Финансовый контроль: понятие, значение, виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовый контроль: понятие, значение, виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В действующем законодательстве Российской Федерации понятие бюджетного контроля отсутствует, однако, в соответствии с новой редакцией статьи 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), вступившей в силу 4 августа 2013 года, определено, что в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Таким образом, законодателем финансовый контроль, регулируемый БК РФ и бюджетным законодательством, в целом определен как государственный финансовый контроль. Государство может выступать заказчиком аудиторского контроля. При этом аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль.

Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Основные виды финансового контроля
Признак классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля Государственный, негосударственный (аудиторский, внутрихозяйственный, общественный)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

Необходимость финконтроля

Многие факторы делают контроль в организации необходимостью. К ним относят:

  • меняющаяся среда;
  • растущая сложность организации;
  • ошибки сотрудников;
  • необходимость для руководителей передавать полномочия.

В наиболее стабильных отраслях нет такой ситуации, чтобы не происходило изменений в среде организации:

  • рынки движутся, расширяются или сокращаются;
  • выпущены новые правовые нормы;
  • увеличивается волатильность цен на продукцию.

Благодаря функции управления обнаруживаются изменения, которые влияют на услуги или продукты компании, а затем они могут противостоять угрозам или возможностям, возникающим в результате этих изменений.

Растущая сложность организации. Современные организации нуждаются в способах управления более формализованными и продуманными методами:

  • необходимо тщательно формировать различные группы продуктов;
  • повышение качества и рентабельности;
  • информация должна быть строго зафиксирована, и на этой основе должен быть проанализирован внутренний и внешний рынок.

Децентрализация растет, многие организации имеют региональные офисы продаж и маркетинга, рассредоточенные исследовательские центры и географически разнесенные производственные мощности. Децентрализация может помочь контролировать организацию, поскольку не все ее операции требуют контроля со стороны центрального офиса. Реализация установленных стандартов должна строго контролироваться, чтобы менеджеры могли оценить эффективность подразделений, которые они контролируют, а менеджмент — эффективность сотрудников.

Если бы менеджеры и их подчиненные никогда не совершали ошибок, они могли бы легко внедрять стандарты эффективности. Однако члены организации ошибаются в том, что заказывают неправильные детали, принимают неверные ценовые решения, неправильно распознают проблемы.

Ключевые задачи финконтроля

Все задачи можно разделить на две большие группы, представленные в таблице ниже.

Связаны с обеспечением законности процедур управления финансовыми ресурсами

Связаны с правовой защитой заинтересованных лиц

  • проверка корректности и целостности кассовой и бухдокументации;
  • проверка инфраструктуры системы управления финансами;
  • проверка компетентности специалистов;
  • проверка соответствия действий по управлению финансами;
  • проверка фактов, которые подтверждают целевое расходование средств.
  • проверка и анализ системы принятия решений в управлении капиталом;
  • анализ алгоритмов проверки качества решений в области финансов;
  • оценка эффективности финансовых ресурсов

Органами исполнительной власти, которые чаще всего являются надзорными ведомствами, является Министерство финансов, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное государственное казначейство и подчиненные им структуры по вертикали в регионах.

Компетентный орган нередко предопределяет конкретное название определенного типа контроля. К примеру, ФНС проводит налоговую проверку, ФТС — таможенную.

Касательно законодательной власти, денежный контроль чаще всего производит Счетная палата, создаваемая при участии Госдумы и Совета Федерации РФ. В субъектах России также сформированы счетные палаты с участием местных парламентов.

Органы охраны правопорядка, которые могут применять финконтроль: Министерство внутренних дел, ФСБ, Генпрокуратура.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

  • проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
  • проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
  • проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
  • проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
  • выявлять внутренние резервы производств — возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
  • предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.
Читайте также:  Ипотека при разводе: как разделить ипотечную квартиру

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Государственный финансовый контроль – это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.

Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.

Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский внешний) контроль. Задача негосударственного контроля – повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

1) ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.

Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

Принципы организации финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.

Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.

Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;

Читайте также:  Копия письма Росреестра от 06.10.2021 № 13/1-7448-АБ/21

3) проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

4) проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);

5) проверку правильности составления отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.

Страхование ответственности в нашей стране ранее не проводилось, хотя в других странах оно широко развито. Только в 1990-х гг. были введены два вида страхования, относящиеся к данной отрасли и подотрасли – страхованию задолженности. Это добровольное страхование риска непогашения кредита и добровольное страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов.

Условия страхования риска непогашения кредитов состоят в том, что на страхование принимается риск непогашения заемщиками полученных в банке кредитов и процентов по этим кредитам.

Договор страхования заключается с банком и может охватывать ответственность как отдельных, так и всех заемщиков ссуд, которые выдал банк.

Договор предусматривает возмещение от 50 до 90 % суммы непогашенного в установленный срок заемщиком кредита и процента по этому кредиту.

Конкретный процент погашения определяется в договоре страхования.

Срок страхования соответствует сроку, на который выдан кредит. При страховании риска непогашения всех выданных банком кредитов договор заключается на 1 год.

При страховании дебиторской задолженности банку тарифные ставки страховых платежей в зависимости от срока страхования составляют от 1 до 2,2 % от суммы задолженности, при страховании отдельных ссуд – от 1,8 до 3,5 %.

По страхованию ответственности заемщиков за непогашение кредитов государственная страховая организация заключает договоры с предприятиями, организациями, получившими кредит в банке.

В случае непогашения полученного предприятием кредита банк получает возмещение в размере от 50 до 90 % суммы указанного кредита и процентов по нему.

Остальные условия аналогичны договору страхования риска непогашения кредита.

Во многих странах проводится обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Объектом страхования является гражданская ответственность владельца транспортного средства за возможное нанесение вреда другим лицам при совершении дорожно-транспортного происшествия.

Нанесенный материальный ущерб и другие затраты, связанные с нанесением увечья пострадавшим гражданам, подлежат возмещению страховой организацией.

По данному страхованию оплачивается материальный ущерб, связанный с восстановлением пострадавших транспортных средств и другого имущества, производится оплата расходов на лечение пострадавших граждан, протезирование, усиленное питание, переквалификацию, возмещение потери семейного дохода в связи с увечьем или смертью пострадавших, включая выплату пожизненной пенсии детям или другими родственникам.

Страховой фонд по данному виду страхования формируется за счет обязательных страховых платежей всеми владельцами транспортных средств данной страны.

Выплаченное страховое возмещение может быть впоследствии взыскано с лиц, виновных в совершении транспортной аварии.

Данное страхование позволяет обеспечивать возмещение последствий нанесения вреда даже в тех случаях, когда виновное лицо не имеет реальных материальных возможностей для этого. Кроме того, за счет средств соответствующего страхового фонда становится возможным финансирование предупредительных мероприятий по уменьшению числа и последствий дорожно-транспортных происшествий.

Во многих странах проводится страхование гражданской ответственности на случай нанесения вреда другим лицам в процессе хозяйственной деятельности, а также на случай загрязнения окружающей среды.

Альтернативные страховые общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные) начинают проводить виды страхования, относящиеся к особой отрасли – страхованию предпринимательских рисков.

Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то объектом данного страхования является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков.

Здесь возможны такие виды страхования, как страхование на случай неоплаты по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения уровня рентабельности, страхование на случай непредвиденных убытков, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле, страхование упущенной выгоды по неудавшимся сделкам и др.

Устойчивость страхования предпринимательских рисков зависит от уровня рыночных отношений, деловых связей между юридическими лицами.

Действующие виды контроля можно сгруппировать по одному признаку — это уровень, на котором исполняются контрольные функции. Выделяют:

  1. Государственный финансовый контроль. Наиболее масштабная форма контроля, так как затрагивает практически все виды и формы финансовых взаимоотношений в рамках целого государства. Деятельность государственного финансового контроля выполняет не только Минфин и ФНС, но и другие многочисленные структуры и ведомства исполнительной власти. Основная цель — это повышение эффективности сбора, а затем распределения и использования средств.
  2. Муниципальный финансовый контроль. Аналогичный формат контроля, действующий в рамках конкретного муниципалитета. Часть полномочий государства делегировано органам исполнительной власти муниципальных образований. В рамках таких взаимоотношений выступает муниципальная форма контроля.
  3. Общественный финансовый контроль. Вид надзора, осуществляемый со стороны граждан, партий, объединений и коллективов. Примерами такого варианта контроля может выступать общественный контроль профсоюзов в рамках вопросов оплаты труда или деятельность общественных палат в рамках исполнения законодательства по закупкам.
  4. Внутрифирменный контроль. Формат финансового контроля, ставший обязательным для всех экономических субъектов. Обязанность была введена законом № 402-ФЗ и Приказом № 256н — ФСБУ. Организация обязана разработать и утвердить индивидуальный порядок проведения внутреннего контроля в своей учетной политике.

Экономическое значение

Институт финансового контроля как в отношении локального объекта, например бюджетного учреждения или коммерческой компании, так и в отношении целого государства невозможно недооценивать. Проверки, проводимые в рамках осуществления финансового контроля позволяют экономическому субъекту не только выявлять слабые стороны финансово-хозяйственной деятельности, но и повышать рациональность использования финансов.

Экономическое значение финансового контроля характеризуется следующими аспектами:

  1. Контроль напрямую стимулирует подконтрольные объекты стремиться к обеспечению законности процедур управления финансами.
  2. Оптимизация структуры управления финансами проявляется как результат деятельности этих структур.
  3. Надлежащий контроль обеспечивает стабильное функционирование субъекта. Например, в рамках организации это бесперебойный цикл жизнедеятельности, самостоятельное обеспечение капиталами производства.
Читайте также:  Тонировка авто в 2023 по ГОСТу

Высшие структуры, общественники

Финконтроль может инициироваться и производиться учреждением, ответственным за компанию более низшего уровня либо бюджетную компанию.

Общественные объединения могут инициировать процедуры финконтроля. Одновременно они могут быть как независимыми инспекционными органами (если в их состав входят компетентные работники, которые способны производить соответствующий контроль), так и направлять обращения на пересмотр иным органам, работа которых тем или иным образом связана с организацией.

Субъекты финконтроля – внутренние структуры.

Работа подразделений внутреннего корпоративного либо внутриведомственного финконтроля обычно характеризуется еще более узкой направленностью по сравнению с работой, которую могут делать вышеупомянутые структуры.

Виды проверок финансового контроля

Проверку финансового контроля осуществляют с помощью:

  • Проверок, которые классифицируются на документальные (осуществляется непосредственно на предприятии) и камеральные (производится контрольным органом);
  • Обследование, при котором могут осуществляться контрольные замеры проводимых работ, расход материалов, энергии и так далее с помощью инспекции на месте (опроса либо анкетирования);
  • Надзор – это проверка соблюдения правил и нормативов, нарушение которых приводит к лишению лицензии;
  • Экономический анализ – тщательное изучение отчётности организации для последующей оценки эффективности её деятельности;
  • Наблюдение является системой постоянно осуществляемых проверочных действий для выявления текущих изменений сфере хозяйствующих объектов;
  • Ревизия – самый главный, наиболее тщательный и многогранный метод финансового контроля.

Можно выделить три критерия финансового контроля: законность, планирование и экономичность.

  1. Право и законность: это основной критерий, используемый давно, который наиболее распространен. Контролеры должны быть хорошо подготовлены с точки зрения правовых знаний (юриспруденция, экономические и административные исследования) и постоянно обновлять свои навыки, поскольку закон постоянно меняется. Точное понимание и интерпретация необходимы для проведения аудита.
  2. Планирование: используя этот критерий, следует учитывать множество причин несоответствия между заданными действиями и планом, а также гибкость и приспособляемость к предыдущим незапланированным действиям. Изучение и оценка составленных планов сложны, потому что планы зачастую очень подробны и точны.
  3. Экономика: иначе – принцип рационального действия. Это критерий, который объединяет элементы в единое целое. Во время проверки должно быть продемонстрировано, соответствует ли конкретная деятельность принципу экономики, то есть она должна быть включена в экономическое и финансовое функционирование, например, оптимизацию производственных процессов, повышение эффективности работы, улучшение качества.

Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.

Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.

Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.

Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.

Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.

Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.

Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).

Кадровое обеспечение ВФК.

В зависимости от размера БУ и его финансовых возможностей выполнять функцию ВФК могут служба ВФК, сотрудник по ВФК, комиссия по ВФК. Отметим, что руководители любого уровня выполняют контрольные функции, в этом их отличие от рядового персонала. Поэтому если у БУ нет возможности вменить осуществление ВФК в исключительном порядке отдельным лицам (подразумевается, что сотрудник или служба ничем, кроме контроля, не занимаются), то в локальных актах по ВФК следует особо прописать роль руководителей структурных подразделений во ВФК. У ряда подразделений БУ есть четко выраженные контрольные функции, что способствует более легкому их встраиванию в систему ВФК. Например, юридический и кадровый отделы на этапе заключения договоров проводят предварительный контроль, а бухгалтерия осуществляет текущий контроль на основании расчетных документов.

Служба ВФК в отличие от других структурных подразделений БУ осуществляет контроль за контролем, то есть проверяет, как работают контрольные механизмы, а если они отсутствуют или недостаточны, то налаживает их. Служба ВФК осуществляет контроль без выполнения иных, исполнительских функций, что обеспечивает ее независимость.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *