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной ПФХД на соответствующий финансовый год (п. 325 Инструкции № 157н).

Среди основных видов поступлений можно назвать:

а) субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

б) субсидии на иные цели;

в) субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;

г) гранты, в том числе в форме субсидии, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы РФ;

д) иные доходы, которые учреждение планирует получить при оказании услуг, выполнении работ за плату сверх установленного государственного (муниципального) задания, а в случаях, определенных федеральным законом, – в рамках государственного (муниципального) задания;

е) доходы от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Поступления в разрезе каждого названного вида дохода отражаются в ПФХД и, соответственно, на счетах санкционирования расходов.

При указании в ПФХД планируемых сумм доходов предполагается, что на эту сумму в учреждение поступят денежные средства – финансовое обеспечение.

Информация о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных ПФХД, к поступлению в соответствующем финансовом году (доходов, привлечений) отражается с применением счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 204 Инструкции № 183н, п. 175 Инструкции № 174н).

Суммы доходов (поступлений) автономного и бюджетного учреждения, утвержденные ПФХД на соответствующий финансовый год, отражаются по дебету счета 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» и кредиту счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения».

Пример 1.

В ПФХД бюджетного учреждения здравоохранения указаны следующие сведения (цифры условные).

Показатели по поступлениям учреждения на 2019 год

Наименование показателя

Всего, руб.

Объем финансового обеспечения, руб.

средства обязательного медицинского страхования

поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности

Поступления от доходов, всего

49 000 000

в том числе:

доходы от оказания услуг (выполнения работ)

49 000 000

доходы от оказания платных услуг (выполнения работ)

5 000 000

5 000 000

доходы от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования

44 000 000

44 000 000

Отражение расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» появились новые счета, теперь меняем в документе «Отражение зарплаты в бухучете» в операциях по больничным за первые 3 дня КОСГУ 211 на код 266. Документ отражается корректно. Как внести изменения в документ «Заявка на кассовый расход» по перечислению зарплаты с больничных, т.к. в документе ранее была отражена общая сумма по КОСГУ 211, и в СУФД было выгружено также одной суммой?

В соответствии со статьей 18 БК РФ классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется с 2016 г. только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется, а группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов осуществляется путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

Соответственно с 2016 года в СУФД данные Заявок на кассовый расход и других расчетно-платежных документов в разрезе КОСГУ не выгружаются.

Однако бухгалтерские записи, отражающие движение денежных средств, в соответствии с пунктом 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, формируются по 26-разрядным номерам счетов, включающим коды КОСГУ. Поэтому в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» расчетно-платежные документы на основании выписки банка формируют бухгалтерские записи по номерам счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, которые включают коды КОСГУ.

Согласно пункту 10.6.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н, расходы по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

Эта норма применяется с 1января 2019 года.

Пунктом 2 Порядка № 209н установлено, что он определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ), используемых для ведения органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе находящимися за пределами Российской Федерации, иными юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее — сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, с 1 января 2109 года для отражения расходов по выплате пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя следовало применять подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме».

В Методических рекомендациях по применению КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, говорится, что в соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата не включает социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в том числе пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или получения травмы.

Поэтому счет 302 11 более не применяется для отражения таких выплат.

Начисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя с 2019 года отражается в корреспонденции со счетом 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» следующей записью:

Д-т КВР 0 109 ХХ 266, К-т КВР 0 302 66 737

Д-т КВР 0 401 20 266, К-т КВР 0 302 66 737

КВР — 111, 121, 141.

Соответственно перечисление пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя отражается:

Д-т КВР 1 302 66 837, К-т КВР 1 304 05 266 — для казенных учреждений

Д-т КВР 0 302 66 837, К-т КВР 0 201 11 610;

Уменьшение счета 18 (КОСГУ 266) – для бюджетных и автономных учреждений.

Несмотря на то, что в казначействе оплата прошла одной суммой, в учете нужно сформировать 2 проводки с одним КВР 121 (111, 141) и с разными подстатьями КОСГУ 211 и 266.

Счет 302 66 «Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме» введен в Единый план счетов бухгалтерского учета приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н, далее – Приказ № 298н, который зарегистрирован в Минюсте России 29.01.2019 № 53597 и, по общему правилу, вступил в действие с 10.02.2019, при этом применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года (п. 2 Приказа № 298н).

Отражение в учете с начала 2019 года пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя по старым правилам, в данном случае, — это не ошибка, а процедура перехода на измененный план счетов. Дата перехода на Приказ № 298н должна быть зафиксирована в локальном акте учреждения.

Читайте также:  Как в 2023 году вырастут минимальные больничные и детские пособия

Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н учреждение установило 1 января 2019 года, следует внести изменения в исходных документах Заявка на кассовый расход и соответственно в документах по начислению заработной платы.

Если в качестве даты перехода на Приказ № 298н установлена более поздняя дата, исправления отражаются аналогично записям по исправлению ошибок текущего года.

Согласно пункту 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в соответствии со Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

В соответствии с пунктом 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:

«Исправление выявленной ошибки производится в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.»

В таком порядке осуществлялся переход в 2018 году на план счетов, измененный Приказом Минфина России от 31.03.2018 № 64н, далее – Приказ № 64н. Порядок перехода на Приказ №64н был доведен письмом Минфина России от 13.07.2018 № 02-06-07/49174:

«Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций по соответствующим счетам актуализированного Рабочего плана счетов. При этом обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом «Красное сторно»».

Таким образом, следует сторнировать соответствующие документы датой перехода на Приказ № 298н и ввести новые с правильными проводками.

Плановые назначения по расходам, отраженным в ПФХД

Как мы уже говорили, план составляется в соответствии с обоснованиями (расчетами) плановых показателей поступлений и выплат.

Суммы расходов (выплат) учреждения, утвержденных ПФХД на соответствующий финансовый год, отражаются согласно п. 171 Инструкции № 174н, п. 200 Инструкции № 183н по дебету счета 0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» и кредиту счета 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств».

Изменение показателей сметных назначений по расходам (выплатам) учреждения, утвержденных в текущем финансовом году, оформляется аналогичной записью. При этом сумма уменьшений сметных назначений отражается обратной корреспонденцией счетов.

Пример 4.

ПФХД учреждения на 2019 год в рамках приносящей доход деятельности были утверждены следующие выплаты (цифры условные).

Показатели по выплатам учреждения на 2019 год

Наименование показателя

Код строки

Код по бюджетной классификации

Объем финансового обеспечения, руб.

Принцип работы с регистром

Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.

Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.

Все счета классифицируются на:

  1. Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
  2. Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
  3. Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.

УИН в платёжном поручении

Идентификатор используется в платежных документах при переводе денег на оплату пени, штрафов или налогов. В поручении номер указывают в поле двадцать два, которое носит название «Код».

Сначала организация или предприниматель получают уведомление из Пенсионного Фонда, Налоговой службы или Фонда Социального страхования РФ. В официальном уведомлении от государственного органа будет вписан код УИН. Именно его записывают в графу 22 при заполнении платежного поручения. Это поле находится в нижней части документа.

Бланк платежного поручения

Если в официальном уведомлении кода УИН нет, в поле 22 нужно проставить ноль «0». Пустым его оставлять нельзя.

С помощью УИН происходит автоматическое зачисление средств на счет получателя. Поэтому невнимательность при заполнении номера идентификатора приведет к следующим последствиям:

  1. Образуется задолженность перед государственным или муниципальным органом, так как деньги «зависнут» неизвестно где.
  2. Начисляется пеня.
  3. Потребуется искать, где потерялись деньги и перенаправлять их получателю.
  4. Отправленные средства поступят на счет фонда или налоговой службы с опозданием.

При заполнении квитанции у плательщиков часто возникает вопрос где брать код УИН. Осложняет ситуацию то, что государством не предусмотрено никакой классификации идентификаторов или специального перечня кодов для каждой организации.

На заметку! Если вы получили письмо с требованием оплатить налог, штраф или госпошлину, идентификатор указывать нужно. Если письма не было и платеж вы осуществляете по своей инициативе, УИН не нужен.

Первым делом нужно выяснить есть ли в уведомлении из государственного или муниципального органа номер УИН. И, если он есть, указать его в квитанции на уплату госпошлины, налога и др. Если УИН не указано, проверьте присутствует ли в верхней части уведомления реквизит «Индекс документа». Если есть, именно его следует указать в платежном документе в качестве кода. Номер индекса формируется по таким же принципам, что и УИН.

