За перевозку опасных грузов без спецразрешения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «За перевозку опасных грузов без спецразрешения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ДОПОГ представляет собой набор положений, которые были установлены в рамках соглашений, подписанных 49 европейскими странами, включая Россию и соседей по СНГ. Данные требования являются обязательными для соблюдения даже на внутренних маршрутах в РФ, так как это предписывают «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом» и «… обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Чем грозит нарушение ДОПОГ
Согласно ДОПОГ участники процесса доставки — а это и грузоотправитель и перевозчик и даже грузополучатель — обязаны выполнять ряд предписаний, чтобы сделать процесс безопасным:
- правильно определить, какое именно вещество перевозится;
- подобрать упаковку и условия рейса, с учетом опасностей;
- выбрать транспортное средство;
- нанести на упаковки и транспорт маркировку знаками опасности, табличками;
- водитель должен пройти обучение и иметь действующее свидетельство;
- на борту грузовика должен быть комплект пожарно–спасательного инвентаря, средств защиты кожи, дыхания, приспособлений и химикатов для ликвидации последствий утечки, средства обозначения места аварийной остановки;
- в ряде случаев маршрут должен согласовываться в виде специального разрешения;
- при движении выполнять ПДД, запреты, принять меры от незаконного завладения грузом, транспортом, не допускать аварии и происшествия.
Невыполнение ДОПОГ подпадает под статью Кодекса об административных правонарушениях №12.21.2. Первая часть статьи касается ситуаций:
- у водителя нет свидетельства о подготовке;
- на автомобиль нет подтверждения соответствия категории;
- транспорт конструктивно непригоден к транспортировке особых веществ;
- нет знаков опасности, ADR–комплекта;
- нет спецразрешения Ространснадзора или «аварийной карточки системы информации об опасности»;
- несоблюдение условий, предписываемых правилами.
Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.
Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).
Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.
Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.
Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.
Что важно знать:
- Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
- Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
- Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
- Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
- Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
- Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.
Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:
- Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.
Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.
Класс или подкласс | К каким веществам относят |
1 | Взрывоопасным |
2 | Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом) |
3 | Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами) |
4.1 | Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам |
4.2 | Склонным к самовозгоранию |
4.3 | Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой |
5.1 | С окисляющими свойствами |
5.2 | Пероксидам органического происхождения |
6.1 | Токсичным компонентам |
6.2 | Инфекционной опасности |
7 | С радиоактивным излучением |
8 | Коррозионным материалам |
9 | Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов |
Когда возможна ДОПОГ без разрешения
Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.
Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.
Указанную статью дополнили ч. 23 с вводом понятия «специального груза», освобождаемого от выдачи разрешения на перевозку.
Изменения к ДОПОГ 2020 года
В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:
- список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
- разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
- изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
- разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
- ужесточен регламент к транспорту;
- усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
- откорректирована маркировка опасных компонентов;
- установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.
Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:
- по перечню оформляемой документации;
- административному оформлению транспортной операции с изменением сроков согласования;
- по ужесточению государственного контроля;
- вводом ситуаций, при которых невозможно оформить документы через «Госуслуги».
Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.
Опасными грузами по общепринятой классификации считаются те, которые способны с легкостью воспламеняться, а также ядовитые, легко вступающие в контакт с окружающей средой, те, что относятся к источникам радиоактивных веществ. Вот примерный список веществ, причисленный к опасным категориям.
- Бензин.
- Дизельное топливо.
- Керосин.
- Материалы, обладающие способностью взрываться – порох и фейерверки, патроны и прочее.
- Газообразные вещества.
- Токсичные, ядовитые составы.
- Вещества, относящиеся к взрывоопасным, способным загораться.
- Способные окислить, вызвать коррозию.
- Отходы, образующиеся при разных видах деятельности.
Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать
Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.
При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.
Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.
Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.
При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.
Нарушение правил по перевозке опасных грузов – основные штрафные санкции
Современным законодательством разрешено провозить по территории страны груз, который характеризуется, как опасный. Самое главное осуществлять данный процесс в полном соответствии с правилами. По той причине, что опасные грузы могут привести к определенным проблемам, нарушение правил перевозки опасных грузов наказывается на законодательном уровне. Это определенные штрафы, которые при нарушении факта присуждаются, как самому водителю, так и транспортной компании, где он работает.
Дорожная транспортировка опасного груза регулируется правовыми официальными документами, основными внутриведомственными приказами, определенными инструкциями, положениями, правилами и иными нормативами. В подобных бумагах обозначаются главные правила перевозки, а также меры назначенного наказания за несущие опасность нарушения.
Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей
В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.
За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.
Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)
Транспортный регламент уделяет особое внимание веществам и предметам, свойства которых несут угрозу для человеческой жизни и здоровья, экологической обстановки и окружающей среды, а также различного рода материальных объектов. В перечень входят разные виды топлива и кислот, лакокрасочные материалы и растворители, химикаты и медицинские препараты — общее количество наименований, утвержденных европейским и международным сообществом, насчитывает около трех с половиной тысяч.
Очевидно, что ДОПОГ на дорожные перевозки опасных грузов — это в первую очередь такой норматив, задачей которого выступает профилактика возможных негативных последствий. Сам по себе факт существования потенциального риска еще не означает, что он обязательно воплотится в жизнь в виде условного пожара, взрыва, распространения токсичных отходов или радиации. Однако при совпадении определенных факторов, обусловленном игнорированием мер безопасности, вероятность подобного исхода может заметно возрасти.
Уровень ответственности
На данный момент отмечается несколько методов, как могут наказывать за нарушение основных правил перевозки опасных грузов. Водителям и компаниям, в зависимости от ситуации, могут быть назначены такие виды штрафных санкций, как:
- Наложение установленного денежного штрафа за сам факт нарушения.
- Конфискация имущества – речь идет об автомобиле, осуществляемом доставку опасного груза.
- Может быть назначено полное или временное лишение прав и допусков на профессиональное управление авто.
- Денежные штрафные санкции, размер которых зависит от вида регистрации предпринимательской деятельности. Штрафы могут быть разными для должностных, юридических и физических лиц.
Наказание за перевозку особого опасного груза без разрешения также зависит от вида используемого в процессе перевозки транспорта. Как известно, это может быть не только автомобиль, но также железнодорожный транспорт или морские суда.
Возможная уголовная ответственность
За нарушение правил перевозки опасных грузов может быть назначен не только денежный штраф, но также уголовная ответственность. Наказаниям подвергаются такие нарушения, которые причиняют серьезный вред окружающей среде и человеку. Это могут быть нарушения, как нелегальный экспорт или ввоз материалов и веществ, которые изготавливаются в процессе изготовления оружия, провоз опасных веществ с одновременным загрязнением окружающей среды – природы или водной массы.
Уголовная ответственность возлагается на водителя, если он провозил груз в состоянии алкогольного опьянения. Ситуации, которые повлекли за собой смерть двух и более человек, влекут за собой наказание на 7 лет лишения свободы. Если пострадал один человек, срок может составлять 4 года. Уже по размеру одних штрафов можно судить об уровне ответственности, которая может быть возложена за нарушение. По этой причине современные транспортные компании делают все, чтобы максимально обезопасить транспортировку опасного груза.
Требования к авто при перевозке опасных грузов
Чтобы обеспечить безопасность перевозки опасных грузов, были утверждены некоторые нормы, которым должны соответствовать используемые для этого транспортные средства. Только при наличии у автомобиля всех необходимых характеристик можно получить разрешение на его использование. Вот основные правила:
- Если ТС предполагается использовать для перевозки опасных веществ, его нужно правильно оборудовать. В ГОСТ закреплены требования к емкостям и самим автомобилям, причем для каждого вида груза они индивидуальны. Соответствие транспорта заявленным критериям должно быть подтверждено специальным документом.
- Автомобиль, который регулярно перевозит ОГ, придется также оборудовать выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Иногда это технически невозможно, тогда труба устанавливается с правой стороны, но вне зоны топливного соединения. Важно, чтобы емкость с грузом была так или иначе изолирована от источников тепла и электроэнергии.
- Автомобиль должен иметь особый внешний вид: его красят краской определенного цвета и маркировкой об опасности. Веществам, которые легко горят, соответствует оранжевый цвет; способным к самовозгоранию – красно-белый; газам и соединениям, которые переходят в газообразное состояние, контактируя с водой, – синий.
- Множество требований предъявляется к электросети транспортного средства:
Маршрут перевозки опасных грузов
Для начала компания должна получить разрешение на перевозку вредных веществ, а затем согласовать маршрут, по которому будет двигаться машина. Обычно такие перевозки необходимо согласовывать с ГИБДД.
Разрешение необходимо получить в следующих случаях:
- если три и более автомобиля движутся колонной;
- если груз относится к категории особо опасных;
- если маршрут проходит по сложным участкам дороги или при плохой погоде;
Представители ГИБДД стараются свести к минимуму передвижение транспорта с ОГ по городу. Лучше как можно чаще задействовать объездные дороги или, по крайней мере, избегать очень людных мест.
Чтобы организации выдали разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо передать в ГИБДД следующие документы:
- Свидетельство о соответствии ТС необходимым требованиям.
- Маршрут передвижения автомобиля, который сотрудники инспекции могут скорректировать.
- Дополнительное разрешение на перемещение особо опасных веществ.
Планировать маршрут обязательно при перевозке всех категорий ОГ, но не в каждом случае нужно передавать его в ГИБДД.
Основные правила построения маршрута таковы:
- Автомобиль не должен проезжать через места отдыха горожан и природные заказники, двигаться вблизи объектов культурного наследия.
- Запрещается также прокладывать маршрут вблизи крупных заводов и фабрик, особенно производящих опасные вещества.
- В маршруте должна быть информация обо всех остановках, в том числе на дозаправку.