Штраф, лишение или тюремный срок? Ответственность виновников ДТП
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф, лишение или тюремный срок? Ответственность виновников ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки рассмотрения дтп с пострадавшими увеличиваются, так как бумажной работы становится несравненно больше. Если произошла такая авария, то степень ее последствий, как и срок давности по дтп с пострадавшими зависит от разных факторов, основной из них – это степень и характер вреда, который был причинен пострадавшему. Порядок расследования дтп с пострадавшими также будет основываться на множестве факторов, и от действий самих участников аварии. Если ты попал в дтп с пострадавшим, главное никогда не покидать место аварии, в противном случае последствия будут куда серьезней. Оформление при дтп с пострадавшим будет стоять не на первом месте, сначала нужно оказать помощь человеку, который получил увечья.
Действия при ДТП с пострадавшими
Комментарии к ст. 12.24 КОАП РФ
1. Объектами правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, охраны здоровья граждан.
2. С объективной стороны данные правонарушения выражаются в нарушении: а) Правил дорожного движения; б) правил эксплуатации транспортных средств.
3. Общее требование, содержащееся в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), и предъявляемое ко всем участникам дорожного движения, состоит в том, что они должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В комментируемой статье речь идет о нарушениях водителями Правил дорожного движения (нарушения порядка движения, требований дорожных знаков и разметки проезжей части, скорости, обгона и т.д.) и правил эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
4. Основные требования к эксплуатации транспортных средств содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.), Правилах дорожного движения Российской Федерации, Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных тем же Постановлением. В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Обязанности по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (ст. 19 Федерального закона). Правила дорожного движения устанавливают обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства (п. 2.3).
5. Составы правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, предполагают последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Понятия легкого или средней тяжести вреда здоровью даются в примечании к статье. Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы.
Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522.
Если в результате нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия виновного образуют состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ.
6. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной виной по отношению к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в отношении последствий — неосторожной формой вины.
7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а также судьи в случае передачи дела на рассмотрение судье в связи с возможностью назначения наказания в виде лишения права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Ход дела о причинении вреда здоровью при ДТП
Порядок рассмотрения дел о возмещении вреда здоровью в ДТП имеет следующий вид:
- Рассмотрение в обязательном порядке осуществляется с участием прокурора.
- Моральный вред может быть взыскан только с автовладельца – виновника аварии, поскольку данная категория ущерба не относится к страховым выплатам.
- При имеющемся факте возмещения средств на покрытие восстановления здоровья истец может повторно обратиться за выплатами, если после курса терапии будут выявлены новые обстоятельства, о которых ранее не было известно, либо если течение заболевания осложнилось. Предъявление требований, повторяющих предыдущие, но с новой системой расчетов, не допускается.
- Если компания-страховщик виновного стала банкротом, то в возмещении средств участвует Российский союз автостраховщиков.
- Если порядок выплат осуществляется не в соответствии с законодательством, то половину разниц между суммой, положенной по закону и суммой, выплаченной реально, выплатит страховая компания в виде штрафа.
Судебная практика по возмещению вреда
Судебная практика насчитывает немало случаев, когда имела место полная компенсация вреда здоровью при ДТП:
- Легкий вред. В процессе управления автомобилем обвиняемая не учла плохую видимость и неподходящие погодные условия и допустила ДТП с пешеходом. Пострадавший получил травмы лица, которые были квалифицированы как причинение легкого вреда здоровью. Первая помощь пешеходу была оказана виновницей аварии. На суде свою вину признала полностью, раскаялась. Решение – административный штраф в соответствии с кодексом об административных правонарушениях.
- Средний вред. Автовладелец, не сумевший справиться с управлением машиной, въехал в столб, в результате чего пассажир получил травмы, которые позже были квалифицированы как вред здоровью средней тяжести. Обвиняемый был приговорен к лишению прав, стоимость лечение пассажира была возмещена страховой компанией.
- Тяжелый вред. При незначительном превышении скорости подсудимым и потере контроля над ситуацией произошел наезд на пешехода. В результате аварии пострадавший получил тяжелые травмы. Однако, так как последний в момент столкновения был пьян и пересекал перекресток на красный свет, в суде стороны примирились, уголовное дело было прекращено. Виновник частично компенсировал вред, полученный пешеходом.
- Моральный вред здоровью. Случаи подобных возмещений случаются все чаще. Стоит отметить, что апеллировать придется документами, доказывающими наличие тяжелых психологических состояний пострадавшего. Простого упования на от, что невиновный в аварии сильно расстроился, будет недостаточно. В судебной практике в России случаи выплат морального вреда есть, но суммы, как правило, небольшие. От 10 000 до 30 000 рублей. Все, что выходит за эти рамки, относится к очень тяжелым случаям и рассматривается с особым вниманием. Так, опекун двоих осиротевших детей смогла добиться компенсации в 250 000 рублей.
- Тяжкий вред, причиненный по неосторожности. Даже если в действиях обвиняемого не содержалось злого умысла, отвечать за свои поступки ему все же придется. В судебной практике очень много случаев, когда водитель не справился с рулевым управлением по причине плохих погодных условий. Пассажиры и пешеходы, пострадавшие в таких авариях, вполне могут рассчитывать на компенсацию выплат, однако суд при вынесении решения будет менее строгим.
- Смерть при ДТП. К таким ситуациям в суде относятся лояльно. Безусловно, родственники имеют право на получение компенсации. Возвращены могут быть средства, затраченные на погребение, денежные компенсации расходов, которые возникли в связи с гибелью пострадавшего. стоит отметить, что часто подобные требования суд удовлетворяет. так, матери погибшего молодого человека, который был ее единственным кормильцем, удалось взыскать с виновника 500 000 рублей. Однако наличие данных фактов не значит, что в данном вопросе царит произвол. Суд строго оценивает каждую ситуацию.
Административная и уголовная ответственность
Глава 12 КоАП посвящена нарушениям правил дорожного движения (ПДД), которые могут стать причиной ДТП. Административная ответственность подразумевает нанесение легкого и среднего вреда здоровью при ДТП. Под легким вредом подразумевают непродолжительное расстройство здоровья. Например, это могут быть ссадины, ушибы, синяки. Под средним вредом понимают ущерб, который не несет угрозу жизни и не грозит тяжелыми последствиями в будущем. Например, это может быть сотрясение мозга, перелом ребра. В подобных ситуациях избежать ответственности тоже помогает ОСАГО, при наличии которого страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, полученный ими при ДТП. Если, конечно, действия водителя были не умышленные.
Однако, если причиной ДТП стало вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или оставление места аварии, то водителю не удастся избежать наказания. Оно зависит от вида нарушения: от штрафа до лишения прав, а в некоторых случаях это может быть арест до 15 суток.
Обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом
О том, что водитель в любом случае несет ответственность, говорит ст.1079 ГК РФ. Связано это с тем, что вождение автомобиля относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, и обязанность полного возмещения вреда, согласно законодательству, возлагается на владельца источника опасности. Исключения составляют те случаи, когда:
- транспортное средство выбыло из обладания владельца по вине третьих лиц или непреодолимой силы;
- ДТП с легкими телесными повреждениями произошло в результате злого умысла потерпевшего (к сожалению, случаи мошенничества имеют место быть).
Как взыскать моральный вред с виновника ДТП
Кроме затрат материальных, пострадавший вправе потребовать моральную компенсацию, и это установлено Гражданским законодательством. Под моральным вредом понимают психологические и физические страдания, которые были причинены человеку в связи с временной нетрудоспособностью или травмами. В случае, если ущерб квалифицирован как «лёгкий», то для получения данной компенсации пострадавший должен подать в суд отдельный иск, приложив установленные документы, но процедура требует принятия окончательного решения судом и постановления о том, признан водитель виновным в ДТП или нет.
Даже в том случае, если суд оправдает водителя, иск на взыскание моральной компенсации может быть подан, но в этом случае на основании того, что автомобиль является источником повышенной опасности, владелец которого отвечает за последствия. В этой ситуации есть небольшой нюанс: рассчитывать на получения компенсации можно только в том случае, если в действиях пострадавшего не было злого умысла (т.е. это не должен быть пешеход, который, например, специально бросился на автомобиль с целью получения впоследствии денежной компенсации).
Как определить степень тяжести
Оценочные мероприятия могут проводиться только ограниченным кругом лиц. Установлением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимаются медицинские учреждения или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию, включающую работы на проведение судебно-медицинской экспертизы.
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522. Медицинские критерии, которыми руководствуются эксперты при вынесении решения, утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 24.04.2008 № 194н.
Приложение к Медицинским критериям — Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и прочих вероятных последствий, спровоцированных ДТП.
Компенсация пострадавшим
Чтобы добиться компенсационных выплат, потерпевший, опираясь на конкретные свидетельства и справки должен доказать причинение вреда здоровью при ДТП. Когда пострадало имущество, потребуется бумаги, подтверждающие владение им, а также квитанции по расходам, которые потребовались на восстановление.
При нанесении физического вреда компенсации делятся на:
- возмещение полной суммы дохода, которую пострадавший не смог получить из-за полученных травм, включая работу на фирме или предприятии по договору, а также предпринимательскую деятельность.
- возмещение трат на прохождение курса лечения, лекарство, посещение санатория и уход.
Каким бывает вред здоровью?
Вред здоровью:
- может отсутствовать. Только специалисты определяют, произошло ли причинение вреда здоровью. При отсутствии такого фактора, если у всех участников происшествия есть действующие полисы ОСАГО, вопрос решается относительно просто. Полицию привлекать необязательно. Проблема регулируется согласно нормам гражданского права;
- может быть легким. Настоящий вид вреда будет рассматриваться в этой статье;
- средний вред. Как и легкий, он может наказываться штрафом, возмещением ущерба и лишением водительских прав. Вред такой тяжести рассматривается административным законодательством;
- тяжкий вред и летальный исход – относятся к сфере уголовного права.
Какие повреждения, вызванные ДТП, считаются легкими?
Что такое легкий вред здоровью при ДТП? Это, например, сотрясение мозга легкой степени, без тяжелых последствий для пострадавшего. Потерпевших с таким состоянием выписывают из больниц за считанные дни.
Тем не менее, не нужно думать, что такой вред совершенно ничего не значит. Если лечение не будет оказано, и пострадавший продолжает вести активный образ жизни, минуя реабилитационный период, его проблемы могут усугубиться. Также очень легко недооценить тяжесть проблемы из-за того, что основные повреждения могут быть не видны, а последствия травмы не проявились сразу. Поэтому людей с сотрясением мозга необходимо доставить в лечебное учреждение и поместить под наблюдение врачей. Степень тяжести вреда здоровью при ДТП будет оценена на основе заключений медицинских работников.
Восстановительный период после сотрясения мозга продолжается еще как минимум две недели после выписки. В течение всего срока прохождения лечения пострадавший не сможет вести обычный образ жизни. Необходимость воздержаться от работы в течение первого периода после сотрясения наверняка ударит по карману жертвы.
Не забывайте, что нормы административного права придуманы не просто так. К легкому вреду здоровья при ДТП относятся повреждения, излечение которых занимает не более двадцати одного дня, и работоспособность утрачена человеком на непродолжительный период времени. Находится потерпевший при этом в стационаре или продолжает свое трехнедельное лечение дома – это в данной ситуации ни на что не влияет.
Денежная компенсация устанавливается на основе документов из медицинских учреждений. Ущерб, нанесенный внутренним органам, может проявиться не сразу и быть внешне незаметным. Если вы потерпевший, то не торопитесь делать выводы о том, что с вами произошло. Дождитесь заключения медработников и судебно-медицинской экспертизы.
Не пренебрегайте своим здоровьем и обратитесь ко врачу. Даже если поначалу вы совсем не чувствуете боли или, напротив, сходите от нее с ума, следует сначала провести должное обследование. Боль может отсутствовать по причине болевого шока, а на самом деле вы нуждаетесь в незамедлительном врачебном вмешательстве. Крайне острые проявления боли, в свою очередь, не свидетельствуют о том, что вам был причинен немалый вред.
Легкий вред здоровью при ДТП – это такой вред здоровью, при котором работоспособность пострадавшего лица утрачена не более чем на десять процентов.
Что сказано по этому поводу в Кодексе об административных правонарушениях? Повреждения мягких тканей не рассматриваются как легкий вред здоровью при ДТП. Ссадины, кровоподтеки, поверхностные ранения и ушибы, ограниченные мягкими тканями, считаются не влияющими на работоспособность.
Вы считаете, что не были виноваты в аварии?
Бывает такое, что ответственны за ДТП на самом деле лица, и вовсе не присутствовавшие в момент аварии. Например, если техобслуживание автотранспорта было проведено некомпетентно, или кто-то целенаправленно испортил средство передвижения, вовлеченное в аварию. Держите при себе данные о недавно проведенных операциях по техническому обслуживанию и внимательно выбирайте компании, которые будут его проводить. Чужая ошибка или недобрый умысел в этом случае могут стоить и вашей собственной жизни.
Неправильно установленные или отсутствующие знаки дорожного движения, отсутствие или неисправность светофоров и плохое дорожное покрытие тоже являются обстоятельствами, частично смягчающими ответственность водителя. На практике все будет рассматриваться комплексно. Если вы позволили себе выпить, а потом заговорились по телефону и сбили ребенка, вас не поймут. Но естественно, что суд будет иначе относиться к вашей проблеме, если вы были трезвы и старались сохранить управление автомобилем на разрушенной из-за внезапного оползня дороге, в дождь и сражаясь с сердечным приступом.
Нанесение тяжкого вреда физическому состоянию человека в дорожной аварии
Тяжкий ущерб в ДТП – вред здоровью, который представляет угрозу или опасные последствия для жизни (потеря зрения, слуха, речи или других органов, потеря работоспособности некоторых органов, сильное повреждение лица, перелом позвоночника, черепа, затылочной кости или ребер, раны в шейной зоне, кровоизлияние в мозг, закрытые раны внутренних органов, ухудшение здоровья вместе с потерей работоспособности не меньше чем на треть, полная неспособность работать, выкидыш у женщины, нарушение психики).
Это самый распространенный случай возмещения вреда пострадавшему в случае дорожно-транспортного происшествия. Решением суда потерпевшей стороне восполняют стоимость потраченных медицинских препаратов, лечения и морального вреда, также возвращается сумма, равная упущенной выгоде за время реабилитации потерпевшего. В редких случаях период восстановления может длиться достаточно долго, например, состояние клинической смерти. Такие моменты прописываются отдельно в судебных разбирательствах.
Правовая помощь автоюриста в Санкт-Петербурге
Автоюристы компании «Общество по защите прав автомобилистов» более 10 лет занимаются разрешением дорожных споров. В перечень оказываемых услуг входят:
- бесплатная консультация;
- сбор и анализ необходимых документов;
- составление и подача заявления в страховую компанию;
- подготовка к судебному разбирательству;
- поиск доказательств и обоснований требований;
- расчет размера компенсаций;
- представительство в суде.
Также юристы оказывают помощь водителям, которые не согласны с предъявленным обвинением, в виде оказания следующих услуг:
- бесплатная консультация;
- поиск решений и обоснований для сокращения размера выплат;
- защита интересов водителя в суде;
- снижение суммы штрафа, возврат водительского удостоверения.
Значение судебно-медицинской экспертизы и возможность ее оспаривания
Если случилось ДТП с нанесенными травмами, всю картину невозможно установить без заключения специалистов. В ряде случаев назначается даже несколько экспертиз.
Их условно можно разделить на две группы.
Первая касается определения степени повреждений потерпевшей стороны и состояния водителя на момент аварии. Ведь от этого будут зависеть вид и мера итоговой юридической ответственности.
Потребуется выяснение причин и обстоятельств аварии. Тогда дознаватель, суд выносят свое мнение о том, можно было ли ее предотвратить. Изучаются тормозной путь, положение автомобиля относительно других участников движения, погодные сводки.
В дальнейшем с выводами экспертиз могут быть не согласны как пострадавшее лицо, в отношении степени ущерба здоровью, так и хозяин транспортного средства в части присутствия вины.
Поскольку вопрос о привлечении к ответственности решает суд, перед ним допускается заявить ходатайство о назначении повторных исследований. В таком обращении перечисляются доводы, ставящие заключение эксперта под сомнение.
Комментарии к статье 12.24 КоАП РФ, судебная практика применения
Эксплуатация транспортных средств — это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.
В п. 1.5 Правил дорожного движения предусмотрено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Обязанности по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Кроме этого, в ст. 19 упомянутого Закона установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Пункт 2.3 Правил дорожного движения предписывает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ включает в себя нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, причинение легкого вреда здоровью человека или вреда здоровью средней тяжести.
Нарушения Правил дорожного движения, о которых речь идет в статье 12.24 КоАП РФ, могут выражаться в превышении установленной скорости движения, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрестков и т.д.
Если в результате нарушения водителем транспортного средства Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо смерти, ответственность виновного будет наступать по соответствующей части ст. 264 УК РФ.
Составы правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ являются материальными и предполагают наступление последствий в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. При этом вред должен быть причинен окружающим лицам, нанесение вреда водителем самому себе состава правонарушения не образует. Определения понятий легкого или средней тяжести вреда здоровью даны в примечании к статье 12.24 КоАП РФ.
Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы. Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522.
Административная ответственность по статье 12.24 КоАП РФ наступает при условии, что между нарушением и наступившими последствиями имеется причинная связь. Причинная связь исключается, если нарушение Правил вообще не было допущено (например, пешеход по собственной неосторожности попадает под колесо автомашины).
При решении вопроса о причинной связи учитывается наличие у водителя технической возможности избежать вредного последствия. Если такой возможности не было и установлено, что аварийная ситуация была вызвана не им, а иными участниками дорожного движения, то ответственность исключается.
Если в результате нарушения водителем Правил дорожного движения одному потерпевшему причинен легкий вред здоровью, а другому — вред здоровью средней тяжести, содеянное образует идеальную совокупность административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 статьи 12.24 КоАП РФ.
При наличии по факту нарушения Правил дорожного движения постановления о возбуждении уголовного дела по статье 264 УК РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ, не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Однако такое решение может быть принято лишь в том случае, если на момент вынесения постановления о назначении административного наказания по тому же факту совершения противоправного деяния уже имелось постановление о возбуждении уголовного дела.
Субъектом рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств независимо от наличия или отсутствия у них права управления транспортными средствами.
С субъективной стороны указанные административные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ, рассматриваются судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Понятие степени тяжести вреда здоровью в дорожном происшествии
Рассматриваемый термин сугубо медицинский. Приказ МЗ РФ № 194н от 2008г. определяет критерии оценки полученных травм организмом в результате аварии.
Этот нормативный акт разграничивает их по трем категориям, как было отмечено выше: легкие, средние и тяжелые.
Каждому из этих значений присуще конкретные признаки, которые можно зафиксировать только путем проведения специальной экспертизы.
Они классифицируются следующим образом:
- Влияние повреждений на дальнейшую жизнь человека.
- Какое время потребуется для лечения и реабилитации.
- Теряются ли важнейшие функции организма (слух, обоняние, зрение).
- Как скажутся последствия аварии на трудоспособности и выполнении или иных работ.
- Возникают ли не поддающиеся коррекции уродства на теле или лице.
- Меняется ли психика пострадавшего.