Если номер УИН указать все же нужно, но у вас его нет, лучше всего узнать нужный код у администратора, которому предназначается платеж. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Посетить организацию (лично или сайт), которая руководит поступлениями денежных взносов либо получателю платежа.
  2. Воспользоваться сайтом Федеральной налоговой службы.
  3. В банке, который проводит платежи в бюджетные организации.

Начисления на выплаты по оплате труда

На данном счете автономным учреждением учитываются расходы на выплату работникам заработной платы, в том числе (п. 131 Инструкции N 183н, Указания N 65н):

— выплаты (по должностным окладам, ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни; за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда; за сверхурочную работу и др.);

— надбавки (за выслугу лет; за особые условия работы (службы); за работу со сведениями, имеющими степень секретности и допуск к государственной тайне; за квалификационный разряд за классность по специальности; за работу и стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в ночное время, за сложность, напряженность, специальный режим работы; за знание иностранного языка, ученую степень);

— выплата пособий и компенсаций (за дни временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний));

— дополнительная компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, предусмотренная ч. 3 ст. 180 ТК РФ (в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации);

— другие расходы по заработной плате (выплаты поощрительного, стимулирующего характера: вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальной помощи; оплата за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам — донорам крови; оплата за дни участия в выполнении государственных или общественных обязанностей).

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов по заработной плате

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения выплату работнику, уволенному в связи с сокращением штата, выходного пособия в размере среднего месячного заработка?

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного медицинского учреждения начисление и выплату сотруднику надбавки к заработной плате за участие в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан?

На данном счете автономным учреждением учитываются расходы по оплате работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат, пособий и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ, в том числе (п. 132 Инструкции N 183н, Указания N 65н):

1) подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы);

2) оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством РФ;

3) выплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта), в отпуск по болезни;

4) единовременное пособие при перезаключении трудового договора;

5) возмещение работникам следующих затрат, связанных со служебными командировками:

— расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;

— расходов по найму жилых помещений;

— дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания флота);

— расходов за пользование на транспорте постельными принадлежностями, разного рода сборов при оформлении проездных документов (комиссионные сборы, в том числе сборы, взимаемые при возврате неиспользованных проездных документов, уплата страховых премий по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и т.д.);

— иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя;

6) компенсация взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами; взамен лечебно-профилактического питания;

7) компенсация за использование личного транспорта для служебных целей;

8) расходы, связанные с переездом из районов Крайнего Севера;

Читайте также:  В Новом году на Кубани увеличат прожиточный минимум, МРОТ и маткапитал

9) компенсация стоимости проезда на всех видах общественного транспорта, за исключением расходов на возмещение должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, отражаемых по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

10) возмещение (компенсация) расходов спортсменам — членам сборных команд России, связанных со страхованием жизни и здоровья, а также медицинским страхованием, в целях получения дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования во время их участия в спортивных мероприятиях, проводимых за рубежом;

11) ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., назначаемые и выплачиваемые работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;

12) другие аналогичные расходы.

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов по прочим выплатам

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Каков порядок начисления работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и работающей в учреждении на условиях неполного рабочего времени, ежемесячной компенсационной выплаты? Как отразить указанную операцию в учете: 1) казенного учреждения; 2) бюджетного учреждения; 3) автономного учреждения?

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете государственного автономного образовательного учреждения субъекта РФ выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения?

Корреспонденция счетов: Как в 2015 г. отразить в учете федерального автономного учреждения начисление и выплату медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, ежемесячной денежной компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения?

На данном счете учитываются расходы по уплате страховых взносов, начисленные на выплаты, которые осуществляются согласно подстатьям 211 «Заработная плата» и 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Такие расходы в соответствии с Указаниями N 65н относятся на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ:

— в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

— в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;

— на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бухгалтерский учет указанных расходов ведется в порядке, установленном п. п. 181, 184 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету расходов на начисления

на выплаты по оплате труда

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного медицинского учреждения начисление и выплату сотруднику надбавки к заработной плате за участие в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан?

Отражение в учете возмещения социальных пособий

На основании п. 2 Письма Минфина России от 26.12.2019 № 02-05-10/102478 выплата пособия на погребение и оплата 4-х дней по уходу за ребенком инвалидом должны отражаться по виду расходов 1Х9 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам…» (119, 129, 139, 149) и подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.

При этом возмещение в текущем финансовом году расходов на выплату этих пособий, произведенных в том же финансовом году, осуществляется как восстановление кассовой выплаты и отражается по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата.

Вместе с тем, выплата пособия производится одному лицу (сотруднику), а возмещение этой выплаты осуществляется от другого лица (ФСС). Следовательно, отразить возмещение пособия от Фонда по кредиту счета 0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда» с аналитикой «Сотрудник» не представляется возможным.

Кроме того, по сути, расходов по социальным пособиям, подлежащим возмещению Фондом, в учреждении не возникает. Следовательно, относить их на расходы (с применением счетов финансового результата — 401 20, или счетов затрат — 109 00), на наш взгляд, некорректно. Поэтому в рассматриваемой ситуации применима «зачетная» схема отражения социальных пособий (как в учреждениях, не являющихся участниками пилотного проекта).

Однако, следует учитывать, что согласно п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294, учреждение-участник пилотного проекта уплачивает страховые взносы в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Следовательно, учреждению необходимо продолжать уплачивать страховые взносы в полном объеме, несмотря на «зачетную» схему отражения операций. На наш взгляд, чтобы контролировать сумму, подлежащую возмещению Фондом, для счета 303 02 целесообразно предусмотреть дополнительную аналитику.

Понятие «денежного обязательства», его признаки и виды

Под понятием «денежное обязательство» подразумеваются правовые отношения, регулируемые гражданским кодексом РФ, которые предусматривают обязательную выплату денежных средств.

Денежные обязательства могут возникать не только в ходе договорных правоотношений, но и вследствие причинения материального и морального вреда или ущерба здоровью.

Объектом таких обязательств является национальная валюта, денежные знаки которой в государстве на момент составления договора считаются законными.

Такие обязательства имеют ряд признаков:

  • Необходимость расчётных средств в виде наличности или в безналичной форме для уплаты долга.
  • Наличие договорного соглашения, который чётко указывает размеры денежного обязательства, его валюту, сроки или обязательную цель, которая должна быть достигнута в результате этих правоотношений.

Также, назначение исполнения такого рода обязательств возможно принудительно по соответствующему решению суда.

Денежные обязательства разделяют на такие виды:

  1. Обязательства, предполагающие передачу зафиксированной суммы денег.
  2. Такие обязательства, которые могут лишь допускать передачу зафиксированный размер денежной суммы.

Аналитические счета по санкционированию

В соответствии с инструкциями № 157н, 183н в целях отражения операций по санкционированию расходов автономными учреждениями применяются следующие аналитические счета:

Номер и наименование счета

Порядок применения

0 502 00 000 «Обязательства учреждения»

Группировочный счет. Применяется для обобщения принимаемых (принятых) обязательств учреждения

0 502 01 000 «Принятые обязательства»*

Предназначен для отражения принятых и исполненных обязательств учреждения. При этом под обязательствами учреждения понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности автономного учреждения по предоставлению в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежных средств учреждения

0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства»*

Предназначен для отражения принятых и исполненных денежных обязательств учреждения. При этом под денежными обязательствами учреждения понимается обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения

0 502 07 000 «Принимаемые обязательства»

Предназначен для отражения принимаемых обязательств учреждения, под которыми понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждения предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году денежные средства. Суммы принимаемых обязательств устанавливаются в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора) на основании размещаемых в единой информационной системе в сфере закупок извещений об осуществлении закупок (направленных приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

0 502 09 000 «Отложенные обязательства»

Предназначен для отражения отложенных обязательств учреждения, под которыми понимаются обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не установлено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов

0 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения»

Применяется для обобщения информации об исполнении сметных (плановых) назначений, утвержденных на текущий финансовый год (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным; на иные очередные годы (за пределами планового периода)). Аналитический учет сметных (плановых, прогнозных) назначений ведется в разрезе видов доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения

0 506 00 000 «Право на принятие обязательств»

Применяется для обобщения информации об исполнении сметных (плановых) назначений, утвержденных на текущий (очередной) финансовый год (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным, на иные очередные годы (за пределами планового периода)). Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов расходов (выплат) в структуре, предусмотренной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным на соответствующий финансовый год

0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения»

Применяется для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, к поступлению в соответствующем финансовом году (доходов, привлечений). Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения

0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения»

Применяется для обобщения информации о суммах финансовых обеспечений (доходов (поступлений) и сумм возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) автономного учреждения, полученных в текущем финансовом году (доходов, привлечений)). Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным на соответствующий финансовый год. Применяется в разрезе текущего и очередного финансового года (п. 207 Инструкции № 183н)

* Учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 314, 318 Инструкции № 157н).

К сведению: Приказом № 209н в Инструкцию № 157н были введены новые счета по санкционированию расходов: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства», 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению» и 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства». При этом стоит отметить, что указанные счета автономными учреждениями не применяются.

Работа под грифом секретно

Работа со сведениями, отнесенными к государственной тайне, подлежит оплате в повышенном размере, вследствие чего выплачивается надбавка за допуск к государственной тайне. Эта надбавка отнесена к компенсационным выплатам.

Понятие «государственная тайна» определено в ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», согласно которой государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, представлен в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»и подразделяется на сведения:

– в военной области;

– в области экономики, науки и техники;

– в области внешней политики и экономики;

– в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 сведения, составляющие государственную тайну, относятся к следующим степеням секретности:

– сведения особой важности – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;

совершенно секретные сведения – сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;

секретные сведения – все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 размер ежемесячной процентной надбавки составляет:

– за работу со сведениями особой важности – 50 – 75%;

– за работу с совершенно секретными сведениями – 30 – 50%;

– за работу с секретными сведениями при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий – 10 – 15%;

– за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий – 5 – 10%.

Конкретный размер надбавки зависит от объема сведений, к которым должностные лица и граждане имеют доступ, а также от продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается в следующих размерах:

– 75% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания более 10 лет;

– 65% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;

– 55% должностного оклада – за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания до 5 лет;

– 50% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания более 10 лет. В указанном размере надбавка выплачивается также работникам подразделений по защите государственной тайны и работникам, осуществляющим ведение секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформленных на допуск к совершенно секретным сведениям, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск к сведениям особой важности;

– 40% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;

– 30% должностного оклада – за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания до 5 лет;

– 15% должностного оклада – за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;

– 10% должностного оклада – за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год;

– 10% должностного оклада – за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;

– 5% должностного оклада – за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год.

Несколько отличаются от перечисленных выше условия выплаты данной надбавки в ФНС России, установленные приказом ФНС России от 15.10.2007 № ММ-3-16/575@, согласно которому надбавка выплачивается в размере:

• по центральному аппарату и территориальным органам ФНС за работу со сведениями:

1) совершенно секретными:

• главная группа должностей – 50%;

• ведущая группа должностей, в том числе:

по центральному аппарату ФНС России:

– начальник отдела в управлении – 50%;

– заместитель начальника отдела в управлении, главный государственный налоговый инспектор – 45%;

– другие должности федеральной государственной гражданской службы – 40%;

по межрегиональным инспекциям ФНС России:

– начальник отдела – 50%;

– заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, помощник начальника инспекции – 45%;

– консультант – 40%;

по управлениям ФНС России по субъекту Российской Федерации:

– заместитель руководителя управления, начальник отдела – 50%;

– заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, помощник руководителя управления – 45%;

по инспекциям ФНС России межрайонного, городского (районного) уровней:

– начальник инспекции, заместитель начальника инспекции, начальник отдела – 50%;

– заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор – 45%;

• старшая группа должностей – 35%;

• младшая группа должностей – 30%;

2) секретными:

• все группы должностей (с проведением проверочных мероприятий) – 15%;

• все группы должностей (без проведения проверочных мероприятий) – 10%;

• по федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, находящимся в ведении ФНС России, за работу со сведениями:

1) совершенно секретными:

– руководитель, заместитель руководителя – 50%;

– начальник отдела – 40%;

– другие должности – 30%;

2) секретными:

– все наименования должностей (без проведения проверочных мероприятий) – 10%.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *