Право социального обеспечения в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право социального обеспечения в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.

Ветераны Великой Отечественной войны

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.

Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:

  • Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
  • Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
  • Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
  • Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.

Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны — имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.

Сдавать кровь выгодно

Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.

Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).

Глава 1 «Общие положения»:

1) дает понятия:

– трудовой пенсии;

– страхового стажа;

– расчетного пенсионного капитала;

– установления трудовой пенсии;

– индивидуального лицевого счета;

– специальной части индивидуального лицевого счета;

– пенсионных накоплений;

– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.

Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:

– периоды, входящие в страховой стаж;

– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;

– порядок исчисления страхового стажа.

Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).

Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:

– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;

– сроки назначения трудовой пенсии;

– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;

– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;

– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;

– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;

– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;

– удержания из трудовой пенсии.

Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;

– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.

Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Право человека на социальное обеспечение в международных актах

Право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание, признается важной гарантией социального положения и реализации основных прав и свобод каждого человека. Оно содержится во всех основных международных актах, как универсальных, так и региональных, закрепляющих основные права и свободы человека.

К настоящему времени на международном уровне сформирована система источников права, которая является прообразом и основой для совершенствования национального законодательства, включая и законодательство о социальном обеспечении.

Право на социальное обеспечение в законодательстве Российской Федерации

Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Читайте также:  Как правильно подарить недвижимость: 5 вопросов

Кроме того, в ряде статей Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Статья 38 закрепляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В соответствие со ст. 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов. Данное положение Конституции нашло отражение в правовом регулировании некоторых видов социального обеспечения. Например, Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях детей» устанавливает, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» разграничивает полномочия в сфере социального обслуживания между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятия законов и подзаконных актов, регулирующих предоставление гражданам различных видов социального обеспечения.

Право детей и семей с детьми на социальное обеспечение нашли отражение во многих нормативных правовых актах. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает установление минимальных социальных стандартов — основных показателей качества жизни детей, закрепляет право детей на охрану здоровья посредством оказания бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей. Статья 15 данного Закона предусматривает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В нашей стране женщина-мать — традиционный субъект права социального обеспечения. Женщина в связи с беременностью и родами имеет право на виды обеспечения, предусмотренные международными актами: отпуск по беременности и родам; пособие по беременности и родам; медицинскую помощь и др. Эти и другие виды социального обеспечения женщин и лиц, имеющих детей, предусмотрены федеральными законами № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях детей» и № 255-ФЗ 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Закон № 81 -ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая должна обеспечить гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает в качестве меры такой поддержки право на получение материнского (семейного) капитала семьями, в которых родился (был усыновлен) второй или последующий ребенок начиная с 1 января 2007 г. В первоначальной редакции закона предполагалось выплачивать материнский (семейный) капитал на детей, родившихся до 31 декабря 2016 г. Однако данная мера поддержки семьи была признана настолько успешной, в т.ч. в целях улучшения демографической ситуации в стране, что программа была продлена еще на два года.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца реализуется государственной пенсионной системой, которая охватывает практически все население страны. В настоящее время пенсии получают свыше 40 млн человек (28% всего населения или почти каждый третий житель страны), у остальных это реальная перспектива, в основном в связи с достижением пенсионного возраста.

Целый ряд законов регулируют пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Закон от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает пенсии гражданам, которые указаны в названии Закона, кроме того, действие данного Закона распространенно на прокурорско-следственных работников, работников таможенной службы и др. Указанным категориям назначают пенсии за выслугу лет при наличии необходимой продолжительности специального трудового стажа (выслуги лет), по инвалидности — независимо от продолжительности службы на основании признания юридического факта лица инвалидом, по случаю потери кормильца — семьям указанных выше категорий служащих в случае их смерти (гибели).

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» устанавливает пенсии, финансируемые за счет средств государственного бюджета, федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим по призыву, участникам ВОВ, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава, нетрудоспособным гражданам. В зависимости от категории назначаются различные виды пенсий на разных условиях: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Социальные пенсии являются относительно новым видом пенсий, введенным Законом № 166-ФЗ, и в полной мере отражающими принцип всеобщности социального обеспечения. Они назначаются нетрудоспособным гражданам (детям-сиротам, инвалидам, пожилым людям), не имеющим право ни на какие иные виды пенсий, без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

По федеральному законодательству

Ежемесячная денежная выплата в размере 4 045,56 руб., в том числе 839,65 руб. – набор социальных услуг

Компенсация 50 процентов расходов по оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающими, и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации); участникам Великой Отечественной войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения

Читайте также:  устав можно ли запросить в налоговой

Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством

Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Внеочередная установка квартирного телефона

Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания

Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан

Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году

Внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому

По областному законодательству

Для участников ВОВ:

— ежемесячное пособие на проезд по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов – 361 руб.;

— бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов;

ежемесячное пособие на оплату жилья и коммунальных услуг, дифференцированное по муниципальным образованиям;

— выплата единовременного пособия на проведение ремонта принадлежащих им не менее пяти лет на праве собственности жилых помещений, в которых они проживают, в размере 100 000 руб.

Для участников ВОВ, ставших инвалидами:

— ежегодная компенсация эксплуатационных расходов за бензин, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств в размере – 2 546 руб.

Женщинам – участницам войны, не имеющим инвалидности:

— предоставление один раз в два календарных года при наличии медицинских показаний одной бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение либо выплата один раз в два календарных года денежной компенсации в размере 1055 руб. вместо получения путевки на санаторно-курортное лечение;

— компенсация 100 процентов расходов на оплату по действующим тарифам услуг по установке телефона по месту жительства

Для инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ:

— компенсация 100 процентов расходов на оплату по действующим тарифам услуг по установке телефона по месту жительства

Для участников ВОВ (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии с 22.06.1941 по 03.09.1945 г. не менее 6 мес., и военнослужащих, награждённых орденами, медалями СССР за службу в указанный период):

— единовременная денежная выплата в связи с 68-й годовщиной Победы в ВОВ 1941-1945 гг. – 1 000 руб.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

Социальное обеспечение – защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

Международно-правовые акты

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Его задачами являются также гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного местожительства.

Международные акты, содержащие нормы социального обеспечения, принято классифицировать по различным признакам: географической сфере действия, по кругу лиц, по юридической силе и др.

По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пределах конкретного региона; двухсторонние, обязательные только для стран-участников.

В основе разделения международных актов по кругу лиц лежат особенности субъектов. Субъектная дифференциация наглядно проявляется в Конвенциях МОТ (№ 156 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями; № 143 (1975 г.) о трудящихся-мигрантах; № 169 (1989 г.) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни) и актах других международных организаций.

По юридической силе международные источники права социального обеспечения можно классифицировать на: 1) акты, обязательные для исполнения государствами-участниками международной организаций, без ратификации; 2) акты, обязательные для исполнения после совершения компетентным государственным органом установленных национальным законодательством действий (подписания, ратификации и т.п.); 3) акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся учредительные документы международных организаций. Нормы, содержащиеся в учредительных договорах, имеют прямое действие, т.е. не нуждаются в ратификации. Они имеют приоритет по отношению к внутригосударственному праву и порождают юридические обязательства для государств-членов международной организации, приводят в действие средства международного контроля и предусматривают ответственность за неисполнение.

Ко второй группе относятся документы ООН, МОТ, акты региональных международных организаций, включая международные договоры, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом. Ратификация международного документа – это юридический акт, совершая который государство заявляет о его полном признании и берет на себя обязательство привести в соответствие с ним внутреннее законодательство страны и практику. Международные договоры РФ, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также требующие изменения действующего законодательства, подлежат обязательной ратификации.

Читайте также:  Правительство установило квоту на РВП на 2023 год в размере 13535 единиц

Динамическое социальное обеспечение и путь вперед

ISSA поддерживает концепцию динамического социального обеспечения (DSS), которая способствует инновационному использованию комплексных, упреждающих и перспективных политик социального обеспечения с ближайшей целью создания высокопроизводительных организаций социального обеспечения. В основе этой идеи лежит мнение, что эффективные и хорошо управляемые организации жизненно важны для доверия к социальному обеспечению и, в конечном итоге, для его устойчивости. Основываясь на этом первом шаге, долгосрочной целью DSS является содействие обеспечению всеобщего доступа, по крайней мере, к основным денежным пособиям и первичной медико-санитарной помощи во всех странах.

На протяжении всей своей истории социальное обеспечение никогда не переставало адаптироваться. Однако сегодня, после более чем столетнего существования, остается проблема реализации права на «социальное обеспечение для всех».

Метод права – это комплекс мероприятий и методов правого регулирования отношений в обществе. Выделяют следующие методы права социального обеспечения:

  1. С учетом характера постановки прав и обязанностей. Комбинация государственно-правового и локального правового регулирования очень ярко выделены нормами права. Они не могут быть изменены по соглашению сторон, однако в пределах локального правого регулирования органы социальных отношений способны выдвинуть вспомогательные виды социального обеспечения для работников.
  2. С учетом правового поведения участников правоотношений. Если речь идет про правовые отношения между сторонами социального обеспечения, то их не можно назвать равными. Они не подчиняются друг другу, в отличие от административного права.
  3. По степени свободы действий участников права. Чтобы получить выплаты, человек обязан подать заявление в соответствующие органы. Также приложить к нему пакет определенной документации. Если этого не сделать, то никаких выплат сделано не будет. Также стоит отметить, что усмотрение органов социальной защиты граждан имеет ограниченный характер. После того, как человек предоставил все документы, прописанные законом, они должны гарантировать получение социального обеспечения.
  4. По методу защиты прав граждан и обеспечения обязанностей. Чтобы защитить свои права, граждане могут обратиться за помощью в вышестоящий орган или в суд. В данном случае судебный и внесудебные порядок разрешения конфликта имеет место. Санкции могут носить правовосстановительный характер. Граждане, которым было назначены социальное обеспечение обманным путем или тем, кто получил его в большом количестве, стоит в полной мере возместить причиненный вред. В противном случае такие люди могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье мошенничество. Могут применяться также специфические санкции. Так, размер социального обеспечения, выданный по факту временной нетрудоспособности, может быть урезан из-за того, что получатель без уважительной причины нарушил режим, подписанный врачом. Также на урезание выплат влияет не посещение врачебного осмотра или медико-социальной экспертизы.
  5. Если говорить про приемы и методы урегулирования права, то в социальном обеспечении различают 4 типа нормативно-правового регулирования отношений в обществе: федеральный, региональный, муниципальный и локальный.

Понятие единства в ПСО

Каждый человек имеет право получать выплаты в определенной форме и в виде на условиях, которые были установлены законодательством. Дифференциация разновидностей, условий и уровня обеспечения происходит с учетом социально важных обстоятельств. Среди них самое главное значение имеет трудовой вклад населения, а еще причины нетрудоспособности, нуждаемость.

Права социального обеспечения – это комплекс норм, которые устанавливают порядок и вид социального обеспечения для граждан. Благодаря им устанавливаются четкие права на получение выплат по конкретным причинам – потеря кормильца, пенсионный возраст.

Зная все источники, нормы и виды социального обеспечения, каждый гражданин сможет потребовать от соответствующих организаций выполнение своих обязанностей по выплате социального обеспечения в установленном законе порядке.

Определение и значение защиты прав граждан по социальному обеспечению

Защита прав граждан по социальному обеспечению — это законная деятельность, направленная на защиту тех прав, свобод и интересов граждан, которые у них имеются.

Стоит отметить, что защита прав людей по социальному обеспечению считается одной из главных сфер правового регулирования всех отношений в социуме.

Осуществление права на социальное обеспечение эффективно лишь в тех случаях, когда человеку предоставляется возможность защитить это право. Процесс защиты права можно назвать, в каком-то смысле, принудительной деятельностью. Ведь защита права обычно направлена на обеспечение выполнения юридических обязательств и восстановление тех прав граждан, которые были нарушены или оспорены.

К тому же, защита права очень тесно связана с юридической ответственностью. А ведь юридическая ответственность подразумевает применение государственно-принудительных способов и методов восстановления тех прав граждан, которые были нарушены или оспорены. В случае наступления юридической ответственности между самим государством и преступником формируется особый тип правовых отношений. Каждый преступник, совершивший то или иное виновное деяние, просто обязан отвечать за него по закону.

Защита прав по социальному обеспечению представляет собой совокупность способов защиты людей и осуществляется с использованием различных методов и форм, закрепленных с помощью международного законодательства в сфере защиты прав людей, проживающих в стране. Стоит отметить, что защита прав по социальному обеспечению считается одним из способов применения закона в какой-то конкретной форме. Защита обусловлена законной деятельностью государственных компетентных органов, уполномоченных лиц, которая направлена на восстановление утраченных прав человека. Методы и виды защиты прав по социальному обеспечению формируются именно отраслевым законодательством, создавая при этом такие обстоятельства, при которых потерпевший будет иметь возможность достичь желаемого результата, т.е. сможет восстановить те права, которые были нарушены или оспорены.

Понятие, предмет, метод и система ПСО

1. Предмет ПСО составляют несколько групп общественных отношений:

— материальные правоотношения – возникают по поводу предоставления гражданам определенных материальных благ в виде пособий, пенсий, компенсирующих выплат.

— Процедурные правоотношения – по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов, имеющих значение для возникновения основных (материальных) правоотношений.

— Процессуальные правоотношения – возникают в связи с разрешением спора о праве на определенный вид социального обеспечения.

[2]

Если орган, осуществляющий назначение пенсий либо ее перерасчет отказал гражданам в назначении конкретного вида пенсий или в ее перерасчете, то его решение может быть обжаловано в вышестоящем органе социальной защиты, а в случае несогласия с решением этого органа спор разрешается в судебном порядке.

Предмет ПСО образуют имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы по предоставлению денежных выплат, медицинских, социальных и санаторно-курортных услуг, льгот, другой медицинской поддержки лиц, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законодательстве, а также процедурные отношения по их назначению. Комплекс отношений в сфере ПСО не является однородным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *