Отличие постановления от распоряжения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие постановления от распоряжения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановления правительства России принимаются на основе принципов и положений Конституции, законов и указов президента, т. е. детализируют то, что сказано в этих нормативных актах. Например, постановление правительства от 10 июля 2019 года № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» было принято в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса РФ.

Что такое постановление?

Постановления правительства не должны противоречить вышестоящим источникам права. Эти документы (за исключением постановлений, содержащих сведения конфиденциального характера или относящиеся к гостайне) подлежат официальному опубликованию.

Помимо правительства РФ, постановления в пределах своей компетенции выпускают правительства субъектов РФ, а также некоторые органы и должностные лица. Например, в форме постановлений принимают акты министерства, Совет Федерации, Госдума.

Что такое постановление и распоряжение

Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным конституционным законом от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 уточнен порядок вступления в силу актов Правительства РФ.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Приказ, указание, распоряжение, как документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения

Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием. Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.

Назовем основные виды приказов:

  • приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
  • приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).

В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения.
Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия.

Читайте также:  Доплаты ветеранам труда в 2023 году в Москве

Чем отличается постановление от распоряжения

Постановления и распоряжения характеризуются множеством общих особенностей. Прежде всего, они должны отвечает нормам Конституции и прочих правовых актов. К тому же эти нормативные акты издает высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются по всей территории РФ.

Оба рассматриваемых документа вступают в законную силу в определенные сроки, и их требуется публиковать на протяжении 15 дней с момента ратификации. К тому же оба акта допустимо обжаловать в судебном порядке, если они явно противоречат законам, а также ущемляют права и интересы других людей.

Тем не менее, отличия между рассматриваемыми документами тоже есть. Так, постановления обладают нормативным характером и касаются существенных правоотношений. К ним относят порядок начисления пенсий, льгот, выплату зарплаты и другие особенности.

Чем отличается распоряжение от приказа

Распоряжения и приказы в некоторой части схожи между собой: они имеет примерно одинаковую структуру, назначение и т.п. Однако есть между ними и различия:

  • Область влияния. Основное отличие приказа от распоряжения в том, что приказ регулирует правовые отношения и основную деятельность компании, а распоряжение – оперативные вопросы.
  • Срок действия. В большинстве случаев распоряжение касается каких-то локальных моментов, небольшого количества работников и действует строго ограниченный и достаточно короткий период: до его выполнения. Приказы имеют более длительный срок действия, в них чаще всего вносятся конкретные изменения, тогда как распоряжения обычно просто переиздаются.

Чем отличаются постановления правительства от распоряжений

Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.

Отличие постановлений от распоряжений правительства заключается в следующем: Правовая природа. Постановления правительства являются нормативными актами, в то время как распоряжения – управленческими, нормативной природы не имеющими.Последовательность принятия. Постановления носят первичный характер, в то время как распоряжения принимаются во исполнение нормативных правовых актов.Значимость.

Распоряжение:

Распоряжение – это документ, который выдается одним должностным лицом или организацией для регулирования внутренних рабочих процессов, организации работы внутри одного подразделения или решения специфических задач. Сфера применения распоряжения ограничена, и оно имеет непосредственное отношение только к работникам данного учреждения или подразделения.

Распоряжения могут касаться таких вопросов, как расстановка кадров, проведение внутренних проверок, распределение безопасности и ответственности, организация рабочего процесса и т. д.

Однако, распоряжения не могут изменять установленные законодательством правила и нормы.

Примеры распоряжений: распоряжение о назначении нового руководителя отдела, организация обучения сотрудников по новым правилам безопасности работы, распределение обязанностей в рамках командной работы и т. д.

Постановление:

Постановление – это документ, который выдается государственными органами или должностными лицами для решения конкретных вопросов широкого общественного значение или задач, связанных с осуществлением законодательной политики. Сфера применения постановления включает все субъекты, организации и физических лиц, находящихся в юрисдикции данного государственного органа.

Постановления могут касаться таких вопросов, как утверждение законов, политических и экономических решений, назначение на должности, введение новых правил и норм, регуляция государственных программ и т. д.

Постановления являются обязательными для исполнения всеми заинтересованными сторонами.

Примеры постановлений: постановление о внесении изменений в законодательство, организация выборов, утверждение новых стандартов качества, направление на работу инспекторов и т. д.

Распоряжение и постановление являются нормативными правовыми актами, обладающими юридической силой. Однако, у них есть некоторые различия в силу своего правового характера.

Распоряжение обычно выдается одним лицом и направлено на регулирование конкретных отношений или решение специфических задач. Оно обязательно для исполнения лицами, подчиняющимися авторитету данного лица, но не является обязательным для других лиц.

Читайте также:  Могут ли приставы оставить на счету должника меньше прожиточного минимума?

Постановление, в отличие от распоряжения, имеет обязательную юридическую силу для всех лиц. Оно принимается коллегиально компетентным органом и является актом государственного управления.

Критерии Распоряжение Постановление
Принимается Одним лицом Коллегиально
Обязательно для всех лиц Нет Да

Таким образом, юридическая сила распоряжения и постановления определяется их характером и процедурой принятия. Распоряжение обязательно для исполнения только подчиненными лицами, в то время как постановление обязательно для всех лиц.

Что такое распоряжение?

Под этим термином понимают подзаконный акт органа власти или управления, который обладает обязательной силой для физических и юридических лиц. Согласно Конституции РФ, распоряжения издает президент, правительство страны или субъектов государства.

В иерархии правовых актов распоряжение президента находится ниже, чем указ. При этом распоряжение правительства имеет меньшую юридическую силу, нежели постановление.

В отличие от других нормативно-правовых актов, распоряжение издают по оперативным текущим вопросам. Этот документ не характеризуется нормативным характером. Помимо представителей власти, распоряжения могут издавать руководители разных организаций для решения оперативных вопросов.

Эта бумага считается обязательной для сотрудников организации, для которых она предназначается.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.

Распоряжение: общие характеристики

  • Обязательность. Распоряжение является обязательным для исполнения всеми заинтересованными сторонами. Оно имеет приоритет перед другими нормативными актами, за исключением законов и указов.
  • Ограниченная сфера применения. Распоряжение применяется в узкой сфере деятельности и устанавливает конкретные порядки, правила и регламенты для выполнения определенных задач или решения конкретных проблем.
  • Административный характер. Распоряжение связано с организационно-управленческими вопросами и используется для регулирования работы органов исполнительной власти, предприятий и учреждений.
  • Односторонний характер. Распоряжение принимается одним должностным лицом и не требует принятия решений коллегиальным органом или обсуждения с другими участниками процесса.
  • Локальный характер. Распоряжение действует в конкретной организации или территориальной единице и не имеет общего характера, как, например, закон или указ.

Распоряжение является важным инструментом для организации и эффективного функционирования органов власти и предприятий. Благодаря своим характеристикам, оно позволяет быстро и гибко решать конкретные задачи, регулировать деятельность и устанавливать порядки работы.

Применение постановления и распоряжения в практике

Постановление и распоряжение — это два основных документа, которые используются в правовой практике для упорядочения деятельности органов исполнительной власти и других организаций.

Постановление является своего рода нормативно-правовым актом, принимаемым высшими органами исполнительной власти, такими как правительство или министерство. Оно содержит конкретное решение по определенному вопросу и обязательно для исполнения всех заинтересованных сторон. Постановление часто используется для регулирования общих вопросов, касающихся работы государственных органов.

Распоряжение, в отличие от постановления, принимается главой организации или руководителем нижестоящего органа исполнительной власти. Оно обычно содержит конкретные указания о проведении действий, связанных с реализацией какого-либо проекта или программы. Распоряжение может иметь локальное или временное значение и не обязательно для всех органов или организаций.

Применение постановлений и распоряжений в практике весьма разнообразно и зависит от конкретной ситуации. Они могут использоваться для утверждения правил и нормативов, регулирования процедур и порядка деятельности, принятия мер по обеспечению безопасности и т.д.

Постановление и распоряжение также могут быть использованы для решения конкретных проблем, связанных с управлением и организацией. Например, постановление может служить основой для создания новых департаментов или изменения структуры организации, а распоряжение может содержать указания о перераспределении ресурсов или организации мероприятий.

Читайте также:  В Госдуме разработали законопроект о переходе на летнее и зимнее время

В заключение, постановление и распоряжение являются важными инструментами в правовой практике, которые помогают упорядочить деятельность органов исполнительной власти и других организаций. Они используются для регулирования различных аспектов работы и принуждения заинтересованных сторон к их выполнению. Оба этих документа имеют свои особенности и применение, которые определяются контекстом и конкретной целью их принятия.

Распоряжение как инструкция к исполнению

Распоряжение обычно имеет строгую форму и содержит информацию о конкретных сроках и порядке выполнения задания, ответственных лицах и ресурсах, необходимых для его выполнения. Документ может быть адресован отдельному сотруднику или группе лиц, в зависимости от характера задачи.

Распоряжения могут быть связаны как с внутренней деятельностью организации, так и с взаимодействием с внешними сторонами, например, с поставщиками или партнерами. В них можно указать на необходимость проведения конкретных мероприятий, изменения внутренних процедур или выполнения определенного поручения.

Важным элементом распоряжения является ясность, четкость и однозначность формулировок. Документ должен быть понятен для исполнителя и не оставлять места для двусмысленностей или неправильной интерпретации указаний. Для достижения этой цели допустимо использование дополнительных графических средств, например, таблиц, схем или графиков.

Кроме того, в распоряжении может быть указана информация о требуемой отчетности по выполнению задания и о сроках ее предоставления. Это позволяет проверить эффективность и своевременность выполнения поручений, а также контролировать прогресс задач.

Использование распоряжений в организации способствует упорядочению и координации работы подразделений, обеспечивает единообразие в действиях сотрудников, а также повышает эффективность управления и контроля над выполнением поставленных задач.

Процедура принятия распоряжения

Процесс принятия распоряжения обычно начинается с выработки необходимых решений и приказов руководства. Затем составляется проект распоряжения, который должен быть согласован с соответствующими структурными подразделениями, в случае необходимости.

После получения всех необходимых согласований, проект распоряжения передается на рассмотрение и подпись руководителя организации. Важно отметить, что подписание распоряжения является неотъемлемой частью процедуры его принятия.

Затем распоряжение регистрируется в учетной системе организации, получает регистрационный номер и вводится в действие. После этого оно становится обязательным для исполнения всеми сотрудниками, подчиненными руководителю организации.

Если возникают изменения или дополнения к распоряжению, то процедура их принятия также включает в себя рассмотрение и согласование с соответствующими структурными подразделениями, подписание руководителем и регистрацию в учетной системе.

Таким образом, процедура принятия распоряжения является комплексным процессом, гарантирующим правовую значимость данного документа и его обязательность для исполнения всеми сотрудниками организации.

Действие распоряжения и постановления

Перед тем, как разобраться в отличиях между этими двумя видами актов, важно понимать, чем они схожи. Распоряжение и постановление оба являются нормативными актами, имеют силу закона и обязательны для исполнения всеми организациями и гражданами.

Однако, есть и значительные различия между ними. Во-первых, распоряжение обычно принимается одним государственным органом или должностным лицом, а постановление — коллегиальным органом или их председателем. Это связано с особенностями компетенции и полномочий этих органов.

Во-вторых, действие распоряжения обычно имеет ограниченное время действия и ориентировано на конкретную ситуацию или задачу. Постановление же имеет более широкую сферу действия и часто является долгосрочным регулирующим актом.

Кроме того, в распоряжении обычно содержатся более конкретные и оперативные указания, а постановление — более общие и стратегические решения. Распоряжение может содержать указания о порядке выполнения конкретных задач, использование средств, сроках и т.д., в то время как постановление может устанавливать правила и нормы для регулирования общих процессов или принципов деятельности.

Зачастую распоряжение и постановление используются в совокупности, где распоряжение является подчиненным актом к постановлению. Распоряжение может уточнять и дополнять положения постановления, а также вводить дополнительные меры и требования для его исполнения.

Важно отметить, что и распоряжение, и постановление должны быть юридически обоснованными, соответствовать действующему законодательству и не противоречить другим нормативным актам.

Таким образом, хотя распоряжение и постановление оба служат для управления и регулирования деятельности, их отличия связаны с тем, кто их принимает, сферой действия, характером решений и длительностью времени. Правильное применение этих актов в правовой практике является важным элементом эффективного функционирования органов государственной власти и учреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *