Как принять на работу иностранца в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как принять на работу иностранца в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После распада СССР бывшие страны – участницы стали самостоятельно осуществлять деятельность в сфере экономики и политики. Странам, не располагающим большим количеством ресурсов, достаточно сложно справляться с современными вызовами мировой экономики. Именно поэтому в итоге было принято решение создать международную организацию, объединяющую ближайших соседей, участие в которой позволило бы поддержать экономику стран-участниц.
Часто задаваемые вопросы по теме «Прием на работу гражданина Белоруссии в 2022 году»
Вопрос: Ограничена ли территория, где может трудиться белорусский гражданин, какими-то рамками, как в случае с трудоустройством иностранцев, имеющих РВП?
Трудоустройство белорусских граждан на территории России осуществляется в соответствии с Договором о создании ЕАЭС. В соответствии с этим, процедура проводится в упрощенном порядке, а это значит, что такие граждане могут работать на территории любого субъекта России и занимать любые должности.
Вопрос: у гражданина Белоруссии на руках только национальная трудовая книжка. Как его оформить на работу?
Процесс трудоустройства белоруса не зависит от того, какого вида книжка предоставлена соискателем. Пакет документов стандартен. При этом если трудовая книжка, представленная гражданином, представляет собой документ советского или российского образца, необходимо внести следующую запись. В том случае, если предоставлена национальная трудовая книжка, работодатель обязан оформить бланк российского образца. При этом записи из белорусской книжки не переносятся.
Некоторые особенности при приеме на работу гражданина Республики Беларусь
Если гражданин Белоруссии решил устроиться на работу на территории нашей страны, ему самому и его работодателю следует помнить некоторые важные моменты:
- не требуется полис ДМС (белорусские граждане имеют право получать медицинские услуги на безвозмездной основе, получив полис ОМС);
- если документы работника составлены не на русском языке, требуется их нотариально заверенный перевод;
- у иностранного гражданина нет обязанности вставать на миграционный учет, не обязательно оформлять миграционную карту;
- законодательно закреплена обязанность работодателя известить миграционный орган о приеме иностранца (судебное решение, содержащее противоположную точку зрения, является достаточно спорным, в связи с этим, чтобы избежать споров и даже штрафа, нужно подать уведомление в течение трех дней с момента трудоустройства);
- по договорам ГПХ, заключенным с гражданами Белоруссии, также необходимо подать уведомление о принятии на работу (пункт 8 статьи 13 закона 115-ФЗ);
- в соответствии с Соглашением между нашими странами от 24.01.2006 года, РВП и визы при трудоустройстве не запрашиваются;
- если иностранец работает удаленно, в соответствии со статьей 20 закона №109-ФЗ от 18.07.2006 года, никаких уведомлений в миграционную службу подавать не нужно.
Появился новый документ — РВПО
С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).
В целях получения образования, иностранцы-студенты могут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.
Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.
При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).
Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
РВПО выдаётся по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.
Алгоритм приема на работу гражданина Белоруссии
Работники, которые приезжают работать в Россию из Белоруссии, зачастую устраиваются на должности, связанные с интеллектуальной деятельностью. Кроме этого белорусские граждане часто открывают на территории нашей страны собственный бизнес.
Процесс трудоустройства белоруссов на территории России имеет некоторые отличительные особенности, но в целом все процедуры сводятся к следующим моментам:
Этап найма работника | Пояснение |
Рассмотрение резюме кандидатов или публикация вакансии | При отборе кандидатов для дальнейшего рассмотрения, работодатель должен руководствоваться такими же правилами и принципами, как и при найме граждан нашей страны. При этом указание на приоритет для определенной национальности не допускается |
Проверка предоставленных документов | После выбора конкретного кандидата на должность, соискатель должен предоставить пакет документов для трудоустройства, а потенциальный работодатель должен проверить их |
Оформление трудового договора, составление приказа, проведение инструктажей | Трудовой договор с гражданином Белоруссии идентичен договору с россиянином. После составления договора оформляется приказ о приеме, делается запись в трудовую книжку, проводятся все необходимые инструктажи |
Подача уведомления в миграционное управление МВД | Отличительной особенностью приема на работу гражданина Белоруссии является уведомление УВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем |
Все эти шаги одинаковы для всех граждан, которые имеют желание трудиться в российских организациях. Далее рассмотрим процесс немного подробнее.
Ошибки и вопросы по теме
Ошибка
Российская организация имеет филиал за рубежом. В такой филиал трудоустроился гражданин Белоруссии. Бухгалтер начислила и заплатила в бюджет страховые взносы с его заработной платы. Поскольку гражданин Белоруссии трудится за пределами нашей страны, хоть и в филиале российской компании, начислять страховые взносы с его доходов не нужно. Бухгалтер должен исправить свою ошибку.
Вопрос
Нужно ли уведомлять миграционную службу о найме сотрудника из Белоруссии, если он будет работать удаленно, у себя на родине?
Ситуация, когда сотрудник принят в российскую организацию, работает удаленно и находится в стране проживания, нестандартная. Она регулируется статьей 20 закона №109-ФЗ от 18.07.2006 года и письмом №20/16199 от 25.11.20166 года. В соответствии с действующими нормативными актами, подавать сведения в отношении таких работников не требуется.
Одним из самых главных плюсов приема на работу сотрудников – белорусов является чрезвычайно простой порядок их трудоустройства в нашей стране. Порядок трудоустройства мало чем отличается от принятия на работу российского гражданина. Основным отличием при этом является подача уведомления в миграционную службу. При нарушении этого условия организация – работодатель заплатит огромный штраф по факту нарушения законодательства.
Штрафы за несвоевременное уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранцев
За несвоевременное уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина, а также за не уведомление МВД о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином 4 часть 18.15 статьи КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов на юридические и физические лица, а также другие меры.
Например, в случае, если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф:
- от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
- от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
- от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.
Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Поэтому заполнение бланков уведомлений необходимо осуществлять максимально внимательно, а подача уведомлений в МВД должна проходить точно в срок.
И желательно подавать их лично, чтобы быть уверенным, что МВД приняли уведомление. Таким образом, вы избавите себя от штрафных санкций и проблем с миграционными службами.
Уведомление о прибытии иностранца
С 1 января 2020 года работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Распространяется ли данное правило на работников из Белоруссии, Казахстана и Армении? В комментируемом Договоре ничего на этот счет не сказано. В связи с этим работодателям придется уведомлять миграционную службу о приеме на работу и увольнении граждан из названных республик.
Упомянем также еще один важный документ — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4. В пункте 1 этого документа сказано следующее: действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.
Прием на работу иностранца в Республике Беларусь
В зависимости от правового положения иностранцев можно разделить:
— постоянно проживающие иностранные граждане;
— временно пребывающие иностранные граждане;
— временно проживающие иностранные граждане.
Постоянно проживание иностранные граждане могут трудоустроиться по тем же условиям, что и граждане Республики Беларусь, кроме занятий, связанных с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь. То есть для них не требуется специальных разрешений на работу.
Временно пребывающие иностранные граждане, пребывающие не более 90 суток в одном календарном году, могут в исключительных случаях быть приглашены в Республику Беларусь на срок не более 90 суток, например, для чтения курса лекций, для проведения монтажа оборудования или оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования и др. (Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции»).
Временно проживающие иностранные граждане трудоустраиваются на основании полученного специального разрешения.
Белорусское законодательство позволяет нанимать иностранных работников при условии первоначального прохождения определенных административных процедур и получения соответствующих разрешений:
- разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (разрешение на трудоустройство коллектива иностранных работников – более 10 иностранцев);
- специального разрешения на право занятия трудовой деятельности в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение).
Первым шагом как при получении разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, так и при получении специального разрешения, является предоставление сведений о наличии свободных рабочих мест в отдел трудоустройства района, в котором расположена организация-наниматель.
Наниматель вправе принять на работу иностранного работника в случае, если приоритетные категории работников (граждане Беларуси) не откликнуться на вакансию либо не пройдут, например, по причине несоответствия квалификационным требованиям.
Перед подачей заявления на специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома либо в УВД облисполкома сведения о вакансии должны находиться в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» не менее 15 рабочих дней.
Иностранцу, привлекаемому в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника), проходить вышеуказанную процедуру не нужно.
Для получения специального разрешения в подразделении по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома либо в УВД облисполкома (в зависимости от места нахождения организации-нанимателя) необходимо предоставить следующие документы:
- заявление установленной формы (приложение 6 к Инструкции о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования – далее Инструкция)
- копия паспорта иностранного работника с нотариально удостоверенным переводом на русский или белорусский язык
- документ, подтверждающий оплату за выдачу специального разрешения (За выдачу специального разрешения изымается плата в размере пяти базовых величин. Оплата производится по реквизитам подразделения по гражданству и миграции в белорусских рублях. В случае, если нанимателем выступает инвестор либо организация, созданная этим инвестором после заключения инвестиционного договора при реализации инвестпроекта, за специальное разрешение плата не изымается.
Подразделение по гражданству и миграции рассматривает указанные документы в течение:
- 7 календарных дней с момента их подачи – в случае, если нанимателем выступает инвестор либо организация, созданная этим инвестором после заключения инвестиционного договора при реализации инвестпроекта, а также резидент Парка высоких технологий и член научно-технологической ассоциации «Инфопарк»;
- 15 календарных дней с момента их подачи – для иных организаций-нанимателей.
Специальное разрешение можно получить только при наличии положительного заключения органа по труду, занятости и социальной защите. Наличие отрицательного заключения служит основанием для отказа в выдаче специального разрешения.
Отрицательное заключение орган по труду выдает в следующих случаях:
- нанимателем не представлены в орган по труду сведения о вакансии, на которую привлекается иностранец. Наниматели обязаны уведомлять органы по труду о наличии у них вакансий во всех случаях в течение 5 дней с момента их появления
- сведения о вакансиях находились в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» менее 15 рабочих дней до получения запроса. Для нанимателя, являющегося инвестором либо созданного с участием инвестора, и (или) нанимателя, привлекающего иностранца, являющегося высококвалифицированным работником, — менее 7 рабочих дней;
- наниматель 3 и более раза отказал в приеме на работу лицам, имеющим необходимую квалификацию, которые были направлены для трудоустройства органом по труду в период нахождения в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» вакансии, на которую привлекается иностранец
Подразделение по гражданству и миграции отказывает в выдаче специального разрешения, если:
- наниматель предоставил документы, содержащие ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;
- наниматель обратился за специальным разрешением для иностранца, включенного в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
После получения специального разрешения наниматель обязан выдать его копию работнику.
Срок действия специального разрешения:
- в отношении высококвалифицированных работников – 2 года;
- в отношении иных иностранных работников – 1 год.
По окончании срока действия специального разрешения, оно подлежит продлению. Продление можно сделать лишь раз, на тот же срок, на который было выдано специальное разрешение. После необходимо получать новое специальное разрешение.
Для продления необходимо не ранее 2 месяцев до окончания срока и не позднее 15 календарных дней до истечения срока специального разрешения подать в подразделение по гражданству и миграции:
- заявление установленной формы (приложение 6 Инструкции)
- копия паспорта иностранного работника с нотариально удостоверенным переводом на русский или белорусский язык
- документ, подтверждающий оплату за выдачу специального разрешения (За продление специального разрешения изымается плата в размере трех базовых величин.)
- бланк специального разрешения
Процедура рассмотрения заявления на продление специального разрешения занимает 15 календарных дней с момента подачи заявления.
После получения/продления специального разрешения наниматель обязан заключить с иностранным работником трудовой договор/контракт и представить его в течение месяца на регистрацию в подразделение по гражданству и миграции. В трудовом договоре/контракте с иностранцем должны быть указаны:
- порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора/контракта;
- условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося.
Трудовой договор/контракт заключается на русском либо белорусском языках, а также на родной или ином понятном для иностранного работника языке.
При заключении доп. соглашения к договору его также необходимо зарегистрировать в течение 1 месяца в подразделении по гражданству и миграции.
В случае расторжения договора или истечения срока действия специального разрешения наниматель обязан вернуть специальное разрешение в подразделение по гражданству и миграции в течение 5 рабочих дней с даты расторжения договора или даты истечения срока действия разрешения.
Осуществление трудовой деятельности без получения специального разрешения возможно для:
- граждан Армении, Казахстана, Кыргызстана и России;
- иностранных граждан, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;
- руководителей представительств иностранных организаций
- получают высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по получаемой специальности в период обучения;
- получили высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраиваются по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации;
- победителям (лауреатам) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности – при приеме на работу к резиденту Парка высоких технологий;
- ходатайствующим о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь и которым предоставлен статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь
При приеме на работу граждан Украины, проживших не менее одного года на территории Луганской и Донецкой областей, компания-работодатель освобождается от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения и разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Ответственность за нарушение правил трудоустройства.
В соответствии со статьей 24.35 Кодекса об административных правонарушений Республики Беларусь за использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой деятельности без получения специального разрешения влекут наложение штрафа до 20 базовых величин. За нарушение трудового законодательства работник также может быть привлечен к ответственности в виде штрафа до 20 базовых величин.
Получение разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее – разрешение) является обязательным лишь для тех организаций, которые намерены трудоустроить в штат более 10 иностранных работников. В случае привлечения на работу меньшего количества рабочих на каждого из них необходимо получить лишь специальное разрешение.
В число работников для получения разрешения не входят:
- иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными работниками (имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет и величина заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы. Установленной в Республике Беларусь;
- иностранные работники, привлекаемые в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которой они участвовали (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).
Для получения разрешения в Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь необходимо предоставить следующие документы:
- заявление установленной формы (приложение 1 Инструкции)
- копия свидетельства о государственной регистрации организации-нанимателя
- проект трудового договора с иностранным работником, заверенный подписью и печатью
- гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранных работников. Данный документ отражает гарантии со стороны организации-нанимателя о расселении иностранных работников в жилых помещениях.
- Документ, подтверждающий оплату за выдачу разрешения (за выдачу разрешения изымается плата в размере пяти базовых величин. Оплата производится по реквизитам Департамента по гражданству и миграции в белорусских рублях. В случае, если нанимателем выступает инвестор либо организация, созданная этим инвестором после заключения инвестиционного договора при реализации инвестпроекта, за разрешение плата не взымается.
Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется
Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.
Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).
Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.
Важно!
При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).
Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.
Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).
Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).
Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).
В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.
Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2021 году
Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2021 году требуются следующие:
-
Национальный паспорт гражданина Республики Беларусь. Данный документ является основным, который используется для удостоверения личности соискателя, которого достаточно для подтверждения законности пребывания на территории РФ.
- СНИЛС. Работники из Белоруссии оформляют СНИЛС в общем порядке и предоставляют его работодателю. Если же соискатель ранее не работал в России, то СНИЛС оформляется за него непосредственно работодателем.
- Трудовая книжка. Российское законодательство обязывает работников из Беларуси, ка и россиян, предоставлять трудовую книжку. При этом трудовая книжка должна быть изготовлена исключительно по российскому образцу – предоставление белорусского документа не имеет силы. Исключение составляют трудовые книжки советского образца – они могут быть использованы при работе без ограничений. Если трудовая книжка при приеме на работу белоруса у него отсутствует, необходимость её оформления возлагается на работодателя.
- Трудовой договор. Трудовой договор является основным документом, подтверждающим сам факт наличия и осуществления трудовых взаимоотношений между работником и работодателем.
- Справка о несудимости. Данная справка может быть истребована работодателем только в том случае, если соискатель претендует на должность, для которой означенный документ является обязательным. Например – в ситуациях, когда трудовые обязанности связаны с детьми. При наличии таковых обстоятельств белорусу следует предоставить данную справку не только из российского МВД, но и из белорусских органов внутренних дел.
- Документы об образовании. В отличие от вышеупомянутой справки, данную документацию работодатель может истребовать без ограничений, если её наличие предусмотрено самой вакансией. При этом законным со стороны работодателя будет считаться и требование предоставления нотариально заверенного и апостилированного перевода таковых документов на русский язык.
- Медицинскую справку. Таковые справки могут быть истребованы в отношении специальностей, требующих в соответствии с законодательством особого состояния здоровья. В остальных случаях медицинская справка и медосмотр от белоруса не требуются.
Дополнительные документы для приема на работу
В отдельных случаях, если данные требования имеются по должности, представляются дополнительные документы – справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья или об отсутствии судимости. Гражданин должен предоставить документ об отсутствии судимости и уголовного преследования в Беларуси.
Полис ОМС граждане РБ оформляют самостоятельно. Участия в оформлении свидетельства медицинского страхования работодателю не требуется. Иностранные граждане других государств (Армении и остальных), участниц Договора о ЕАЭС, представляют при трудоустройстве полис ДМС. На граждан Беларуси требование не распространяется.
Граждане РБ, временно пребывающие в РФ и работающие по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по социальному страхованию.
Директор Департамента развития социального страхования Минтруда Л.Ю.Чикмарева
Порядок действий при трудоустройстве гражданина Белоруссии
Алгоритм действий при приеме на работу белорусов крайне прост. Трудоустройство укладывается всего в три шага и не займет много времени:
№ | Этап | Порядок действий при трудоустройстве гражданина Белоруссии у российского работодателя |
1 | Этап 1 | Получение работодателем пакета документов от будущего работника. Перечень необходимых бумаг приведен выше. Он не отличается от документов, которые потребуются от гражданина России. Единственным важным моментом является то, что при необходимости нужно сделать перевод документов и заверить его у нотариуса. |
2 | Этап 2 | Собственно, трудоустройство. На этом этапе происходит заключение трудового договора с работником и составление других необходимых кадровых документов. Запись в трудовую книжку вносится в соответствии с правилами, принятыми в нашей стране. |
3 | Этап 3 | Уведомление миграционной службы. В законе четко прописано, что оповестить службу нужно в течение трех дней после трудоустройства иностранца. Это делается посредством передачи в миграционный орган специального уведомления. Существует решение суда (имел место прецедент), касающееся именно трудоустройства белорусских граждан, где говорится, что такое уведомление не обязательно. Однако, это ситуация спорная, и во избежание неприятностей лучше предоставить уведомление о приеме мигранта. Сделать это можно лично, обратившись в соответствующий орган, а также отослать по почте или переслать в электронном виде. Самым надежным способом предоставления уведомления остается все-таки личная его подача. |
Процесс трудоустройства значительно упрощается, поскольку не нужно получать разрешение на найм иностранцев. Сам же работник не заполняет миграционную карту и не получает дополнительных разрешений на работу.
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее — Протокол). В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (в РФ или в Белоруссии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.
Следовательно, полученный от российской организации доход гражданина Республики Беларусь, находящегося в РФ не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, облагается по ставке 13%.
В качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России (например трудовой договор, копии билетов, документы о регистрации).
Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращения работником — гражданином Республики Беларусь работы в российской организации до истечения 183 дней производится перерасчет налоговых обязательств по ставкам и в соответствии с порядком, которые действуют в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местом жительства в РФ (п. 5 ст. 1 Протокола).
Процедура оформления гражданина РБ
Работодатель обязан провести стандартные операции по оформлению гражданина РБ.
Операция | Описание |
Прием заявления от гражданина РБ о намерении трудоустройства | При достижении договоренности заявление можно не представлять |
Заключение договора о найме между предприятием и физическим лицом | До подписания документа работника необходимо ознакомить со всеми условиями обязанностей и внутреннего распорядка |
Издание приказа | На основании приказа в трудовую книжку вносится текст о приеме на работу |
Присвоение табельного номера, открытие личной карточки | Данные личной карточки формируются на основании личных документов |
Проведение инструктажа по охране труда | Работник допускается к исполнению обязанностей после получения знаний о требованиях охраны труда |
При желании работника может быть присвоен ИНН в соответствии с Приказом МНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.
Налоги и взносы с доходов иностранцев, которые получены на территории России
Определение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц осуществляется исходя из статуса иностранного гражданина – если он пребывает в РФ на протяжении более чем 183 календарных дней подряд, он признается налоговым резидентом России, и ставка для него составляет 13%. Если срок его пребывания в стране менее 183 суток, ставка для него равняется 30%, как для налогового нерезидента.
Однако, особенностью исчисления НДФЛ белорусов является определение ставки налога в зависимости от срока действия трудового договора, а не времени пребывания в РФ.
Белорус уплачивает со своего дохода НДФЛ по ставке 13%, если трудовой договор заключен на срок 6 месяцев и более. В этом случае иностранец является налоговым резидентом. В том случае, если договор заключен на короткий срок, менее полугода, ставка НДФЛ составит 30%, поскольку белорус будет являться налоговым нерезидентом.
Какие страховые взносы начисляются с доходов белорусов, находящихся на территории России и трудоустроенных в российских компаниях или у предпринимателей, зависит от некоторых моментов:
- С доходов специалистов с высокой квалификацией исчисляются только взносы на травматизм (делается это в том случае, если в силу рода деятельности компании появляется возможность возникновения несчастных случаев).
- Если гражданин Беларуси имеет статус временно пребывающего, начисляются взносы на социальное страхование и обязательное пенсионное страхование. Взносы в фонд ОМС не предусмотрены.
- Если гражданин имеет ВНЖ или РВП и проживает в России постоянно или временно соответственно, то производятся отчисления во все фонды – на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на травматизм.
- Если белорус открыл свое ИП (при этом он также может трудоустроиться как наемный работник), отчисляются взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Налоги и взносы с доходов иностранцев, которые получены на территории России
Определение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц осуществляется исходя из статуса иностранного гражданина – если он пребывает в РФ на протяжении более чем 183 календарных дней подряд, он признается налоговым резидентом России, и ставка для него составляет 13%. Если срок его пребывания в стране менее 183 суток, ставка для него равняется 30%, как для налогового нерезидента.
Однако, особенностью исчисления НДФЛ белорусов является определение ставки налога в зависимости от срока действия трудового договора, а не времени пребывания в РФ.
Белорус уплачивает со своего дохода НДФЛ по ставке 13%, если трудовой договор заключен на срок 6 месяцев и более. В этом случае иностранец является налоговым резидентом. В том случае, если договор заключен на короткий срок, менее полугода, ставка НДФЛ составит 30%, поскольку белорус будет являться налоговым нерезидентом.
Какие страховые взносы начисляются с доходов белорусов, находящихся на территории России и трудоустроенных в российских компаниях или у предпринимателей, зависит от некоторых моментов:
- С доходов специалистов с высокой квалификацией исчисляются только взносы на травматизм (делается это в том случае, если в силу рода деятельности компании появляется возможность возникновения несчастных случаев).
- Если гражданин Беларуси имеет статус временно пребывающего, начисляются взносы на социальное страхование и обязательное пенсионное страхование. Взносы в фонд ОМС не предусмотрены.
- Если гражданин имеет ВНЖ или РВП и проживает в России постоянно или временно соответственно, то производятся отчисления во все фонды – на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на травматизм.
- Если белорус открыл свое ИП (при этом он также может трудоустроиться как наемный работник), отчисляются взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Миграционный учет гражданина Беларуси
Что касается миграционного учета белорусов, в 2021 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.
Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.
Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.
Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.