Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Процедура изъятия участка

Аннулирование частной собственности на конкретный земельный участок происходит в шесть этапов:

  1. Подготовка оснований для начала процедуры изъятия. Сюда входит разработка документации по планированию территории, формирование проектов. Документы создаются и утверждаются уполномоченным органом государственной власти.
  2. Подготовка и подача соответствующего решения об изъятии земельного участка.
  3. Выявление собственников объектов, которые планируется изъять. Это необходимо для получения у них согласия на отчуждение.
  4. Подписание решения об отчуждении земли муниципалитетом.
  5. Подготовка и подписание договора об изъятии.
  6. Прекращение прав на земельный участок и его передача муниципалитету или государству.

На этапе выявления собственников объектов, которые будут изъяты, возможны некоторые сложности. В частности, это касается земель, право на использование которых возникло до 1998 года. До этого момента регистрация имущественных прав осуществлялась не всегда, поэтому возможны сложности с поиском информации.

Необходимые сведения запрашиваются из государственных архивов и муниципалитета. Кроме того, осуществляется публикация на сайте органов местного самоуправления и в СМИ. Физическое лицо или организация обязаны подтвердить свои права в течение пяти дней с момента получения уведомления.

Поиск собственников происходит в течение двух месяцев. Если за этот период сведения о владельцах не будут получены, то уполномоченный орган обратиться в суд для признания земельного участка невостребованным. В итоге надел признается собственностью муниципалитета или государства.

Может случиться так, что владелец найдется уже после аннулирования права собственности. В этом случае он может требовать выплаты компенсации из бюджета. Однако для этого потребуется доказать право на надел и объяснить причину своего отсутствия.

Выявленный собственник уведомляется о принятом решении об отчуждении в течении 10 рабочих дней. В течении этого времени также публикуется информация на официальном сайте муниципалитета о принятии документа.

Уведомление собственника считается произведенным с момента принятия уведомления. Если почтовый адрес владельца неизвестен, он будет считаться оповещенным с момента публикации данных на официальном сайте. Принятое решение может быть обжаловано в течение трех лет с момента подписания.

Для формирования договора об изъятии проводятся специальные кадастровые и оценочные мероприятия, цель которых состоит в уточнении границ участка и определения его рыночной стоимости.

В тексте договора прописывается:

  • цель изъятия;
  • данные участка – кадастровый номер, площадь, вид права, адрес местоположения и т.д.;
  • реквизиты принятого решения;
  • срок передачи имущественных прав;
  • объем и способ выплаты компенсации;
  • указание сервитутов, если они есть и сохраняются.

Соглашение составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны. После получения своего экземпляра собственник вправе его сразу же подписать, уведомить власти об отказе или изъявить желание внести корректировки (с указанием оснований).

Если собственник не подписал договор в течение трех месяцев с момента его получения или не уведомил об отказе, то муниципалитет или государственный орган вправе обратиться в суд. В такой ситуации будет подан иск о принудительном аннулировании права собственности на земельный участок.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда Свердловской области в 2023 году в денежном эквиваленте

После подписания договора или в результате судебного решения произойдет фактическое прекращение прав на надел. При этом подразумевается:

  • передача права владения;
  • аннулирование права пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • аннулирование договора аренды или соглашения о безвозмездном пользовании;
  • прекращение права хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • снос строений, воздвигнутых на изъятом участке;
  • государственная регистрация юридических изменений.

Если условиями договора предусмотрена компенсация, то все последствия наступят только после полной выплаты.

Гарантии возмещения убытков

Принудительное изъятие земельного участка предусматривает возмещение убытков. Они возмещаются в предусмотренном Земельным и Гражданским законодательством,порядке. Они восполняются из бюджета того ведомства или структуры власти, которая инициировала проведение работ, причиной которых стало расселение граждан. Однако все действия координируются на уровне высших законодательных структур, что допускает принятие ими решения об использовании бюджетных средств по усмотрению. То есть фонды, из которых осуществляется компенсация, могут меняться, но для заинтересованных лиц, попавших под действие программы, санкционирование действий происходит при согласовании с местной администрацией, которая выступает гарантом имущественных интересов населения.

Уполномоченный орган по принятию решения об изъятии


Забрать землю у собственника можно только по распоряжению органа государственной власти, который уполномочен принимать данные решения в отношении земель. Какой именно госорган уполномочен решать изымать землю у граждан или нет, зависит от того, для каких нужд забирается надел:

  • для федеральных нужд – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • для нужд субъектов РФ – региональные власти;
  • для муниципальных нужд – местная администрация.

Решение может быть принято уполномоченным госорганом самостоятельно или по ходатайству иных организаций, перечень которых утвержден п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ. К ним относятся:

  • субъекты естественных монополий;
  • недропользователи;
  • учреждения, с которыми заключены договора комплексного освоения территории;
  • прочие организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, для которой требуется изъятие земельного надела.

Решение об изымании земли из оборота граждан должно быть принято в течение 6 лет, с даты подписания проекта планирования территории. Государство не может изъять участки, являющиеся выморочным имуществом или находящиеся в государственной/муниципальной собственности.

Срок действия принятого решения – 3 года, при этом оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев с момента надлежащего уведомления собственника надела.

Статья: «Когда могут изъять земельный участок?»

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны.

В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Порядок изъятия земельного участка

Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан. В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом. По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск. Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.

Читайте также:  Срок исковой давности по налогам

Реквизиция земельного участка

Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий. Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст.51 ЗК РФ. В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.

В случае невозможности возврата земельного участка после его реквизиции, правообладатель может рассчитывать на финансовую компенсацию ущерба либо предоставление ему равноценного земельного участка безвозмездно.

Принятие решения об изъятии участков земли и дальнейшие действия уполномоченного органа

Решение об изъятии земельной территории принимается уполномоченным государственным органом, который обязуется соблюсти полную процедуру по осуществлению конфискации земель в течение десяти дней после утверждения решения.

Основными этапами, которые выполняются ответственным учреждением после принятия решения, являются следующие действия:

  • размещение копии разрешения на предстоящее изъятие на официальной интернет-странице;
  • публикация решения по месту нахождения территории об изъятии в порядке, который предусмотрен для обнародования муниципальных законодательных актов в пределах города, поселения или конкретной местности;
  • направление копии решения собственникам конфискованного недвижимого имущества и земельных участков по адресам, указанным в официальной документации;
  • отправка копии решения в орган по государственной регистрации недвижимого имущества;
  • направление копии решения учреждению, которое подало ходатайство об изъятии земли.

Соглашение об изъятии земельного участка с застройщиком

Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.

Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:

  1. наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
  2. кадастровый либо условный номера земельного участка;
  3. цель изъятия участка;
  4. реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
  5. перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
  6. срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
  7. размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
  8. перечень размещенных на участке строений и сооружений;
  9. перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.

Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.

В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.

Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:

  • информацию о заявителе;
  • данные об участке;
  • цель изъятия.

Данный вид документа служит основанием для принятия судом дальнейшего решения по изъятию заявленного земельного участка. Совместно с иском заявителем должна быть представлена техническая документация на землю.

Как на практике происходит изъятие земли

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

Читайте также:  Нужно ли платить налог при продаже квартиры, доставшейся по наследству?

Система законодательства, регулирующая изъятие частной собственности для государственных и муниципальных нужд

В связи с необходимостью реализации грандиозных федеральных инвестиционных проектов в области транспортной и иной инфраструктуры стало очевидным, что развитие частно-государственного партнерства невозможно без реализации права на изъятие частной собственности для государственных и муниципальных нужд.

Основополагающие статьи, где прописаны основы владения и распоряжения частной собственностью в России, находятся в Конституции. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В свою очередь законы, в том числе регулирующие изъятие частной собственности, и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

В основании частно-государственных отношений лежит такое понятие, как «частная собственность», определение которой можно вынести из п. 2 ст. 8 Конституции РФ под собственностью и разными ее формами понимаются разные формы хозяйствования, осуществляемые разнообразными субъектами. Те из них, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, должны считаться частными лицами и субъектами частной собственности, понимаемой как частная хозяйственная (в том числе и предпринимательская) деятельность физических (индивиды, отдельные люди) и юридических (организации) лиц, осуществляемая на основе принадлежащего им имущества (п. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Порядок изъятия земельного участка и жилого помещения, находящегося на нем

Закон устанавливает ряд особых правил проведения этой процедуры. Они предусмотрены ст. 32 ЖК. Для этого необходимо решение федерального, регионального, либо муниципального органа, исполняющего соответствующие функции.

Принятое решение доводится до собственника путем направления уведомления. Обязательным приложением к нему является предлагаемый договор. Для заключения сделки действующий порядок требует согласие собственника. В случае, если этот объект оформлен на несовершеннолетнего, действуют особые правила. Для оформления сделки потребуется согласие органа в сфере опеки и попечительства. Договор будет зарегистрирован, а новый собственник внесен в реестр, если в процессе регистрации будут получены доказательства соблюдения интересов несовершеннолетнего собственника.

Судебным решением предыдущему собственнику может быть предоставлено временное право пользования недвижимостью на протяжении не более полугода.

В договор, в том числе и заключаемый в пользу несовершеннолетнего гражданина, допускается включать как условия о денежной выплате, так и о предоставлении нового жилья взамен.

При расчете компенсации учету подлежит не только стоимость изымаемого имущества, но и расходы на переезд и временное проживание.

Сторонам, обсуждающим договор предоставлено 3 месяца на обсуждение условий сделки. Только по прошествии этого срока с момента вручения уведомления уполномоченный федеральный, региональный или муниципальный орган может обратиться в суд. На подачу иска раньше этого срока установлен запрет.

Какое имущество нельзя конфисковать?

Ст. 446 ГПК РФ предусматривает перечень имущества, в отношении которого запрещается конфискация. В этот перечень входят:

  • единственное место проживания осужденного и его семьи;
  • земля, на которой возведен дом, являющийся единственным местом проживания;
  • земля, предназначенная для ведения хозяйства;
  • семена, предназначенные для посева;
  • скот, птица, а также строения, в которых они содержаться, если это основной источник существования граждан;
  • необходимая мебель;
  • вещи, постельное белье, посуда, обувь, одежда и средства гигиены;
  • топливо, предназначенное для приготовления пищи или отопления;
  • предметы, которые используются гражданином для ведения профессиональной деятельности (к примеру, ноутбук, мобильный телефон, скрипка и т.д.);
  • деньги в размере прожиточного минимума;
  • социальные пособия.

Чтобы избежать проблем, рекомендуется сохранять чеки, подтверждающие права на владение имуществом. При их отсутствии доказать что-либо можно с привлечением свидетелей.

Изъятие сельскохозяйственных наделов в государственных/муниципальных интересах

Для полноценной реализации национальных интересов законодатель осознано не делает разницы между землями с разным целевым назначением. Если крупное инфраструктурное строительство или возведение стратегически важных объектов потребует использования земель сельхозназначения, такие наделы также могут изъять.

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по тем же правилам и в том же порядке, что описан выше. Единственная особенность установлена ст. 14 .

Если надел находится в долевой собственности, соглашение о его истребовании утверждается не каждым владельцем по отдельности, а общим собранием совладельцев.

Именно собрание утверждает или отклоняет условия соглашения, выдвигает встречные требования и осуществляет коммуникацию с органами власти. В остальном сельскохозяйственное назначение не влияет на порядок изъятия земли.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *